Разработка урока-проекта на тему Моя родословная
Урок-проект «Моя родословная»
Цель:
1.Продолжить формирование понятия «проект».
2. Разработка этапов проекта "Родословная семьи"
3.Убедить в необходимости изучения истории своей семьи, своей родословной. Воспитание патриотизма, чувства любви и гордости за свою семью.
4.Формировать и развивать личность; развивать партнёрские отношения в семье.
Задачи проекта:
1.Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями.
2.Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи.
3.Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся находить и отбирать в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; научатся публично выражать свои мысли, получат возможность научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать результаты; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Метапредметные: использовать различные способы поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности; умение применять полученные знания в собственной деятельности.
Оборудование: плакаты с изображением генеалогического древа, семейных гербов; выставка детских рисунков на тему «Моя семья»; семейные реликвии, мультимедийный проектор, словарь С.И.Ожегова.
Ход занятия
1.Организационный момент. Слайд 1.
Добрый день, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте мы с ними поздороваемся. А теперь улыбнёмся друг другу. ( УУД.Личностные: создание положительного настроя на урок.)Постановка цели и темы урока.
Слайд 2.
Я, не просто живу,
Я, подобно реке,
Начинаюсь в затерянном вдалеке.
Но, всему вопреки,
Бьётся ниточка кровная.
Где мои родники?
Отвечай, родословная!
Вы уже без труда сможете назвать тему урока . ( «Моя родословная».)
Какова цель нашего урока? Представить результаты работы над проектом. (УУД. Регулятивные : понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.)
Вводная беседа. Слайд 3.
Никто из нас не свалился с Луны, как Лунтик ,из всем известного мультфильма. Все мы ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Дорогие друзья! Мы сегодня поговорим о самых близких людях, без которых трудно жить человеку, о ваших семьях и их членах: дедушках и бабушках, мамах и папах.
– Откуда мы родом? «Из детства».
Детство было у всех: и у ваших родителей, и у дедушек, и у бабушек – через века тянется цепочка событий, в которых участвовали ваши предки – знаменитые и не совсем, герои и самые обыкновенные люди. Знаете ли вы их поименно? Вряд ли. В буднях великих строек, в дыму военных пожарищ невольно многие семьи растеряли самое дорогое – память о прошлом.
Но мы не должны быть людьми без памяти. Мы хотим знать свое прошлое, биографии своих родных и близких, историю Отечества.
I V. Основная часть.
Прошлое есть и у вашей семьи. Значит, история вашей семьи является частью истории страны. У каждого есть большая родня – это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой – Россия! ( дети поют 1 куплет песни «Моя Россия»)
Слайд 4.
Ученица читает стихотворение В. Крючкова.
Россия, я твоя росинка,
Песчинка малая твоя,
Когда метель – твоя снежинка
В ручье – я капелька ручья.
Из этих капелек – росинок –
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
Тогда бы не было земли.
Слайд 5. А кто из вас знает, как называется наука о родословной?
Слайд 6.
Наука о родословной называется генеалогия.
Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, - «семья».
- Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода)
- Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка).
- Кто такой предок? (Древний родственник по роду).
Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.
Во все времена, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца и деда, но и прадеда и прапрадеда . Слайд 7. Конечно, же знали это не все, однако люди ,обладающие внутренней культурой были обязаны знать .Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей, и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
Слайд 8.Вот перед вами семья Александра Сергеевича Пушкина.
Слайд 9. Великий советский татарский поэт Мусса Джалиль написал такие строки: «Стоит жить, чтоб в землю врезать след поглубже ,позаметней .Чтоб твоё осталось имя –словно дуб тысячелетний.» Мы должны тщательно изучать прошлое и помнить, что наше настоящее во многом сложилось ,как следствие этого прошлого .В наших судьбах сплетаются в единый узел былое ,нынешнее и завтрашнее. Родословная нужна человеку, и каждый раз листая страницы семейного альбома, каждый из нас говорит себе: ”Я горжусь своей семьей. Я рад что у меня такие родные, и их так много.” К счастью, многие семьи бережно хранят , может и не всю ,но обширную историю своего рода .И, как в прежние времена передавалось это наследие с рассказами мамы, бабушек, дедушек .И пусть не все сегодня с нами, история и сам род продолжают движение в жизненном цикле . У каждого человека есть имя ,отчество, фамилия.
