Тема урока: Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик (И.В. Гете) Итоговый урок по теме: «Сложные предложения». 9 класс
Тема урока: Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик (И.В. Гете) Итоговый урок по теме: «Сложные предложения». 9 класс
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
Л.Н. Толстой
Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложного предложения (на примере публицистического произведения)
Задачи урока:
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о сложном предложении;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложных предложениях;
- обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока – интегрированный (по произведению Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» и сложные предложения; обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока – урок-практикум (с элементами исследовательского характера)
Оборудование урока: раздаточный материал.
Задание к уроку: прочитать «Письма», лексическое значение слов «интеллект», « интеллектуальность», «альтруизм», «эгоизм», «нравственность». Подобрать высказывания о нравственности. Биография Д.С. Лихачева.
На доске предложения: Поступки - плоды помыслов. Были разумны помыслы - будут хороши поступки. ( Б. Грассиан- испанский прозаик, философ и теоретик литературы). Нравственность это разум сердца. (Г.Гейне) Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья.(И.Кант)
План урока:
1.Оргмомент
2. Постановка темы и цели урока
4. Повторение изученного:
а) теоретическое;
б) практическое (работа с текстом)
1.Цифровой диктант;
2.Орфографическая и стилистическая работа;
3. Исследовательская работа по группам;
4. Комплексный анализ текста;
5. Домашнее задание (дифференцированное)
6. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и цели урока:
Слово учителя:
Наш сегодняшний урок мы посвятим нравственному здоровью. Здоровье бывает разным: физическим и нравственным.
-Что формирует нравственность? Что мы понимаем под нравственностью? Вы должны были найти его значение в словаре.
Нравственность термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда этики. В более узком значении нравственность это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.
Нравственность – это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь – к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию. Каково оно, это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе.
В понятие нравственности входит милосердие, сердечность, альтруизм, самоотверженности, сострадание, доброта, чуткость, отзывчивость, терпение, терпимость, высокая ответственность, внутренняя чистота - чистота помыслов и стремлений, правдивость, щедрость.
Прочитайте высказывания о нравственности. Именно об этом писал в своем произведении «Письма..» Д.С. Лихачев.
3.Биография Лихачева (рассказывает ученик)
Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906 - 1999)
Российский ученый-литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель. Родился 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1906 в Петербурге, в семье инженера. 1923 - окончил трудовую школу и поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук. 1928 - окончил Ленинградский университет, защитив два диплома - по романо-германской и славяно-русской филологии. В 1928 - 1932 был репрессирован: за участие в научном студенческом кружке Лихачев был арестован и сидел в Соловецком лагере. В 1931 - 1932 находился на строительстве Беломорско-Балтийского канала и был освобожден как "ударник Белбалтлага с правом проживания по всей территории СССР". С 1934 - 1938 работал в Ленинградском отделении издательства АН СССР. Обратил на себя внимание при редактировании книги А.А. Шахматова "Обозрение русских летописных сводов" и был приглашен на работу в отдел древнерусской литературы в Ленинградского института русской литературы (Пушкинский дом), где с 1938 вел научную работу. С 1954 руководил сектором древнерусской литературы. 1941 - защитил кандидатскую диссертацию "Новгородские летописные своды XII века". В осажденном фашистами Ленинграде Лихачев, в соавторстве с археологом М.А. Тиановой, написал брошюру "Оборона древнерусских городов", которая появилась в блокадном 1942. В 1947 защитил докторскую диссертацию "Очерки по истории литературных форм летописания XI - XVI вв.". 1946-1953 - профессор Ленинградского Государственного университета. С 1970 - академик АН СССР, 1991 - академик РАН. Иностранный член Академий наук: Болгарской, Австрийской, Сербской, Венгерской. Почетный доктор университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970). Государственная премия СССР (1952, 1969). 1986 - Герой Социалистического Труда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Первый кавалер возрожденного ордена Святого Андрея Первозванного (1998).
