Исследовательская работа Образы невест в творчестве А.С.Пушкина
Содержание.
Введение 2-4
Основная часть:5-10
Глава 1. Сватовство в жизни и творчестве А.С.Пушкина
Глава 2. Художественные особенности, средства и приёмы
создания образа невесты в творчестве А.С. Пушкина
Заключение ..11
Использованная литература 12
Приложения..13-24
Введение
«Нет ничего на свете прекраснее и загадочнее женщины».
Ф.И.Тютчев
В современном мире в погоне за материальным благополучием, самореализацией, успешностью утрачиваются или отходят на задний план многие нравственные ценности, и девушки, будущие матери, хранительницы семейного очага, далеки от идеала женственности. Многие мои подруги считают, что сейчас модно быть раскованной, наглой, вызывающей, расчётливой. Я с ними не согласна. Меня давно интересует, какой должна быть современная девушка, чтобы идти в ногу с жизнью и при этом оставаться порядочной. Я провела опрос (Приложение I) среди подростков и юношей нашей школы с целью выявить отношение противоположного пола к образу современной девушки. В опросе участвовало 26 респондентов. 22 опрошенных отметили, что им не нравится в девушках сегодня агрессивность, наглость, завышенная самооценка, непостоянство, манера одеваться, отсутствие скромности, грубая бранная речь, употребление в своей речи нецензурных выражений, наличие вредных привычек. 80 % респондентов в современных девушках хотят видеть скромность, целомудренность, терпимость, доброту, почитание старших, верность, постоянство, порядочность. Большинство опрошенных считают женским идеалом героинь произведений А.Пушкина Татьяну Ларину и Машу Миронову.
Проблема:
Почему воплощением идеала женственности многие считают героинь произведений А. С. Пушкина, какие качества приближают их к этому идеалу.
Мне известно, что русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Не является исключением и А.С. Пушкин, создавший в своём творчестве целую галерею женских характеров. Работая над проектом «Адресаты любовной лирики А.Пушкина», я обратилась к трудам Д.М.Лотмана, к биографическим источникам Абрамовича, исследовала переписку поэта с друзьями, возлюбленными, женой Натальей Николаевной Гончаровой и задалась вопросами: что значили для поэта женщины, какие они женские образы А. Пушкина? Для этого я решила внимательно изучить биографию поэта и выявила очень интересный факт его биографии: оказывается, А.Пушкин несколько раз сватался к разным девушкам. Мне стало интересно, кто они и почему он остановил свой выбор именно на Наталье Гончаровой?
Имя Александра Сергеевича Пушкина красными буквами вписано в историю русской литературы. В нашей стране, да и, пожалуй, во всём мире, нет такого уголка, где бы не изучалось его творчество, не исследовались особенности и тайны пушкинского таланта. В современном литературоведении о Пушкине сказано так много, что одно изучение этих трудов может занять всю жизнь. К XXI веку, казалось бы, не осталось ничего неизведанного в творчестве этого писателя, поэтому очень трудно найти новый предмет для исследования или новый, незатронутый аспект во взгляде на произведения Пушкина, его художественный мир. Но творческое наследие великого поэта и писателя неисчерпаемо, поэтому в выборе предмета исследования я остановилась на том аспекте, который, во-первых, не получил достаточно развёрнутого, глубоко монографического изучения, во-вторых, эта тема меня привлекает и в общечеловеческом плане, так как она затрагивает мои интересы и интересы моих сверстниц. В современном мире, когда утрачиваются нравственные ценности, особенно в среде подрастающего поколения, когда скромность и нравственная чистота девушек – это пустые, ничего не значащие слова, особенно важно обратиться к образам наших ровесниц, живших во времена Пушкина, узнать, какие они были и, быть может, перенять для себя уроки нравственности, именно этим обусловлена актуальность моего исследования.
В своей работе я опиралась на следующее определение художественного образа: «Художественный образ - это разновидность образа вообще, под которым понимают результат освоения сознанием человека окружающей действительности». Кроме того, я использовала такое понятие, как «мотив», и опиралась на определение, данное А.Н.Веселовским (1): «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения».
1. Чернец Л.В. Ведение в литературу. Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие/ Л.В. Чернец, в.Е.Хализев – М.: высшая школа, 2000 г. – с.203
Цель:
-вывести образ пушкинской невесты исходя из анализа художественных произведений, созданных на рубеже 20-30 годов XIX века.
Задачи:
1. изучить биографию А.С. Пушкина и литературу о его творческом наследии;
2. выбрать из текстов произведений фрагменты, описывающие внешность героини-невесты, среду, в которой она воспитывалась, отношения с родителями, состояние души и личные черты;
3. дать классификацию собранному материалу;
4. рассмотреть семантику имен пушкинских героинь-невест и сопоставить с их характером;
5. сопоставить полученные данные и вывести вариант образа невесты у Пушкина;
6. реконструировать инвариантную модель образа пушкинской невесты в контексте русской национальной традиции (сопоставить с текстом «Домостроя» и со словарём В.И. Даля).
Методы решения:
1. Анкетирование.
2. Работа с биографическими источниками.
3. Поисковая деятельность.