Слайд 10.
Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет! И в именах есть тайна.
И таинство есть имя нареченье.
Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя.
Кто может рассказать о своём имени, что вы узнали. ( дети выступают).
Ребята вы заранее получили задание составить свою родословную. Как видим, многие из вас справились с этой задачей. И вы, составляя вместе с родителями свои родословные, узнали много нового и интересного.
Кто из вас хочет рассказать о своей родословной? Выступления детей. (У УД. Личностное : творческое применение знаний , дети проявляют интерес к выступлению товарищей, уважение к своим родным .Коммуникативные: слушают выступления товарищей, обсуждают.)
V I . Физкультминутка . Слайд 11.
Слайд 12.(рисунок семьи)
Слайд 13.Ребята, отгадайте ребус (7 Я). Молодцы.
Слайд 14. (Семья)
Слайд 15.
Семья- это самое главное в жизни каждого из нас, это родные люди, те, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра.
Что же такое семья? Семья- это.Давайте порассуждаем… Что вы думаете об этом?
Слайд 16. Давайте посмотрим в словаре. Толковый словарь под редакцией Сергея Ивановича Ожегова. (Семья – это1.Группа, живущих вместе близких родственников.
2.Объединение людей, сплоченных общими интересами.
Толковый словарь Ушакова Дмитрия Николаевича…
Семья- это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Семья может быть большой и маленькой. В семье могут жить несколько поколений.
Как вы это понимаете?
Поколение – это близкие родственники одного возраста, например , старшее поколение – это бабушки и дедушки, среднее- родители, а младшее- дети.
Слайд 17.(фото семьи)
Слайд 18.
А если я скажу, что члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи своя квартира. У каждого свой кошелёк, каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого своё хозяйство. Скажите, я буду права? Конечно, нет. А что же тогда?
Слайд 19.
Семья- это…где все живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, ведут общее хозяйство и т. д.
Слайд 20.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всём мудрей.
Любимый папа- друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
Слайд 21.Рисунок семьи. (Вместе веселее)
Ребята, сейчас я вам раздам конверты, в которых лежат рассыпавшиеся пословицы о семье, которые вам нужно собрать. Это будет работа в группе.
Слайд 22. Пословицы о семье.
Слайд 23. Пословица №1.
Слайд 24. Пословица №2.
Слайд 25. Пословица №3.
Слайд 26. Пословица №4.
Слайд 27. Пословица№5.
Слайд 28.Ребята, сейчас я буду задавать вопросы, а вы догадайтесь «Кто кому кто?».
Ты кто для мамы?------------
Кто называет тебя сыном?-----------
Ты кто для бабушки?------------
У папы есть мама. Кто она?----------
У мамы есть жена. Кто она тебе?-----------
У маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе?-------
Слайд 29.Найди пару.
Слайд 30.Заполни пропуски.
Слайд 31. Сейчас я вам прочитаю притчу о семье. Что такое притча?
Притча – это короткий назидательный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
« В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить ,никогда не ссорясь, не обижая друг друга?».Старец взял бумагу и написал на ней что –то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано одно и то же слово».
Как вы думаете, что это за слово?
(Варианты детей.)
Ответ- «Понимание».
Слайд 32. Продолжи фразу.
«Семья- это…».
Слайд 33.Так что же такое семья? Это-уважение, любовь, забота, дружба, понимание, преданность.
Слайд 34. Семья-это то, что мы делим на всех.
Всем понемножку: слёзы и смех.
Взлёт и падение, радость, печаль.
Дружба и ссоры, молчанья.
Семья-это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом,
Сердце навеки останется в нём.
Слайд 35. Любите своих родных и близких! Помните, что и в ваших силах сделать семью счастливой!
Рефлексия. Ребята, что вы узнали, работая над проектом? Какие трудности вы встретили? ( У У Д. Личностные: понимают значение создания родословной для человека и понимают его. ) Регулятивные: оценка качества проделанной работы.)Слайд 36.
Домашнее задание:
учебник - с. 42-45. «Наша дружная семья»
рабочая тетрадь- с.23-25.
Подготовить сообщение о своей семье , о традициях. Как ты помогаешь взрослым?