Сценарий урока «Знакомство с немецкой литературой (И.В.Гете)»
Сценарий урока
по немецкому языку в 9 классе
учитель МОУ СОШ №6 г. Усть-Лабинск
Ермолова Вера Арсентьевна
План урока
Тема: Aus der Welt der deutschen Klassik (J.W. Goethe) (9 класс)
Цели урока:
1) Активизация РО, 2)Уметь писать параллельный текст,
3)Воспитание чувства прекрасного, воображения, креативности.
Задачи урока:
1)Образовательные: расширение страноведческих знаний о Германии;
2) Воспитательные: привитие уважения к культуре другого народа;
3) Развивающие: повышение мотивации к изучению немецкого языка.
Оборудование:
мультимедийная установка, портрет И.В.Гете, грамматические таблицы.
Ход урока
I Вступительная часть
Lehrer: Wie geht`s? Was gibt`s Neues? Welche Jahreszeit ist es? Gefaellt dir diese Jahreszeit?
Wisst ihr, ich habe erfahren, dass ihr in der letzten Literaturstunde ueber das Werk von Goethe «Faust» gesprochen habt. Es ist nicht zufaellig, dass wir heute ueber diesen grossen Deutschen sprechen werden.(на мультимедийной доске показывается портрет Гете) Dieser Mensch war talentvoll, wir machen heute eine Bekanntschaft mit einem seiner Gedichte.
II Повторение
Lehrer: Ihr habt zu Hause die Biographie von Goethe gelesen. Macht bitte dieses Assoziogramm vollstaendig! (используется таблица, которую учащиеся заполняют самостоятельно, выходя к доске). Результат этой работы следующий:
Dichter
Schriftsteller ---- Goethe ---- Sammler
Wissenschaftler
Затем двое учащиеся делают презентацию о жизнедеятельности Гете.
Lehrer: Danke schoen fuer eure Praesentationen. Ihr habt gut gearbeitet. Wir haben viel Interessantes erfahren.
Aber heute sprechen wir ueber sein beruehmtes Gedicht «Wanders Nachtlied» («Ночная песня странника») Aber zuerst spielen wir ein bisschen. Ihr seid heute selbst Dichter. Verzucht bitte selbst zu dichten. Wie wird es gehen? Mal sehen.
III Повторение РО
(используется таблица с предлогами, идет повторение)
На мультимедийной доске показывается четверостишие. Учащиеся получают задания: заменить существительные, предлоги, а в последнем предложении употребить Imperativ). Класс делится на две группы, каждая группа должна представить свой вариант.
Показывается образец:
Auf der Strasse ist Laerm.
Im Hof siehst du keinen Menschen.
Wir sind im Klassenzimmer und lernen Deutsch.
Hoer doch, bald wird es klingleln.
После работы в течение 10 минут каждая группа представляет свой вариант.
I группа
In der Schule ist Laerm.
Hinter dem Hof seht ihr ein Berg.
Ihr seid zu Hause und macht die Aufgabe.
Seid ruhig, bald koennt ihr schlafen.
II группа
Neben der Stadt ist ein See.
Du kannst hier heute viele Menschen sehen.
Sie baden hier und am Strand liegen
Beginne doch zu schwimmen.
Lehrer: Danke schoen fuer eure Dichtungen. Ihr habt das zum ersten Mal gemacht. Ehrlich gesagt, mir hat das gefallen.
IV Аудирование текста
Lehrer: Ihr habt heute spontan gedichtet. Und das hat einmal Goethe gemacht. Hoert bitte die Gedichte der Entstehung des Gedic
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ночная песня странника»).
1831, ein Jahr vor seinem Tode, besuchte Goethe zum letzten Mal das Sommerhaeuschen. Er war schon 82 Jahre alt. Viele Jahre sind also vergangen. Da sagte er zu seinen Freunden: «Hier habe ich frueheren Zeiten ein kleines Gedicht geschrieben.»
Gleich fuehrte man ihn an die Wand, und der Dichter konnte sein Gedicht mit dem Datum -7/ September 1783- lesen. Diesmal hatte das Gedicht fuer ihn eine, ganz andere Bedeutung.
Wer?
Wohin?
Was?
Wann?
После заполнения таблицы даются ответы на вопросы
(работа ведется в группах).