4. Метод анализа и обобщения.
5. Метод наблюдения.
Предмет исследования: образы девушек-невест в произведениях А.С. Пушкина, созданных на рубеже 20-30 годов.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением детального анализа образа невесты в творчестве Пушкина.
Практическое значение: данная разработка может быть использована в качестве дополнительного материала к урокам литературы по изучению творчества А.Пушкина, для подготовки к сочинению по литературе.
Гипотеза.
Образы девушек-невест из произведений А.С.Пушкина, написанных в конце 20-х и начале 30-х годов XIX века, могут являться идеалом женственности и примером для подражания современным девушкам, так как, решая эту тему, Пушкин не противоречит нормам народной морали, русским традициям, Библии.
Основная часть.
Глава I. Сватовство в жизни и творчестве А.С. Пушкина
Тема семьи, родственных отношений, преемственности поколений, семейных корней занимает в творчестве Пушкина одно из центральных мест. Ей посвящены многие лирические произведения поэта («Моя родословная», «Вновь я посетил» и др.), и почти каждое прозаическое и лиро-эпическое произведение сюжетно связано с этой темой, отображая столкновения человеческих взаимоотношений, так или иначе касаясь института брака, семьи.
Следует отметить , что в ранних романтических произведениях Пушкин описывает события, связанные с сильными, предельными по эмоциональной наполненности чувствами, событиями, происходящими в экзотической обстановке и выводящими читателя из привычного, обыденного мира. «Братья-разбойники» (1921 – 1823), «Кавказский пленник» (1823), «Бахчисарайский фонтан» (1821 – 1823), «Цыганы» (1828), «Полтава» (1928) рисуют образы исключительных, ярких личностей, намеренно ставящих себя в условия экстраординарные.
В более зрелых реалистических произведениях, созданных в конце 1820-30 годов, А.С. Пушкина начинают занимать проблемы более жизненные, даже житейские. Меняются взгляды Пушкина на любовь, его всё чаще посещают мечты о доме, семейном очаге, хотя по-прежнему они сочетаются со многими увлечениями, бурными страстями. "Мой идеал теперь - хозяйка, мои желания - покой..." (2) - вывод, к которому Пушкин приходит в это время. Как известно, Пушкин появился в Москве после ссылки осенью 1826 года. Первый миг радости от обретенной свободы быстро сменился горьким отрезвлением. В этот момент с особой остротой встают перед ним проблемы смысла жизни в целом и перспектив своей собственной судьбы.
Первым шагом на эту проторенную жизненную дорогу Пушкин считал женитьбу. "Мне 27 лет, дорогой друг. Пора жить, т.е. познать счастье,- писал он тогда В.П.Зубкову (Кунин В.В. Жизнь Пушкина: переписка, воспоминания.- в 2 т. - Т.2 - с.256). –Жизнь моя, доселе такая кочующая, такая бурная, характер мой – неровный, ревнивый, подозрительный, резкий и слабый одновременно – вот что наводит меня на тягостные раздумья. Следует ли мне связать судьбой столь печальной, с таким несчастным характером судьбу существа такого нежного, такого прекрасного». Чего тут больше – желания жениться или нежелания не жениться, трудно судить. Важно то, что Пушкин не только абсолютно искренен в самооценке: ни грамма позы, рисовки, жеманства. Важно, что это слова умудрённого жизнью человека, понимающего всю ответственность предпринимаемого им шага. Пушкин склонен брать на себя и только на себя ответственность за последующие события супружеской жизни, рисуя образ своей предполагаемой невесты в нежных и всепрощающих оттенках.
2. Кунин В.В. Жизнь А.Пушкина: переписка; воспоминания. Дневники. В 2 Т. – Т. 2 – с. 256
Первое сватовство к Софье Фёдоровне Пушкиной (Приложение II)), как известно, было отвергнуто. Но этот первый неудачный опыт сватовства не поколебал уверенность поэта в обязательности женитьбы. Он никогда не разделял счастье и семью. В этом смысле Пушкин яркий образ традиционного мышления, традиционных общественно-этических норм.
В начале лета 1828 года Александр Сергеевич вновь сватается и вновь получает решительный отказ от родителей невесты - Анны Алексеевны Олениной (Приложение III). Поэт отчётливо ощущает, что те сомнения, которые одолевают его, могут быть испытаны и самой невестой, и её родными. Пушкин к этому времени значительно пересмотрел свои позиции в отношении общественной морали и не стремился выступать в столь свойственной его ранним высказываниям роли бунтаря-романтика, сметающего все преграды в своём стремлении к идеалу.
Неустроенность судьбы, сложные взаимоотношения с правительством, да и слава поэта - такая зыбкая, такая скандальная, - всё это делало его, «первого поэта России», «непрестижным» женихом.
Ближе всего к воплощению в жизнь был брак с Екатериной Ушаковой (Приложение IV), которая не отказала бы Пушкину и родителей смогла бы уговорить, если бы сам поэт проявил решительность. Видимо, он был крайне серьёзен, понимая, что это на всю жизнь, и, как творческая личность, доверял своим внутренним, интуитивным сомнениями.
