Школа молодого педагога, консультация на тему : Использование палочек Джорджа Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 Общеразвивающего вида» с. Выльгорт
«Челядьцс сцвмцдан 7№-а видзанiн
школацдз велцдан Выльгорт сиктса муниципальнцй сьцмкуд учреждение»
Школа молодого педагога
Тема консультации: «Использование палочек Джорджа Кюизинера в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Филиппова Л.И.
с. Выльгорт
2016
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов – участников представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников с работой по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить участников навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
«Математика имеет задачей не обучение исчислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении» - Л.Н.Толстой.
В России цветные счётные палочки Джорджа Кюизенера выпускает ООО Корвет с 1993 года. Этот материал предназначен для интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной дошкольникам форме. Поэтому, целесообразно использовать в работе с детьми дошкольного возраста дидактические игры с использованием палочек Кюизенера.
Палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками. В наборе содержится палочки призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки. Тем больше значение числа она выражает.
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки Кюизинера:
1. Палочки - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2. Многие математические представления (число его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношения, операции над числами и т.д.) ребенок получает играя.
3. Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном так и в трехмерном пространствах.
4. Благодаря палочкам, развивается логическое мышление.
5. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
6. Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.
7. Этот материал можно также использовать с целью коррекции.
8. Игры с палочками дают возможность детям объединятся, что позволяет им, научится работать в команде, содержательно общаться.
9. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
10. Этот материал может быть использован в диагностических целях.
Цветные числа дают возможность понять и решить следующие задачи:
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по
цвету);
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины;
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
- осваивать прямой и обратный счет;
- познакомить с составом числа;
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,
умножения, сложения;
- научить делить целое на части и измерять объекты;
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше,
ниже);
- развивать логическое мышление, внимание, память.
Актуальность работы.
- Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
- Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал,
более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
- Интеллектуальное развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируются психические процессы, математические представления, приобретается опыт общения со сверстниками.
Основные идеи технологии:
- Становление интеллектуально – творческой личности дошкольника.
- Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
- Легко вписывается в систему пред математической подготовки к школе.
Основные особенности игровой технологии
- Абстрактность, универсальность
- Высокая эффективность
- Вызывают живой интерес детей
- Развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решительных задач
- Знакомят со своеобразной цветной алгеброй
Математические представления:
- Свойства (форма, цвет, величина, свойства геометрических фигур,
осевая симметрия)
- Отношения (сравнение, сериация, пространственное отношение на
плане, схеме)
- Числа и цифры
- Алгоритмы (определение последовательности действий, чтение схем, способа и пути выполнения действий)
Упражнения с палочками Кюизенера целесообразно разделить на два этапа:
1 этап: Палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками. Конструктором и по ходу знакомятся с цветами. Размерами и формой.
2 этап: Палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Создание предметно - развивающей среды.
На первоначальном этапе создается предметно-развивающая среда, изготавливаются плоскостные полоски, приобретаются цветные палочки, демонстрационный материал, методическая литература.
А сейчас, я предлагаю отправиться в мир занимательной алгебры, а помощниками нам будут палочки.
Задание 1. Четные и нечетные числа. (работа в парах)
Предлагается построить две лесенки с пятью ступеньками, разница между ступеньками должна быть равна двум. Или соответствовать розовой палочке. А теперь посчитайте ступеньки (1, 3, 5, 7, 9); (2, 4, 6, 8, 10). «Прыгая» по ступенькам дети называют четный и нечетный ряд.
Задание 2. Состав числа.
При помощи палочек Кюизенера разложить число 6,7,8 по составу (в работе использовать и плоскостной материал)
Задание 3.
А теперь, я предлагаю поработать самостоятельно (в тройках)
Сконструируйте модель применения цветных палочек в различных видах детской деятельности. Виды деятельности в которых можно использовать палочки представлены на слайдах.
Заключительная часть: Таким образом, использование данной игровой технологии по палочкам Кюизенера в педагогическом процессе, когда вся образовательная работа строится на основе игровой деятельности дошкольника, создает условия для проявления творческого отношения педагогов к своей работе. Снимает психологические стереотипы. Так неинтересные, скучные занятия математикой можно превратить в увлекательные занимательные встречи в игровой форме и сформировать у детей математические представления.
Закончите фразу:
1. Мне понравилось в данной технологии
2. Я бы хотела подробнее изучить
3. Буду применять данную игровую технологию
Я предлагаю оценить представленный мною материал по следующим критериям:
Оранжевая палочка – педагог заинтересовал данной игровой технологией.
Синяя палочка – Данная технология интересна. Но педагог не смогла убедить в необходимости применения.
Черная палочка – консультация и данная технология не интересна.
Заголовок 115