урок русского языка по теме «Степени сравнения наречий».


Степени сравнения наречий.
7-й класс
Волкова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание русского языка
Цели:
познакомить учеников с новой темой урока «Степени сравнения наречий»;
воспитывать любовь к слову и речевой этикет;
развивать мыслительные и творческие способности учащихся, культуру речи и владение словом.
Оборудование:
учебник;
карточки для индивидуального опроса;
таблица с частями речи.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Повторение.
Лингвистическая разминка
Игра «Четвертый лишний»
Трижды, третий, втрое, втроем. (Третий - числительное, остальные слова - наречия.)
Вдали, справа, прочтя, близко. (Прочтя - деепричастие, остальные слова - наречия.)
Вчера, вечером, скоро, резво. (Резво - наречие образа действия, остальные - наречия времени.)
Вопросы.
Что такое наречие?
Какие смысловые группы наречий вы знаете?
Работа над темой урока
Работа с предложением
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(А.С Пушкин.)
Обозначьте все орфограммы. Расставьте знаки препинания, разберите предложение по членам.
Какими частями речи являются однокоренные слова? (Печальные — имя прилагательное, относится к существительному, вопрос какие? Печально—наречие, относится к глаголу, вопрос к а к? )
Обозначьте состав этих слов.
Беседа по вопросам.
Какая часть речи имеет степени сравнения? (Имя прилагательное.)
Все ли прилагательные имеют степени сравнения? (Нет, только качественные прилагательные.)
Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? (Сравнительную и превосходную; каждая из них имеет простую и составную формы.)
Образуйте от имени прилагательного возможные формы степеней сравнения.
Печальные (поляны)— печальнее печальнейшие
Более печальные самые печальные
Самые печальные
Попробуйте образовать степени сравнения от наречия печально.
Рассуждайте так: Сегодня луна льет свет .... чем вчера.
(Льет) печально — печальнее, печальнее всего более печально печальнее всех
—Какой вывод можно сделать на основании этих записей? Что сразу бросается в глаза? (Способ образования наречий сравнительной степени точно такой же, как и у прилагательных; похож и способ образования превосходной степени.)
Изучение теоретического материала учебника.
Ученики самостоятельно читают § 34 (с. 98, 100), уточняя вывод.
Вопросы на усвоение материала.
-Что вы узнали о степени сравнения наречий, прочитав материал учебника? (Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е), образованные от качественных прилагательных.
У наречий две степени сравнения - сравнительная и превосходная. Сравнительная степени имеет простую и составную формы; превосходная - обычно имеет составную форму. Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как!)
Закрепление.
1.Практическая работа.
-А теперь, ребята, пользуясь схемой степеней сравнения наречий, мы с вами будем их образовывать. Но это задание на смекалку: я вам читаю фразеологизмы, а вы заменяете их наречиями, от которых мы будем образовывать степени сравнения.
Положа руку на сердце Честно
У черта на куличках Далеко
Рукой подать Близко
К ак в аптеке Точно
Как баран на новые ворота Недоуменно
На широкую ногу расточительно
Черным по белому Ясно
Битый час Долго
Бок о бок Рядом
Вверх дном Кувырком
Веки вечные Навсегда
На вес золота Дорого
Душа в душу Дружно
Не покладая рук Старательно
(честно- честнее, более честно, честнее всех; далеко- дальше, более далеко, дальше всех; близко- ближе, более близко, ближе всех; точно- точнее, более точно, точнее всех; недоуменно- недоуменнее, более недоуменно, недоуменнее всех; расточительно- расточительнее, более расточительно, расточительнее всех; ясно- яснее, более ясно, яснее всех.)
Образуйте(устно)от следующих наречий формы простой сравнительной степени:
сладко — слаще,
звонко — звонче,
строго — строже,
красиво — красивее,
удобно — удобнее,
необузданно – необузданнее.
Учитель предлагает записать наречие необузданно, просит объяснить его лексическое значение. Давая толкование этого слова, учащиеся называют синонимы к нему — неукротимо, несдержанно, буйно. Внимательные ученики заметят синонимы, данные в рамке на с. 99.
3.Беседа:
Что будет самым трудным в практике правописания и анализа предложений с наречиями? (Запомнить неизменяемые суффиксы наречий -ее, -ей, отличать сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного.)
Подумайте, что поможет различить сравнительную степень прилагательного и наречия.
Совместный поиск ответа на вопрос приведет к такому результату:
1. Надо посмотреть, от какой части речи зависит слово в сравнительной степени:
Прилагательное –
если от существительного или местоимения
к а ко в?
сказуемое
Наречие —
если от глагола
2. Поставить вопрос как?
3. Определить слово как член предложения:
обстоятельство
4.Проанализируйте примеры, записанные на доске:
Ваш рассказ (каков?) интереснее моего. (прил.)
Вы рассказываете (как?) интереснее, чем я. (нар.)
5.Выполнение упражнений
Упражнение 212: комментированное письмо.
Упражнение 213: самостоятельная работа, консультации учителя.
VI. Домашнее задание: § 34. Упражнение 214: письменно. Упражнение 215: устно (подготовка к диктанту).