А вот встреча с Н.Н.Гончаровой (Приложение V) была тем ярким событием, которое, по словам самого поэта, затмило его рассудок и заставило забыть об остальных увлечениях и привязанностях. И здесь он проявил всю свою выдержку и настойчивость: ни первое неудачное сватовство, ни холодность матери невесты не сломили его решимости.
Сватовство и последующая женитьба А.Пушкина вызвала важный резонанс в придворных и правительственных кругах. Она была расценена как признак того, что поднадзорный и в недавнем времени ссыльный поэт склонен угомониться и отойти от своих радикальных взглядов юности.
Уже в марте 1830 года сам поэт поверил, что на этот раз всё действительно идёт к окончательному решению. В биографических материалах указывается как минимум на две причины, склонившие Пушкина к этому важному и нелёгкому решению. Об этом пишет в одном из писем сын Вяземских Павел: «Пушкин начал помышлять о женитьбе, желая покончить жизнь молодого человека и выйти из того положения, при котором «какой-нибудь юноша мог трепать его по плечу и звать его в неприличное общество», то есть Пушкин воспринимал женитьбу как знак перехода к иному статусу, иному возрастному периоду, неизбежно настающему после юности, - статусу порядочного, приличного, солидного человека».
Напрашивается вывод: Пушкин не мыслил жизни без гармонии, прежде всего внешнего и внутреннего мира, души и обстоятельств, он не приемлет положения человека, не соответствующего достойному статусу в обществе, поэтому женитьба – это обязательный этап, это смена оценочной парадигмы и в отношении мира, и в отношении самого себя.
Вторая причина, о которой упоминает молодой Вяземский, - это то, что «Пушкин чем дальше, тем больше влюблялся в Наталью Гончарову» (3). Важный вывод, следующий за этими двумя факторами: женитьба, по Пушкину, неизбежна, но при этом парадоксально совмещает два начала: трезвый расчёт и горячее чувство.
Письма давнего друга поэта П.А.Вяземского к жене Вере Фёдоровне, письма самого Пушкина к тёще и невесте, родителям, своему издателю Плетнёву, А.Х. Бенкендорфу – важное подспорье для исследователей биографии А.С.Пушкина, они дают достаточно ясное представление о том «смутном» в жизни Пушкина времени, когда он выступал в роли жениха.
Накануне Светлого Воскресенья 6 апреля 1830 года Пушкин написал матери невесты удивительное по искренности и внутренней силе письмо, оказавшееся во многом пророческим. Создаётся впечатление, что Пушкин сохраняет какой-то путь к отступлению или, по крайней мере, даёт способ семейству Гончаровых с честью отказаться от этого брака:
«После того, милостливая государыня, как Вы дали мне разрешение писать к Вам, я взволнован. Мне так много надо высказать, и чем больше я об этом думаю, тем более грустные и безнадёжные мысли приходят ко мне в голову. Я изложу их Вам – вполне чистосердечно и подробно.
Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась, я сделал предложение. Ваш ответ при всей её неопределённости на мгновение свёл меня с ума; в ту же ночь я уехал в армию; Вы спросите – зачем? Клянусь Вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы; я бы не мог там вынести ни Вашего, ни её присутствия» (4).
Противоречивость испытываемых в этот момент Пушкиным чувств подтверждает и письмо П.А. Вяземского жене: «Неужели он в самом деле замышляет жениться? Но в таком случае, как же может он дурачиться? Можно подразнить женщину, за которой волочишься, прикидываясь в любви к другой, но как же думать, что невеста пойдёт, что мать отдаст дочь ветренику или фату, который утешается в горе Чем больше думаю о том, тем больше уверяюсь, что вы меня дурачите» (5).
________________________________________________________________________________
3. Кунин В.В. Жизнь А.Пушкина: переписка; воспоминания. Дневники. В 2 Т. – Т. 2 – с. 259
4. Там же – с. 293
5. Там же – с. 260
Даже Вяземскому потребовалось некоторое время понять: Пушкин пересекает рубеж не
Формальный, а сущноважностный. Об этом говорит набросанный 12-13 мая 1830 года отрывок: «Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, - Боже мой – она почти моя»
Но, как я думаю, доверять абсолютно биографическому методу в пушкиноведении вряд ли стоит. Об этом не раз указывалось ведущими пушкинистами. Поэтому, чтобы разобраться в поставленных вопросах, необходимо обратиться к самим художественным текстам, созданным Пушкиным накануне и после женитьбы.
Глава II. Художественные особенности, средства и приёмы создания образа невесты в творчестве А.С.Пушкина
В своём исследовании я обратилась к тем произведениям, в которых главные женские образы проявляют себя в сюжете как невесты – то есть в роли молодых незамужних девушек, имеющих жениха или готовящихся выйти замуж (на выданье). Это героини романа "Евгений Онегин" (1823 - 30): Татьяна и Ольга; героиня романа "Дубровский" (1832) Маша Троекурова; Маша Миронова из "Капитанской дочки" (1833 -36); Марья Гавриловна из "Метели" (1830); Лиза Муромская из "Барышни-крестьянки" (1830).
Сознательно ограничив себя в выборе материала, я следовала хронологическому принципу: меня заинтересовали произведения созданные Пушкиным на рубеже 1820 - 30-х годов, в период, совпадающий с важными переменами в жизни поэта.
