урок русского языка по теме Степени сравнения наречий и их образование 
Тема: степени сравнения наречий и их образование                                              2
Цели: познакомить со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий; научить определять синтаксическую роль сравнительной и превосходной степени наречий; повторить способы образования степеней сравнения прилагательных; уметь разграничивать прилагательные в сравнительной степени от наречий в такой же степени.                                          3
Ход урока
Орг. момент
Слово учителя
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси – 
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло», 
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты: «Темно», 
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты, 
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!
- Какие ключевые слова в этом тексте вы бы выделили?
- К какой части речи они относятся? 
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
-Записываем  число и тему урока в тетрадь.
-Исходя из темы сформулируйте цели урока.
    3. Орфоэпическая разминка
Задание: Перепишите и расставьте ударение 
Мельком, добела, досуха, надолго, удобнее, тотчас, красивее, издали.                                                   4
(проверяем по цепочке, выставляем отметку в лист самооценки)
     4. Актуализация знаний
- Скажите слова какой части речи вы видите?
- Давайте повторим то, что знаем о наречии.
Да –нет.  Если согласны - поднимаете красную карточку с ответом ДА, если не согласны, то синюю  с ответом НЕТ.                                                                                                                                              5                                                
Наречие – это  самостоятельная   часть речи             (да)
У наречия никогда не бывает окончания      (да)
Наречие может быть любым членом предложения.        (нет)
Наречие относится к существительному              (нет)
Наречие обозначает признак предмета по действию             (нет)
Наречие может отвечать на вопрос когда.   (да)
Наречия бывают обстоятельственные и определительные         (да)
Наречия  имеют степени  сравнения                         (да)
5. Объяснение нового материала
1. Беседа
-Какая часть речи тоже имеет степени сравнения? (Имя прилагательное)
-Все ли прилагательные имеют степени сравнения? (Нет, только качественные)
-Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? (Сравнительную и превосходную. Каждая из них имеет простую и составную формы)
-самый, наиболее, наименееСамый яркий-ейш, -айшЯрчайшийБолее(менее)Более яркий-ее,-ей,-е,-ше.ЯрчеСложная формаПростая формаСложная формаПростая формаПревосходная степеньСравнительная степеньВсехЯрче всехБолее(менее)Более ярко-ее,-ей,-е,-ше.ЯрчеСложная формаСложная формаПростая формаПревосходная степеньСравнительная степень
Давайте вспомним,  как они образуются. (Сообщение  ученика)                                                            6
2. Конструирование предложений
Приведите примеры. Давайте запишем предложения.
Что может быть дороже дружбы?  Обычно в магазине товары продают дороже, чем на рынке.
Определите начальную форму слова дороже в первом и во втором предложении. К какой части речи они относятся ? Как образовано наречие? ( от качественного прилагательного дорогой)
Вывод: Наречия образованные от качественных прилагательных имеют степени сравнения
-А теперь давайте прочитаем, как образуются степени сравнения наречий. 
3. Изучение теории (параграф 34)
- Сравним степени сравнения прилагательных и наречий. Сделаем вывод.                                        6
-Возьмите себе на заметку, что очень важно разграничивать прилагательные и наречия в              7                                               сравнительной степени.
-Сравните предложения. Определите, в каком предложении слово ярче является прилагательным, в каком- наречием.                                                                                                                                         8
Заполните таблицу. Первый вариант- сравнительную степень, второй – превосходную                 9-10
6. Закрепление знаний и умений.
Работа  с пословицами. ( в парах)
Собрать рассыпавшиеся пословицы, найти в них наречия.
Тише едешь, дальше будешь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Беда да нужда выходят наружу.
Без детей – горе, а с детьми – вдвое.
Без хлеба и у воды худо жить.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Берись дружно – не будет грузно. 
Бог высоко, а царь далеко.
Больному всё горько.
В долг брать легко, да отдавать тяжело.                                                                            11
Прочитайте словосочетания и поставьте наречия во все возможные формы сравнительной и превосходной степени, Будьте внимательны, возможно не все наречия на это согласятся.
Заботливо лечит, внимательно выслушивает больного,  сразу выписывает рецепт.   12  
- С какой профессией человека могут быть связаны эти словосочетания? (врач)
Работа над сценкой «Рецепт», (участники: врач, ученик)                                                                                                               
- Один из учеников вашего класса пришел к врачу. Прослушайте разговор.
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
-В каком классе ты учишься, молодой человек?
-В  седьмом «Бы».
-«Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
-Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
-  Жутко дружно. Ужасно весело! А учитесь-то хорошо?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
-Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь  только сам. Вот тебе рецепт- учебник русского языка.
 -Какие случаи неправильного  употребления наречий вы услышали?
- В чём здесь ошибки?
- Как называются устойчивые сочетания слов, например, «в пух и прах»?
   4.  Замените  наречия  фразеологизмами.
Наречия Фразеологизм
Быстро  Хорошо  Тесно Мало Близко Громко  Рано Крепко Внезапно  Фразеологизмы для справок: рукой подать, ни свет ни заря, как свои пять пальцев, во всё горло,  яблоку негде упасть, во весь дух, кот наплакал, сломя голову, чуть свет, спит как убитый, как с луны свалился.
ФИЗМИНУТКА
3. Игра «Редактор»
Спиши текст, вставь пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений.
Песня начиналась ______, как будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…
Слова для справок: Неожиданно, Певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.
7. Контроль   знаний                                                                                                     13
1. Какое слово предложения является наречием?
   Он быстро вскочил, пробежался…
     а) 1      б) 2      в) 3       г) 4
2. Какое слово предложения является наречием?
   Маша приблизилась, тихо улыбнулась.
    а) 1        б) 2       в) 3      г) 4
3. Укажите наречие в форме сравнительной степени:    а) улетел дальше                
    б) улетел далеко4. Укажите предложение с наречиями в форме сравнительной степени:    а) Тут воздух легче, светлее, прозрачнее.    б) Тут дышать легче и свободнее, чем по ту сторону.
5.  К какой части речи принадлежит выделенная форма слова: «Рассказал интереснее всех».
     а) наречие
     б) имя прилагательное
6. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова: «Рассказ интереснее всех других»
     а) наречие
     б) имя прилагательное.
Проверь себя!                                                                                                                   14
в
г
а
б
а
б
8.  Домашнее задание                                                                                                      15
1. П.34 упр.  214
2. Написать сказку о наречии
9. Рефлексия                                                                                                             16
Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.             
 Работать -     (может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)
 В это время две пары выполняют задание.
Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
1.___________________  не болеть.
2.___________________  выглядеть.
3.___________________  улыбаться.
4.____________________  быть преданными своему делу.
5.Живите _______________.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
Мы желаем
1.___________________  не болеть.
2.___________________  выглядеть.
3.___________________  улыбаться.
4.____________________  быть преданными своему делу.
5.Живите _______________.
Слова для справок: постоянно, совсем, чаще, долго, прекрасно.