«Письма о добром и прекрасном». Это произведение состоит из писем. В обращении к читателям он пишет: «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом. В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал, найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться. Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».
Определите стиль произведения?
-Какие произведения называются публицистическими, почему?
В четвертом письме, которое он назвал САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ, он пишет:
Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха“. Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер». «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.
Мы будем выяснять, что такое здоровье с точки зрения морали.
4. Орфографическая разминка.
Назовите слова, которые, с вашей точки зрения, составляют основу нравственного здоровья человека. Давайте запишем их и объясним.
- Достоинство, честность, сострадание, милосердие, совестливость, правдивость, образованность, приветливость, доброжелательность, добродушие, самоотверженность, интеллигентность, интеллект. Альтруист, эгоист.
- Найдите слова синонимы и антонимы. Объясните их значение.
- Как вы понимаете слова «интеллигентность» и «интеллект»? А что по этому поводу говорит в 12 письме Д.С.?
Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень важно для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано, что, если будешь «чтить отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро. Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием - интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового. Больше того Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но, если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.
5. Задание для групп:
1 группа – найти предложение по схеме [ =], (что (если =), то =).
2 группа – сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной
3 группа – найти предложение по характеристике: СПП с придаточным причины.
4 группа - найти СПП с придаточным изъяснительным.
5 группа – СПП с последовательным подчинением: прид. 1 степени определительное, прид. 2 ст. определит.
Прочтите, что у вас получилось, какая основная мысль автора об интеллигентности?
(1 гр.- В одной старой книге сказано, что если будешь «чтить отца своего и матерь свою, то долголетен будешь на земле». 2 гр.- Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков
3гр.- Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать– тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях, потому что тренировка физических сил способствует долголетию. 4 гр. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. 5 гр - А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой – великое счастье.)
-Объяснить знаки препинания. Сделать вывод об интеллигентном человеке. В каком предложении заключается основная мысль? Какое это предложение? Охарактеризуйте его.
- Что, с точки зрения автора, является самой большой целью в жизни? Ответ мы найдем в 3 письме. - Прочтите его и сформулируйте основную мысль, составив сложное предложение. Охарактеризуйте его.
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. Любовь не должна быть безотчетной - она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться - мудрость же открыта и надежна Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости. Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете, верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.
Составленное предложение. Д.С. Лихачев считает, что главная цель человека в жизни – быть мудрым, потому что мудрость приносит счастье надежное, долголетнее и спокойную совесть, которая ценнее всего в старости. [ - =], ( что - =), (потому что - =), (которая =).
6. Пунктуационная работа
Быть здоровым – значит быть воспитанным. Об этом тоже пишет Лихачев в 13 письме. Найдите предложение, в котором автор выражает основную мысль. Прочитайте его.
[Воспитывать в себе нужно не столько манеры], (сколько то, (что выражается в манерах):бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест),( где живешь).
- Объясните знаки препинания. Пунктуационный разбор. СПП с послед. подч., прид. меры, мест-опр., опр.
7. Цифровой диктант.
Работая над письмами, я выписала те мысли, которые особенно запоминаются. Попробуйте на слух определить тип предложения и составить схемы.
1. Добро – это счастье всех людей; оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (сложное с разными видами связи) 2.Любовь не должна быть безотчетной - она должна быть умной. (БСП) 3.Хитрость вынуждена скрываться - мудрость же открыта и надежна. (БСП) 4. Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. (СПП с прид изъясн.) 5. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим (СПП с однород подч.) 6. Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. СПП с прид опред) 7. Перестанешь учиться – не сможешь и учить, ибо знания все растут и усложняются.(сл. с разными видами связи) 8.Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. (СПП с прид времени) 9.Быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. (ССП) 10. Исправить человечество нельзя - исправить себя просто. (БСП)
8. Написать мини-сочинение (рассуждение) «Что значит быть нравственно здоровым?».
Или записать сложные предложения по этой теме, определив их группы. Можно для своей работы взять слова, записанные на доске.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15