Поставив перед собой цель – вывести образ пушкинской невесты в произведениях, созданных на рубеже 20-30 годов, я обобщила принципиально важные для поэта, а потому повторяющиеся из произведения в произведение приёмы и аспекты изображения героинь-невест. Это прежде всего:
1) внешние данные (портрет) и те его детали, которые постоянно находятся в центре авторского внимания;
2) среда воспитания, родные, семья; важно в каких отношениях с ними находится героиня-невеста;
3) внутренний мир, состояние души героини-невесты, её характер, ценностные ориентиры;
4) поэтика имени, рассмотренная в контексте христианской и народно-поэтической традиции.
Обобщив внешние данные героинь-невест (Приложение VI), я отметила следующее: в подавляющем большинстве А.Пушкин достаточно подробно описывает внешность невесты. Сопоставив их черты, я обнаружила ряд неслучайных совпадений: почти у всех героинь светлые волосы, большие голубые глаза, стройный стан, прекрасный голос, они часто бледны, всем им 17-18 лет. При этом подчёркнуто отсутствие особой яркости во внешности, бросающейся в глаза и привлекающей всеобщее внимание. Не вписывается в этот ряд только облик Ольги Лариной. Это, по сути, не пушкинская невеста. Поэт признаётся читателю, что разочарован:
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно
Рассмотрев цветовую гамму при описании внешности героинь, мы видим, что преобладающими цветами являются светлые тона (бледные, голубые, льняные, светло-русые), они сопоставимы с семантическим полем светоносности, чистоты, духовности. Уместно сопоставить это с понятием «чистый лист» (tabula rasa), на котором судьба будет писать свои знаки. Этому и соответствует внешность пушкинских героинь-невест.
Пушкин не противоречит одному из тезисов «Домостроя» - свода правил, регламентирующих не только иерархию взаимоотношений в семье, но и её нравственный климат: "Жена да не перечит своему мужу". Можно сказать, что Пушкин этот тезис истолковывает гораздо шире. Согласно Пушкину, выйдя замуж, женщина связывает свою судьбу с мужем и проявляет себя как самостоятельная личность уже в гораздо меньшей степени. Поэтому писатель, не нарушая исконно русской традиции, оставляет право личностной реализации прежде всего за невестой, понимая, что после замужества такие поступки могут нести эпатирующий характер и нетипичны по своей сути.
Ставя перед собой иные цели, Пушкин-реалист стремится быть верным правде жизни. Для русского менталитета, тем более в первой трети XIX века, эмансипированная женщина – нонсенс. Должно пройти ещё, как минимум, пять десятков лет, чтобы это явление стало более или менее распространено в России. Но его невесты, не обретшие ещё статуса "жены, послушной мужу", совершают поступки, выводящие их за рамки общепризнанных норм поведения. Именно это даёт автору право оправдать их смелость и тайный или скрытый вызов, бросаемый общественной морали. (Приложение VII).
На внутренний мир невест оказывает большое внимание не общение с родными, а французские романы, "преданье русской старины". Почти все героини - "читательницы нежные романов". Это, на мой взгляд, важный момент. (Приложение VIII)
Не общение с родными, не влияние родителей или сестры, а в большей степени французские романы, "преданья старины глубокой" и русский фольклор оказывали влияние на пушкинских героинь. Общим является следующее: у героинь сложные отношения с родителями, и той духовной близости, которую Пушкин не устаёт подчёркивать в отношении отцов и детей, здесь почти не наблюдается.
Как художник-реалист Пушкин придаёт большое значение мотивировке характера, поэтому каждая из невест дана в окружении той среды, которая формировала их личности. Внешняя скромность и послушание - внешние атрибуты их поведения. «Скромны и послушны» внешне практически все из названных героинь. Однако только те из них, которые не вписываются в привычный семейный круг, и вызывают особый интерес автора и становятся героинями произведений. В этом смысле пушкинская невеста действительно «невеста», что, по В.И.Далю, этимологически восходит к слову «неведомая», неведомой она остаётся и для своей семьи.
Анализируя произведения А.Пушкина, я обратила внимание на имена его героинь и задалась вопросом: а не кроется ли в них тайна характера женского образа? На этот вопрос мне помогла ответить семантика имен. (Приложение IX). Семантика имён отражает в целом общие черты у всех героинь: нежность, спокойствие, детскость, но при этом твёрдость и готовность постоять за своё достоинство, своенравие и непримиримость к несправедливости.
Раскрывая внутренний мир, состояние души героини-невесты, её характер, Пушкин вновь использует излюбленный приём контраста, придавая образам внутреннюю динамичность: робость, скромность, замкнутость - это общие черты поведения героинь-невест, но только до тех пор, пока не наступает момент, когда решается их судьба. И тогда они оказываются личностями, способными на поступок, способные выйти за рамки устоявшихся норм, традиционных правил и стереотипов. (Приложение X)
Исходя из вышесказанного, можно отметить следующее: образы невест, созданные Пушкиным, в большей степени интересны поэту как личности, способные на поступок, выводящий их за рамки устоявшихся традиций. Причём героини-женщины способны на это в большей степени, чем мужские персонажи. С другой стороны, Пушкин следует русской традиции, изображая невесту как «неведомую и не ведающую» своей судьбы, но чутко к ней прислушивающуюся.
