СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ (доклад к августовской конференции учителей географии г. Ростова-на-Дону)
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
(Доклад к августовской педагогической конференции учителей географии города Ростова-на-Дону).
Здравствуйте, уважаемые коллеги! На конференции я представляю МБОУ лицей №57 Ленинского района, где проработал учителем, начиная с 2001 года, вот, уже более 10 лет. Сегодня мне предложили прочитать доклад на тему «Современные методы и средства обучения на уроках географии». Я подразумеваю под этим, в первую очередь, ту электронную начинку, которой обладают сейчас в большей или меньшей степени все школы.
С одной стороны, можно констатировать тот факт, что электронная революция в области коммуникаций свершилась. О закате печатного слова, «эпохи Гутенберга» американцы предупреждали еще в 50-е годы прошлого века. В одном из номеров журнала «National Geographic» приводятся следующие цифры: сегодня число пользователей Интернетом во всем мире перевалило за 1,5 миллиарда человек. Ежедневно по электронной почте передается 183 миллиарда сообщений, делается 1 миллион 600 тысяч записей в блогах, каждую минуту в YouTube загружаются видеоматериалы общей продолжительностью в 20 часов. Цифры впечатляют. Электронная эра проникает всюду, во все сферы современной жизни общества, в том числе и в образование. Все больше и больше мы задействуем на уроках электронные учебные пособия, подробные цифровые географические карты, готовые тестовые задания, повышающие наглядность и интерактивность изучаемого материала. Все чаще домашние самостоятельные работы учащихся связаны с использованием Всемирной паутины, с каждым годом увеличивается количество в школах SMART – досок. На подобной конференции лет пять назад была озвучена мысль, что скоро обычной доски с тряпкой и мелом и вовсе не останется, их полностью вытеснят интерактивные доски. Все возможно, даже в 3D формате.
Однако, с другой стороны, я согласен с известным многим из нас по встречам в ИПК и ПРО и написавшим линию школьных учебников Евгением Михайловичем Домогацким, который настороженно относится ко всем инновациям, как некой панацеи образования. Вспомним на секунду фильм «Москва слезам не верит», там один из героев утверждал, что совсем скоро газет и вовсе не будет, их полностью вытеснит телевидение. Фильму уже несколько десятков лет, а газеты все еще «на плаву», да еще и выходят большими тиражами. Все это я к тому, что различные новейшие технологии должны быть неразрывно связанными с традиционными. На уроке должен быть главным не компьютер, а учитель. Со своим ярким и живым словом. При этом обладающий нужной информацией не меньше этого самого компьютера.
В своей работе наряду со SMART – доской, другими мультимедийными средствами обучения, я стараюсь использовать практические навыки и умения непосредственно на природе. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей…стоит многих недель, проведенных на учебной скамье…»
Я занимаюсь организацией и проведением комплексных летних экспедиций учащихся с самого начала работы в школе. Вначале совместно с Областным зкологическим центром вместе с учеными ботаниками, энтомологами этнографами в Миллеровском районе Ростовской области. Но с годами география экспедиций расширилась и сейчас охватывает значительную часть европейской территории нашей страны. Одна из последних и интереснейших экспедиций проходила в Белгородской области и была посвящена подвигу выпускника нашей школы Андрея Антоновича Бельгина – Героя Советского Союза – в Курской битве и погибшему в окрестностях села Крутой Лог. Для меня, как географа, как преподавателя – организатора ОБЖ и заведующего музейной комнатой, эта поездка была особо продуктивной и полезной. Учащиеся посетили несколько городов белгородчины: Белгород, Шебекино, Строитель, познакомились с их историей, современным развитием. Побывали в Прохоровке, на третьем ратном поле России. Наладили сотрудничество с учеными Белгородского экологического центра, Советами Ветеранов Великой Отечественной войны, научными сотрудниками музея – диарамы «Курская битва». Собрали интересный материал и выступили с ним на конференции «Отечество». Следующим этапом, возможно, будет ДАНЮИ.
Из экономии времени я не буду сейчас представлять презентацию, оставлю это для следующего раза.
Спасибо за внимание. Ростов-на-Дону. Август 2012 г.