Конспект урока «Гармония природы и человека против бездушия и обмана общества» ( по рассказу А,Грина « Пропавшее солнце» )
Отдел образования акимата Кордайского района
Средняя школа №50
Конспект урока «Гармония природы и человека против бездушия и обмана общества»
( по рассказу А,Грина « Пропавшее солнце» )
Класс: 7-б
Учитель: Лаахунова А.Д.
2015
Гармония природы и человека против бездушия и обмана общества. (по рассказу А.Грина «Пропавшее солнце»)
Цели урока:
образовательная:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Грина, научить умению аргументировать, анализировать и составлять дискуссионные и концептуальные карты опроса
развивающая:
развить у учащихся логическое, критическое, ассоциатив-ное мышление;
воспитательная:
воспитать любовь к ближнему, человечность, мило-сердие, осознание человеческих поступков. Расширить читательский кругозор.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: стандартный.
Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, беседа, чтение), исследова-тельский, проблемное изложение.
Ход урока: 1. Организационный момент.
Психологический настрой( Загадка о солнце ) У нас на уроке тоже есть солнце но лучи у вас на столе запишите свои пожелания и целый урок наше солнце будет светить и ваше пожелание сбудутся
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.(работа с одаренными учениками)
Сообщение о солнце как небесное светило(Цеваз Рустам)работа с одаренными
Стихи о Солнце А.Белый (Сибо Б.) наизусть
Биография А.С.Грин (Машанло Д.)
Рисунки-ребус (Царова С)
2. Изучение нового материала. Учитель: Удивительный мир героев, их непримиримость ко всякой фальши, романтизм, вера в радостное чувство – всё это характеризует мир произведений этого писателя. Кто же автор этих своеобразных рассказов и романов? Кто та-кой Александр Грин? Информация о жизни и творчестве А. Грина. Рассказ учащегося об авторе (Машанло Д). Учитель: Александр Грин был очень добрый человек и большой писатель, ко-торый сотворил свой мир: в романах, повестях, баснях, стихах, юморесках и, наконец, в рассказах числом более четырёхсот. Но мы с вами остановимся на одном из самых трогательных, подтверждающим идею о продажности, безду-шии, бесчеловечности к ближнему. Это рассказ «Пропавшее солнце». Солнцем сердце зажжено. Солнце – к вечному стремительность. Солнце – вечное окно В золотую ослепительность. В сердце бедном много зла Сожжено и перемолото. Наши души – зеркала, Отражающие золото. А. Белый. Замечательные строки поэта Андрея Белого соответствуют теме нашего урока(читает Сибо Б)
Составить кластер Солнце (слабые ученики)
. Учитель задаёт вопросы Мозговая атака. ? Вспомните, какую символическую направленность имеет образ солнца в ми-фологии, фольклоре и литературе? Приведите примеры . ? Почему, по-вашему, рассказ А. Грина, который мы сегодня будем анализиро-вать, называется «Пропавшее солнце»? ? Представьте себе ситуацию, что солнце (небесное светило) пропало. Что про-изойдет? Чтение рассказа Чтение рассказа учителем с остановками по главам, после прочтения каждой главы проводится анализ по вопросам.
3. Анализ произведения.
Вопросы к первой главе. ? Какое впечатление сложилось у вас об Авеле Хоггее после прочтения первой главы? Охарактеризуйте этого человека. (Мистификатор и палач, «неисто-щим» на выдумку, играет жизнями живых людей; злой, бессердечный человек) ? Какие средства художественной выразительности использует автор для ха-рактеристики образа Хоггея? (Метафоры, фразеологические обороты – гроб купленного молчания; золото вывозило и т.д. ) ? Расскажите о «предмете» сделки, об условиях договора. (История новорож-денного мальчика, не должна проявлять интерес к его дальнейшей судьбе) ? Почему вдова Эльгрев так поступила? (От безвыходной нищеты) ? Можем ли мы после прочтения первой главы с уверенностью сказать о благо-получном будущем мальчика? Почему? («…он скрылся во тьме ночи, унес кро-шечное сердце, которому были суждены страдание и победа») (оценивание аплодисменты)
Сингвейн Хоггея (оценивание смайлики )
Вопросы ко второй главе. Каковы были условия содержания ребенка? (Искусственный свет, помещение без окон, специальные книги) Сколько лет длится плен? (14 лет). Имеем ли мы право говорить о том, что Роберт жил именно в плену? ? Как мальчик познает окружающий мир? (Специальные книги, слуги) ? Что говорит о том, что искусственные условия, созданные для ребёнка, небла-гоприятно влияют на его здоровье? («Он был хил и задумчив»)
Работа в группах – учитель задаёт вопросы, отвечая на которые учащиеся заполняют дискуссионные карты опроса, выступление спикера каждой груп-пы. ? Подумайте, какую цель преследовал Хоггей, принуждая Роберта жить в таких условиях? Для блага или вреда? Дискуссионная карта опроса Какую цель преследовал Хоггей, принуждая Роберта жить в таких условиях? Для блага Для вреда
Вопросы к третьей главе. ? Значит, Хоггей решил провести эксперимент над человеком. Имел ли он на это право? Почему? Работа в группах - заполнение концептуальных карт опроса (характеристики героев по тексту), выступление спикера каждой группы. ? Охарактеризуйте участников эксперимента, нравы состоятельных людей.