Заключение:
Создавая целый ряд героинь, чья социальная роль оказывается похожей (девушка на пороге замужества), Пушкин рисует их психологически весьма разнообразными. Все они неповторимы, живы, одухотворены, что создаётся впечатление: перед нами вполне реальные женщины. В его творческом сознании укоренилось представление о роли женщины в жизни общества, ее правах и ее судьбе.
Создавая образ героини-невесты, Пушкин рисует "милые черты" внешнего и внутреннего облика: светлые волосы, большие глаза, стройный стан, прекрасный голос, бледность, юный возраст (17-18 лет), отсутствие подчеркнуто броской, яркой красоты - все это говорит о скромности и чистоте, «tabula rasa» - такой представляется «недопроявленная» внешне юная героиня-невеста, в этом что-то "тайное", "неведомое", "скрытое до времени и от глаз, и от понимания". Пушкин, раскрывая образы героинь-невест, не противоречит нормам народной морали, восходящей к «Домострою», "преданьям старины глубокой", Библии, согласно которым «жена да прилепится к мужу своего».
После замужества у женщины гораздо меньше возможностей проявить себя самостоятельной личностью, готовой совершить поступок, идущий вразрез с общепринятым правилам и нормам. Таким образом, право женщины на личностную реализацию остается прежде всего и только за невестой. Формирующее воздействие на внутренний облик героинь невест оказывают не общение с родными, а французские романы, с одной стороны, и русский фольклор – с другой. Соединение столь контрастных начал придаёт образам внутреннюю динамичность. Поэтому повороты сюжета во многом определяются именно поступками невест. Они оказываются личностями, способными к поступку.
Таким образом, внешняя скромность и послушание - это лишь внешние атрибуты поведения невесты. В этом смысле пушкинская невеста действительно «невеста», что по В.И. Далю, "неведомая" и "не ведающая своей судьбы". И семантика имен вполне соответствует чертам: нежность, доброта, спокойствие, детскость, но при этом твердость и готовность постоять за свое достоинство, своенравие и непримиримость к несправедливости.
Следовательно, образы пушкинских невест, созданные на рубеже 20-30х годов XIX века, являются воплощением идеала женственности, так как они обладают такими качествами, как скромность, нежность, доброта, верность, которых в современном мире так не хватает, но при этом им присущи твёрдость и готовность постоять за своё достоинство, непримиримость к несправедливости.
Список используемой литературы.
1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина [Текст]. - Т.2/В.Г.Белинский. - 2-е изд. - М, 1949
2. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы [Текст]. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - с.592
3. Бродский Н.Л. "Евгений Онегин". Роман А.С.Пушкина [Текст]/Н.Л.Бродский. - 6-е изд.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусскогоязыка [Текст]/В.И.Даль; под ред. проф. И.А.Бодуэна де Куртене. - Т.УП. - М.: Цитадель,1988. - 1024с.
5. Литература 10-11 классы. - Вып.2/сост. Т.М.Амбрушева и др. - Волгоград: Учитель,2009. - 147 с.
6. Тайна имени. Диагностика кармы имени. - М.: Риппол Классик, 2000. - 464с.
7. Энциклопедия для детей. Русская литература. - Т.4. - М.: Аванта+, 1998. - 672с.: ил.
Приложение I
Анкета «Образ современной девушки»
1. Что вам не нравится в современных девушках?
2. Кого из героинь классической литературы вы можете отнести к женскому идеалу?
3. Какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать современная девушка?
Приложение II
Софья Фёдоровна Пушкина
Софье Пушкиной(1806-1862) следует отвести особую роль в жизни поэта, потому что она оказалась первой женщиной, к которой поэт с полной готовностью официально посватался. Но о ней известно чрезвычайно мало, и сам жизненный сюжет, с ней связанный, был, что называется, скоропалительным и завершился без какого-либо продолжения.
Первый матримониальный сюжет развивался настолько стремительно, что это почти не имеет объяснений, тем более, что позже о Софье Пушкиной поэт больше никогда не вспоминал. Хронологические вехи этого скоропалительного романа легко проследить. В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года за Пушкиным в Михайловское явился офицер, чтобы доставить его в Москву на аудиенцию к царю. 8 сентября Пушкин появился в Москве, а 1 ноября уже послал прощальную записку своему приятелю В. П. Зубкову, ставшему невольным наперсником влюбленного поэта: «... еду похоронить себя в деревне до первого января, - уезжаю со смертью в сердце»( XIII, 561.). Итак, все события происходили в течение полутора месяцев.
С Василием Петровичем Зубковым (1799-1862) поэт лично познакомился скорее всего в сентябре 1826 года, но наверняка они знали друг друга понаслышке, и знакомство это случайным не было. Зубков был близок к декабристским кругам и дружил с Пущиным. Кроме того, Зубков бывал у Вяземских, где могла произойти их встреча. К моменту знакомства Зубков был женат на Анне Федоровне Пушкиной, и в его доме поэт мог встречаться с его свояченицей - Софьей Федоровной Пушкиной. ( Хотя ее часто называют дальней родственницей поэта, она скорее всего была его однофамилицей). Этой осенью.
