Сценарный план урока по изобразительному искусству на тему Предметы народных промыслов в нашей жизни. Городецкая роспись (5 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением предметов музыкально – эстетического цикла
города Жуковский Московской области
Сценарный план урока:
«Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Городецкая роспись. 5 класс.» Выполнила: Дмитриева Ирина Анатольевна,
учитель изобразительного искусства
Декоративно – прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления предметов быта, имеющих, однако, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой.
Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не теряет связи с практическим назначением предмета. Напротив, их художественная сущность является в органичной связи с ним. Ослабление связи, а тем более разрыв с практически полезным назначением предмета чаще всего ведет к утрате его эстетических достоинств: исчезает мера, нарушаются пропорции, разрушается целесообразность. Специфика произведений декоративно-прикладного искусства и состоит в том, что их художественные качества являются не дополнением или приложением к утилитарному назначению вещи, а служат средством его выявления.
Вместе с тем в современном декоративно-прикладном искусстве функциональное начале не всегда выступает столь явно. В жизни современного человека, в его быту, занимают немалое место и такие произведения этого искусства, которые носят чисто декоративный характер и, не обладая никаким утилитарным назначением, радуют своей эстетической значимостью.
Декоративно-прикладное искусство делят на определенные виды либо в зависимости от материала, из которого изготовляют изделие (кость, стекло, лак, дерево и т. д.), либо в зависимости от технологии обработки материала (керамика, художественные изделия из различных сортов обожженной глины; художественная резьба, набивные и декоративные ткани, художественная вышивка и т. д.), либо, наконец, по функциональному назначению (одежда, мебель, посуда, бытовая утварь).Функциональный принцип представляется наиболее рациональным, хотя он и обладает определенной ограниченностью – недостаточно подчеркивается то обстоятельство, что полезный предмет приобретает значение произведения прикладного искусства только тогда, когда лежащий в его основе материал обработан в соответствии с требованиями законов красоты.
Для того чтобы предмет стал произведением искусства, он должен не только быть обработан «по законам красоты», но нести в себе определенное идейно-эмоциональное содержание. С этой целью используется должным образом материал, учитывается наиболее целесообразная форма предмета (его пропорции, ритмические повторы, тектонический строй), приобретает особое значение соотношение масштабов между отдельными частями предмета и человека, применяется особый способ обработки поверхности предмета – декор.
Поэтому мастерство художника, создающего красивые вещи формирующий в человеке, по известному выражении. Горького, творческое воображение и уважение к труду их создателя, представляет собой существенное проявление предметной деятельности несущий глубокую эстетическую выразительность.
Впечатление, производимое прикладным искусством нередко может быть таким же сильным, как и воздействие живописного или скульптурного произведения.
В современных условиях появление новых материалов выдвигает перед прикладным искусством новые задачи. Задача художника состоит не в имитации новых материалов (пластмассы, синтетические материалы, пластики, полимеры и т. д.) под старые (хрусталь, стекло, дерево), а выявление своеобразных и неповторимых выразительных свойств, присущих самим этим материалам.Изделии декоративно-прикладного искусства выполняются как кустарным, так и промышленным способом. Выявление фактуры современных материалов предлагает и новые способы их обработки. Машинная техника приобретает в этой связи особенно большое значение. Старыми кустарными средствами художественная обработка новых материалов часто оказывается невыполнимой.
В прикладном искусстве форма изделия его архитектоническая конструкция несет в себе как утилитарную сущность предмета так и его эстетическую выразительность.
Формы изделий прикладного искусства исторически изменчивы. В различные эпохи они характеризуются преимущественным различием мотивов – роскоши, манерности или, напротив, простоты, естественности и т. д.
Современная действительность порождает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, малогабаритности, экономичности.
Декоративно-прикладное искусство имеет глубокие народные корни и широко распространено. В силу этого его значение особенно велико, так как оно непосредственно входит в быт. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но играют огромную роль и в формировании художественного вкуса.
Городецкая роспись - вид декоративно-прикладного искусства.
Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись.
Художественная роспись — (от писать, др.-русск. писа́ти; родств. пёстрый; греч. poikile; др.-инд. pimcáti — «украшает, придает вид») — искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают пространственное отношение к изобразительной поверхности (в иной терминологии: оптическое). В искусстве росписи более важны осязательные качества.
Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.
Один из традиционных декоративных промыслов — городецкая роспись — сложился с середины 19 века в окрестностях Городца, основанного ещё в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области.
Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Сложился и свой прием росписи — сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалевок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» — когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью чёрной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.
В процессе того, как промысел набирал обороты (а к концу девятнадцатого века в нём были задействованы жители из почти десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами: появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» за самоваром и «гуляния».
В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику «Городецкая роспись». Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами.
Народное искусство несёт мощный импульс добра и осмысления бытия каждым, кто соприкасается с ним и как зритель, и как создатель. И правда, в момент, когда мастер остаётся один на один с деревянной поверхностью, чтобы нарисовать на ней Древо жизни, доброго льва, сладкоголосую Сирин, солнечный знак или травку, он в полном смысле Создатель, Творец. И по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво и гармонично.
Сценарий урока по стандартам ФГОС
Структура урока:
Цель:
Познакомить учащихся с видом декоративно – прикладного искусства – городецкая роспись.
Воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.
Раскрыть творческий потенциал учащихся.