V Активизация навыков чтения и говорения
Учитель читает стихотворение. У каждого учащегося имеется текст стихотворения. Работа ведется в парах. Каждая пара представляет это стихотворение следующим образом:
как криминальную историю
как учитель и ученик на уроке
как вечернее пожелание детям
как две подружки-болтушки
После прочтения стихотворения каждая пара записывает свои впечатления от этого стихотворения
- с точки зрения путешественника
- с точ
·ки зрения постороннего человека, который наблюдает за путешественником
Эти работы зачитываются:
Примеры этих высказываний:
I Ein Reiser wandert in den Bergen. Er bewundert die Natur. Ueberall ist so schoen! Die Voegel schweigen. Er spuert nur die frische Luft. Er ist so muede. Er will sich ausruhen.
II Ich sehe einen Menschen. Er wandert schon lang und ist so muede. Er geht so langsam. Er sucht einen stillen Ort, um sich auszurufen. Er findet solchen Ort.
VI Заключительный этап урока
Учитель подводит итоги урока.
Учащиеся получают задание ознакомится с переводом этого стихотворения М.Ю.Лермонтовым и высказать свое мнение.
Пояснительная записка
Данная работа представлена по гуманитарному направлению.
Тема урока: О немецкой лирике (И.В.Гете)
Данный урок был проведен в 9 «А» классе. В данном классе 10 учащихся изучают немецкий язык. Уровень знаний достаточно высок- 80% учатся на «4» и «5». Мотивация к изучению немецкого языка тоже высокая. Учащиеся увлеченно изучают этот предмет, поэтому обстановка на уроках комфортная для детей, благоприятный микроклимат.
Рабочая программа составлена учителем на основе авторской программы И.Л.Бим; в год – 102 ч.; в неделю – 3 часа. Учащиеся работают по учебникам: Deutsch, Schritte 5 авторы И.Л. Бим, Л.В. Садомова.
Урок начинается с беседы с классом, в которой прослеживается связь с уроком литературы, вспоминаются произведения классиков немецкой литературы. Учащиеся высказывают свое мнение о творчестве и жизнедеятельности И.В. Гете.
Затем учащимся представляется цель урока- познакомится со стихотворением Гете «Ночная песня странника» и узнать историю написания этого шедевра.
Но вначале учащиеся сами пытаются что-то срифмовать, показать творчество. Здесь же повторяются предлоги и существительные. Работа ведется в группах.
После этого прослушивается история создания этого стихотворения. Затем учащиеся заполняют таблицу, при помощи которой происходит контроль аудирования. Учитель сам читает стихотворение. Учащиеся зачитывают стихотворение Гете, используя ролевую игру (с разных позиций). После прочтения стихотворения они записывают свое мнение с разных точек зрения.
Учитель подводит итоги работы на уроке, дает домашнее задание: познакомится с переводом стихотворения М.Ю.Лермонтова и высказать свое мнение.
Кто не мечтает о легком пути изучения иностранного языка?
Изучение языка становится гораздо интереснее и продуктивнее, если учащиеся вовлекаются в творческую деятельность, когда они могут использовать креативность и воображение. Эта технология открывает широкие возможности для личностно-ориентированного обучения, так как учащиеся применяют свой уникальный жизненный опыт, свое мироощущение.
На данном уроке очень разнообразно используется ролевая игра. Учащиеся выполняют те или иные роли, высказывая свое мнение, суждение с позиции этой роли. Данный урок помогает учащимся развить свои языковые и актерские способности, а также творческое воображение.
Неформальная, благожелательная атмосфера воодушевляет учеников высказывать свою позицию и по проблемам, осуждаемым на уроке. Меняется и роль самого учителя. Он становится координатором обсуждения, партнером и коллегой учеников. Такая работа объединяет всех участников образовательного процесса, помогает им лучше узнать друг друга.
Этот метод имеет действительно гуманную направленность. Работая над стихотворением, можно столкнуться с определенными трудностями: непонимание содержания, чувств автора, скука. Данный урок- работы со стихотворением Гете снимает эти сложности; помогает понять содержание. Чувства поэта, так как учащиеся сами вовлекаются в креативную деятельность, пытаясь что-то срифмовать; высказать свои суждения с той или иной позиции.
Материал может быть использован учителями немецкого языка как для проведения урока по данной теме, так и в качестве алгоритма при подготовке уроков с использованием стихотворного материала. Подобные уроки развивают навыки аудирования, чтения, монологической и диалогической речи, мышление на иностранном языке, воображение, способствуют развитию творческих способностей учащихся, толерантности и социальной адаптации.
15