В конце октября 1826 года Пушкин уже успел посвататься к Софье Пушкиной и получить отказ. Поскольку сестры Пушкины были сиротами и воспитывались в весьма чинном великосветском доме Екатерины Владимировны Апраксиной, дочери известной княгини Натальи Петровны Голицыной, Пушкин избрал Зубкова посредником на всех этапах переговоров и сватовства. Но у Софьи Федоровны, оказывается, уже был жених, некий Панин, за которого она и вышла вскоре замуж. «Мерзкий этот Панин, - писал Пушкин Зубкову, - два года влюблен, а свататься собирается на Фоминой неделе - а я вижу раз ее в ложе, в другой на бале, а в третий сватаюсь!» (XIII, 311). Похоже, что такую решительность поэт даже ставил себе в заслугу. Но Софью Пушкину она, видимо, ошеломила и показалась скорее признаком легкомыслия. Поэт уехал «похоронить себя в деревне до первого января», но уже 1 декабря отправился в дорогу, где из псковской гостиницы написал В. Зубкову письмо, в котором попытался объяснить собственные чувства. Как видно из этого письма, окончательной надежды он еще не потерял:
«... Бог мой, как она хороша! И как смешно было мое поведение с ней! Дорогой друг, постарайся изгладить дурное впечатление, которое оно могло на нее произвести, - скажи ей, что я благоразумнее, чем выгляжу, а доказательство тому - (что тебе в голову придет...) ...» (XIII, 562-563).
Вернувшись в Москву, он узнал, что Софья Пушкина уже помолвлена, а через месяц она вышла замуж за «мерзкого Панина». Может быть, сватовство поэта даже ускорило ход событий.
За столь короткое время Пушкин, естественно, не мог узнать ни характера, ни склонностей сердца Софьи Пушкиной. Очевидно, что он увлекся прежде всего ее красотой
Приложение III
Анна Алексеевна Оленина
Вырастая в семье крупного петербургского сановника, Президента академии художеств, Анна Оленина с детства вращалась в кругу выдающихся людей своего времени, сама была образованной и общительной личностью.
В начале 1829 г. Пушкин посватался к Анне, но, как традиционно случается, получил отказ. Вот тогда-то как прощание и возникло стихотворение, вдохновившее впоследствии великого русского композитора Даргомыжского на создание известного романса. Однако современные исследователи жизни и творчества поэта считают, что не все так просто в несостоявшейся женитьбе на Анне Олениной. Надежда Кандакова – поэт и глубокий знаток творчества Пушкина – предлагает свою версию. Она основывает ее на недавно опубликованных в России дневниках Анны Олениной. Есть свидетельства, что Пушкину было дано согласие на брак с Анной. И по этому случаю устроили семейный вечер, где должно было состояться объявление о помолвке. Гости собрались, а Пушкина не было. Он приехал спустя час, удалился с отцом Анны в кабинет, там состоялся разговор, но гостям никаких объяснений дано не было. Их дает дневник Анны Олениной. В это время она переживала очень сильное любовное чувство, но не к Пушкину. Остатки этого чувства еще тлели, полюбить другого она была не готова. И Пушкин, по мнению Н.Кондаковой, почувствовал это и ушел сам.
Приложение IV
Екатерина Николаевна Ушакова
Екатерина Николаевна ( 3 .04. 1809 г. - 19 06. 1872 г.) всю жизнь яростно гнала от себя прошлое, старалась ему не подчиняться на своей долгой, мучительно - томительной дороге Судьбы, а оно, прошлое это, все равно властно влекло ее за собою, уводило в гадательно – странные дали, под названием : « может быть», «возможно», «если бы».. Она знала, что так не бывает, она пыталась изо всех сил жить настоящим, скучным настоящим, но душа ее, пылкая и страдающая, не принимала суки и пыльной серости тягостных дней, омраченных беспрестанным ворчанием болезненно ревнивого и скупого супруга Дмитрия Николаевича, хлопотами о детях и доме, который не смотря на скудные деньги на хозяйство, пыталась содержать достойно, как пристало это стародворянской московской семье Как то ей сие - удавалось. Вот только песен и музыки в доме слышалось все меньше и меньше.
От прошлого у Екатерины Николаевны в ее новой жизни не осталось почти ничего: ни писем, ни подарков, ни альбомов со стихами.
Иногда она с тоскою вертела в руках лорнет, в котором хранились еще крупицы пушкинского сердечного подарка, закрывала глаза, и все пыталась перенестись туда, в далекое и светлое время, где она слыла красавицей и была самою счастливою, какою никогда, наверное, более уже не была за всю свою долгую жизнь. В последнем она могла бы поклясться и на смертном одре!
Свою первую и единственную настоящую любовь мельком увидела в театральном партере, окруженного огромной толпою друзей и почитателей. Это было вскоре после возвращения его из Михайловского, где пребывал он, не то в уединении строгом, не то в опале, которая завершилась - таки ничем: знаменитого Поэта России отпустили с миром и даже не привлекли по делу дворян – мятежников, что всех немало озадачило в то тревожное, «зимнее» смутное время!