Задачи:
Научить учащихся простейшим элементам городецкой росписи.
Добиться максимальной работоспособной обстановки на уроке.
Развить у учащихся воображение, художественное и творческое мышление, оригинальность мыслительной деятельности.

Планируемые результаты обучающихся:
Предметные:
освоение вида декоративно-прикладного искусства,
формирование основ художественной культуры,
приобретение опыта, создание художественного образа,
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно – творческих работ.
Личностные:
чувство гордости за культуру и искусство Родины,
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны,
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Метапредметные:
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,
организация своей деятельности.
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:- донести свою позицию до собеседника;- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Оборудование к уроку:
Для учащихся: бумага, краски, кисти, баночка, палитра.
Для учителя: иллюстрации с изображением городецкой росписи; варианты росписи городецких разделочных досок;
Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока:
Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.
Постановка художественной задачи.
Выполнение  упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции.
Выполнение практической работы: выполнение росписи.
Анализ детских работ.
Ход урока:
I.Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
II. Беседа
1.1. Введение в тему:
Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк:
Городецкая роспись - как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из видов декоративно – прикладного искусства - городецкой росписью. Узнаете о истории росписи и о том, как она выполняется.
Городецкая роспись — большое явление в русском народном творчестве. Как область искусства оно исследовано очень мало.
Между тем объем и значение художественной культуры городецкой росписи велики. Изучение ее поможет понять содержание и эстетическую сущность народного искусства.
1.2. Объяснение нового материала:
История городецкой росписи
Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.
Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели. Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.
После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.
Особенности городецкой росписи
Городецкая роспись — это роспись по дереву. Но мы с вами начнем учиться рисовать городецкие элементы на бумаге.
Мастера городецкой росписи утверждали, что для их творчества необходимо прежде всего просветленное состояние души, полное сосредоточение на предстоящей художественной задаче. Быть может, у современного мастера и нет той полной отрешенности от мирских забот, что была когда-то у старых иконописцев, не приступавших к работе без долгого поста и молитвы, но полная творческая сосредоточенность, несомненно, присутствует и сегодня.
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой – то удивительно лёгкой и прозрачной.
Городецкая роспись символична. 
Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.
Изображение наносится без предварительного рисунка. Для этого используется кисть, которая взаимодействует с поверхностью будущего произведения свободным ударом. При этом, мастер может использовать всевозможные приемы: от широких мазков до тончайших штрихов.
Порядок выполнения росписи
Городецкая роспись необычная,Композиция здесь симметричная.В букеты собраны цветы необычной красоты.Рисунки яркие мерцают,Оживка белая их оживляет.
Современные городецкие мастера держат кисть строго вертикально, так, чтобы она свободно и естественно вращалась между пальцами - большим, с одной стороны, указательным и средним - с другой. При этом опытный городецкий художник может придать руке еще большую устойчивость положением мизинца, прочно упираясь им в поверхность расписываемой вещи.
Городецкая роспись выполняется в три этапа:
Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью.
Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией.
Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Городецкая роспись сегодня
К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Восстанавливаться Городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев. Позже, уже в 50-е годы, образовалась артель. В наши дни наследие старых мастеров и их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись» в г. Городце, которая была создана в 1960 году. К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц.
Промысел городецких мастеров многообразен в современных изделиях быта – сувенирах, мебели, ключницах, посуде, детских игрушках и прочих предметах обихода.
Расписные изделия – не просто элемент декора, а часто предметы не только красивые, но и несущие функциональную нагрузку, и активно использующиеся. Например при нарезке продуктов на декорированной разделочной доске, или храня хлеб в расписной хлебнице. 
Нынче популярно выполнение городецкой росписи на стенах, колоннах, бордюрах, настенных панелях, фризах и прочих крупных элементах интерьера. Такое решение будет прекрасно смотреться и в детской, и на кухне, делая обстановку радостной и положительно влияющей на настроение. 
III. Практическая часть (выполнение упражнений по написанию элементов городецкой росписи.).
А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.
Сегодня мы постараемся писать бубенчик, купавку, розан, птицу, коня.
IV. Анализ и оценка работ учащихся (учащиеся демонстрируют свои работы)
Выставка работ «Городецкая ярмарка».
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам на уроке понравилось?
С каким народным промыслом вы сегодня познакомились?
О каких элементах городецкой росписи вы узнали?

Литература
Величко Н., Роспись: Техники. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.
Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М., 2007.