Концептуальная карта опроса Кто они? Род занятий. Авель Хоггей Богатый человек «без сердца» Фергюсон Доктор Фарт Поставщик публичных домов Южной Америки Блюм Содержатель 11 игорных домов ? Почему за Робертом присматривал глухонемой негр? Какую характеристику дает ему автор? Почему такие люди окружают мальчика? (Этими людьми удобно было управлять, они ничего не могли рассказать Роберту о настоящей жизни) ? Каково состояние здоровья мальчика? (Нервы истощены и вялы, сильно бью-щееся сердце, нервозность). ? Почему его называют Монте-Кристо? (Насмешка). ? Какое пари заключают участники эксперимента? Высоки ли ставки? (Пари о том, что Роберт сойдет с ума при виде солнца; сто миллионов). ? Что случилось с Робертом? (Он был ослеплен, побледнел)
Работа в группах – написание эссе (предполагаемое развитие событий с точ-ки зрения учащихся), выступление спикера каждой группы. ? Что, по-вашему, должно произойти дальше?
Вопросы к четвёртой главе. ? Почему все увиденное мальчиком было для него потрясением? (Обычное зрелище – солнце – вызвало в нем чувство восхищения; от необычно яркого света мальчик потерял сознание) Какие чувства испытывает герой? Учащиеся отвечают на вопросы и приводят примеры из текста.
Составить сингвейн Роберт
Вопросы к пятой главе. Итак, эксперимент продолжается. Для героя придуманы новые испытания. Как ведет себя Роберт после увиденного? (Он чувствует внутри себя победу над злом и обманом) Охарактеризуйте чувства мальчика. ? Какова была реакция экспериментаторов? Кем был Роберт в руках Хоггея? (Разочарование.«Игрушка довольно пресная; не все выходит так интересно, как думаешь…»)
Индивидуальная работа – написание эссе (предполагаемое окончание сюжета рассказа с точки зрения учащихся), чтение эссе по желанию. ? Как, по-вашему, должна закончиться эта история?
Вопросы к шестой главе. Итак, Роберт впервые делает открытие. ? Убедился ли он в гармоничности и «правильности» мироздания, в необходи-мости всего сущего на земле, удостоверился в благодатном слиянии человека с природой? (Да, он прямо смотрел в глаза тигра - Хоггея взглядом испуга и торжества). ? Но все ли участники эксперимента довольны результатами? (Нет, все ожида-ли другого результата) Охарактеризуйте поведение Авеля Хоггея. ? Какие средства художественной выразительности использует автор в этом эпизоде? (Эпитеты, сравнения) ?
Письменная работа Как вы думаете, как, по-вашему, может сложиться дальнейшая судьба Ро-берта? (Обсуждение в группах.Выступления от групп.)
4. Рефлексия. Подведение итогов. Учитель: Так могла бы закончиться трогательная история судьбы бедного си-роты. Автор позволил нам самим домыслить дальнейшее развитие событий. ? Почему рассказ называется «Пропавшее солнце»? ? Оцените поступок «экспериментаторов». Имеют ли право на жизнь такие экс-перименты? Вернёмся к строчкам стихотворения Андрея Белого «Солнце». Почему солнце вечно? И как наши души – зеркала – должны отражать золото солнца? Почему авторы учебника предлагают для чтения вам именно это произведение? (ответ-рассуждение учащихся) В рассказе «Пропавшее солнце» утверждается мысль о приоритете добра над злом, о гармонии природного и человеческого, о торжестве справедливости и поражении холодной рассудочности и безумия. Надеюсь, что после прочтения этого рассказа, вы не сможете быть безу-частными и бесчеловечными в подобных ситуациях, а эта история оставит в вашей душе не только тёмные, но и светлые, добрые краски.
Охарактеризуйте свое настроение после урока. Каким цветом вы бы его определили? Почему? Подведение итогов, оценивание работы учащихся. 5. Домашнее задание Представьте последующую жизнь Роберта Эльгрева. Станет ли он чело-веком с полноценными чувствами? Написать эссе.
Ребята! Грин – писатель светлой мечты, сумевший освободиться от темноты в сердце, нашедший свое пропавшее солнце. Помните о том, что каждый человек делает свой выбор сам. Мальчик раскрыл обман Хоггея при помощи чистой, теплой, живой природы.Вы - часть мира, единое с ним целое, не забывайте об этом никогда.Домашнее задание Творческая работа-фантазия. Представьте будущую жизнь Роберта Эльгрева. Станет ли он человеком с полноценными чувствами?Рефлексивный анализВысвечивается слайд со словами А. Грина: «Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово.Владеть этим- значит владеть всем». На следующем слайде солнце, а вокруг него лучи- мудрые мысли А. Грина. Все ученики выходят к доске и говорят, прикладывая руки от сердца в направлении друг к другу и к гостям:
«Мы желаем себе и Вам быть людьми с чистым сердцем, быть частичкой солнца, на живом теле Земли»!
Дискуссионная карта опроса
Какую цель преследовал Хоггей, принуждая Роберта жить в таких условиях?
Для блага Для вреда
Концептуальная карта опроса
Кто они?
Род занятий.