Все светское и артистическое тогдашнее общество наперебой шумело о приезде Пушкина в златоглавую столицу, всяк стремился заполучить его к себе в гости, да и сам он жаждал светского блеска и толпы. Веселился от души, читал в салонах свои стихи, посещал знакомых и знакомился со всеми, кто желал того
Сестер Ушаковых – грациозных и насмешливых певуний - представили Поэту впервые на бале в Дворянском собрании, а вскоре общий их знакомец и дальний родственник Ушаковых, Сергей Александрович Соболевский, и вовсе запросто привез своего давнего друга в уютный особняк на Старой Пресне.
Тотчас очаровавшись «сестрами – сиренами», Александр Сергеевич быстро стал завсегдатаем и любимцем дома. На языке сестер беспрестанно, ненавязчиво вертелось имя Пушкина.
Они бредили его стихами, знали их наизусть, ревновали друг другу, шутливо сражаясь за место строчек в альбомах. Пушкин привез ей однажды, в 1829 году из Петербурга, в качестве подарка, вместе с золотым браслетом на руку - очень тонкой работы - еще и книгу своих стихотворений. А на ней сделал значительную надпись: « Всякое даяние – благо, всякий дар совершен свыше есть. Катерине Николаевне Ушаковой от А. П. 31 сент. 1829 г.». Она вспыхнула от подарка и, против обыкновения, молчаливо и застенчиво поклонилась ему, прижав книгу к груди.
«Он уехал в Петербург, может быть, он забудет меня, но нет, нет, будем лелеять надежду, он вернется, он вернется, безусловно! Держу пари, читая эти строки, ты подумаешь, что твоя дорогая сестра лишилась рассудка; в этом есть доля правды, но утешься: это – ненадолго, все со временем проходит, а разлука есть самое сильное лекарство от причиненного любовью зла..». (Из письма Е.. Н. Ушаковой брату И. Н. Ушакову. 26 мая 1827 года – С. М.).
Она вспоминала потом, что все расспрашивала тогда тихо маменьку, как смотрит та на Александра Сергеевича, видит ли его женихом ее? Софья Андреевна смеялась, качала головою: « Голубчик, Катенька, да ведь он – Поэт русский, под надзором Императорским, беден, два имения почти что заложены, хоть род и древний, дворянский.. Чем жить станете, коли поженитесь? Семья, не детские задирания – дело серьезное..» А впрочем, ежели Катенька любит и понимает, кто такой - Пушкин, - продолжала тут же маменька, - они с отцом ее неволить не станут, приданное ей сыщут и благословят, он в их доме уже давно как родное, веселое дитя, которое беречь надобно пуще глазу.. За сердце его благородное только вечно признательны они должны ему быть, за то что уберег семью от бесчестья. И вот, опять же, Сергей Дмитриевич, жених Лизанькин, с какою похвалою всегда о Пушкине твердит, а он человек солидный, полковник Императорской гвардии, брат наместника Молдавского, зря не скажет!»
Последние крупицы драгоценной и памятной сердцу «старинки» Екатерине Николаевне пришлось уничтожить по грубому требованию жениха. Золотой браслет был разломан на части, камень из него - отдан ювелиру; кольцо же с камнем впоследствии намеренно - потеряно Из остатков браслета сделали тот самый злосчастный лорнет, разбитый позже Дмитрием Николаевичем Наумовым, припадки ревности которого были постоянны, смешны и безумны одновременно.
А бесценные альбомы с рисунками Пушкина были варварски обезображены вырванными и сожженными в камине листами И их коснулась непросвещенная рука старого ревнивца!
Приложение V
Наталья Николаевна Гончарова
27 августа 1812 года, во время войны с Наполеоном, в Тамбовской губернии (поместье Кариан) появилась на свет девочка Таша – Наталья Николаевна Гончарова. Мать ее, Наталия Ивановна, когда-то блиставшая при дворе императрицы своей красотой и умом, в замужестве стала весьма властной женщиной. Тому способствовали прискорбные обстоятельства – муж после падения с лошади тяжело заболел, а ведение хозяйства и управление обширными поместьями упало на ее плечи.
Властность матери подавляла Наташу полностью, и она росла тихой задумчивой девочкой. Но природную красоту не скроешь – и еще в детстве было видно, что вырастет Таша красивой и броской женщиной. Образование она получила домашнее, но по тем временам хорошее – три языка (английский, немецкий и французский), основы географии и истории, литература.
Появление Наташи в свете произвело фурор. Немедленно мать начала получать предложения претендентов на руку и сердце дочери, которые вежливо отклоняла. Не миновала чаша сия и Александра Сергеевича Пушкина – увидев Наталью Гончарову, он был поражен ее красотой и скромностью и, как говорят современники, впервые не знал, что сказать.
Пушкин сватался к Гончаровой неоднократно. Поднаторевшая в светских интригах мать не отвечала ни «да», ни «нет», и лишь когда Наталье было почти восемнадцать лет (полтора года ухаживаний!), Пушкин получил благосклонное согласие, и помолвку объявили. Однако сочетаться браком Пушкину удалось далеко не сразу. Посетив Болдино осенью 1830 года, перед назначенной свадьбой, он попал в карантин по чуме и не смог выехать вовремя. Возможно, именно этим событием мы обязаны тому, что появились великолепные стихи, объединенные под общим названием «Болдинская осень».
И все же брак Александра Пушкина и Натальи Гончаровой состоялся – 18 февраля 1831 года. Наталья Гончарова прекрасно понимала, что такое быть замужем за поэтом. Пушкин имел обыкновение утром запираться в своем кабинете и работать до обеда – в это время Наталья запрещала прислуге как-либо беспокоить мужа и никогда не мешала ему сама. Она же была первой читательницей и ценительницей великого поэта.
Приложение VI.
Внешние данные героинь-невест. Портрет.
1.Татьяна Ларина:
- Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б очей...
- Прелестным пальчиком писала...
Татьяны бледные красы.
Наделена
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Милая простота.
2. Ольга Ларина:
Как поцелуй любви мила,
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкий стан
Её портрет: он очень мил.
В чертах у Ольги жизни нет,
Точь-в-точь в вандиковой Мадонне,
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
3. Маша Троекурова:
Ей было 17 лет, и красота её была в полном цвете, имела прекрасный голос, бледность.
4. Маша Миронова:
«Тут вошла девушка, лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми
волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели».
«Я в ней нашёл благоразумную и чувственную девушку».
«Была одарена скромностью и осторожностью».
5. Марья Гавриловна:
«Стройная, бледная девица, лет семнадцати».
6. Лиза Муромская:
«Ей было 17 лет, черные глаза, смуглое и очень приятное лицо».
Приложение VII.
Поступки,
которые совершают героини-невесты.
1. Татьяна Ларина пишет письмо Евгению Онегину, не боясь укоров со стороны общества.
2. Ольга Ларина.
Вместо того чтобы хранить роль верности и лить слезы, быстро находит утешение в браке с уланом.
3. Маша Миронова.
Несмотря на уговоры родителей Петруши Гринева самостоятельно едет в Петербург на аудиенцию к Екатерине I.
4. Марья Гавриловна.
Тайком едет венчаться, но судьба вмешивается, и тайный обряд заставляет хранить верность жениху.
5. Маша Троекурова.
Вступает в тайную переписку с сыном врага своего отца.
6. Лиза Муромская.
Меняет облик барышни на крестьянский для встреч с сыном недруга своего отца.
Приложение VIII.
Воспитание, среда, в которой формировался внутренний облик
пушкинских героинь.
1. Татьяна Ларина:
Ей рано нравились романы,
Они ей заменяли все.
Няня, уроки маменьки.
2. Ольга Ларина:
Всегда послушна, окружение - няня и маменька, подруги, куклы, вести города, мода.
3. Маша Троекурова:
Выросла в уединении, огромная библиотека, составленная в большей части сочинениями французских писателей XVII века, воспитанием занималась мамзель Мими. Аристократические предрассудки.
4. Маша Миронова:
Мама главная в воспитании; беспрекословно подчинялась родителям.
5. Марья Гавриловна:
«Была воспитана на французских романах».
6. Лиза Муромская:
«Ветреное и избалованное дитя», воспитана на английский манер.
Приложение IX
Семантика имён героинь-невест.
Мария (древнеевр.) - «печальная, любимая, горная». Девушке, которая носит это имя свойственны доброта. Нежность, спокойствие. Сама ещё дитя. Её не просто обидеть, в ней достаточно твёрдости и достоинства, чтобы постоять за себя. Она бывает своенравной. Она конкретно привержена справедливости, ответственно относится к любой работе, щедро разливает вокруг себя тепло. Имя имеет старое происхождение.
Татьяна (древнегр.) - «устроительница, учредительница». Эмоциональна, умеет постоять за себя, упрямая, властная, ревнивая, но спокойная.
Ольга (древнесканд.) - «святая», обидчивая, замкнутая, упрямая, из принципа не просит прощения, учится без особой охоты, держится в тени, сама себе на уме. Натура малодеятельная. Первое замужество неудачное.
Елизавета (древнеевр.) - терпеливая, неторопливая, хорошо приспосабливается к новым условиям жизни. Всегда достигает намеченной цели, хотя идёт к ней более сложными и длинными путями, чем другие, и неудача сбивает её с пути. Обидчивая. Замуж выходит по любви, но первое замужество бывает недолгим.
Приложение X
Душевное состояние пушкинских невест.
1. Татьяна Ларина:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Задумчивость её подруга.
Она любила на балконе
Предвосхищать зари восход.
Послушна велению чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
И сердцем пламенным и нежным,
И легкомыслием страстей.
2. Ольга Ларина:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела.
3. Маша Троекурова:
"Не имела подруг и росла в уединении".
4. Маша Миронова:
"Маша трусиха", но вскоре перестала "дичиться".
5. Марья Гавриловна:
Имела "романтическое воображение".
6. Лиза Муромская:
"Всегда с идеями и весёлая".
13PAGE 15
13PAGE 141215
15