Иследовательский проект: «Алгоритмы в нашей жизни»
«Алгоритмы в нашей жизни» Работу выполнилиучащиеся 7б классаФедосеева Вероника и Базанова ЮлияГОУ № 457 Санкт –ПетербургаРуководитель : Шумкова Эмма Викторовна 900igr.net Проблема
Формирование алгоритмического мышления Содержание ВведениеПроисхождение слова «Алгоритм»Алгоритм и исполнительСвойства алгоритмовСпособы представления алгоритмовВиды алгоритмовЛинейные алгоритмыРазветвлённые алгоритмыЦиклические алгоритмыАлгоритмы в повседневной жизниАлгоритмы в пословицах, песнях и сказках.Практическая часть. Результаты исследованияЗаключение Цель исследования: Составить классификацию алгоритмов в окружающем информационном пространстве для развития логического и алгоритмического мышления Проанализировать понятие алгоритма, определить встречаются ли алгоритмы в повседневной жизни, сделать выводы можно ли свою жизнь представить в виде последовательности определенных действий. Задачи исследования: Познакомиться с понятием «Алгоритм» Составить классификацию алгоритмов Выделить алгоритмы из окружающего информационного пространства. Применять классификацию алгоритмов при изучении информатики. Объект исследования: «Алгоритмизация», как способ развития логического мышления. Предмет исследования: «Алгоритмизация» в Информатике, как способ классификации алгоритмов окружающего мира. Немного о происхождении Термин «алгоритм» произошёл от имени великого математика Мухаммеда аль-Хорезми по-латыни algorithmus). Мухаммед аль-Хорезми ещё в IX веке разработал правила выполнения четырёх действий арифметики. Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи Характеристика исполнителя Исполнитель алгоритма Среда обитания исполнителя Элементарные действия Система команд исполнителя Отказы Способы записи алгоритмов словесный графический Графический способ записи алгоритма Совокупность математических фигур образует блок-схему алгоритма. Блок начала и конца Блок проверки условия Блок ввода данных и результата Блок команды Алгоритмы бывают трех типов: Виды алгоритмов линейные разветвленные циклические Линейный алгоритм - это алгоритм, действия (команды) которого строго выполняются друг за другом. Линейный алгоритм Линейный алгоритм Начало Конец Встань Умойся Сделай зарядку Оденься Позавтракай Собери портфель Разветвленный алгоритм - это алгоритм, включающий выбор тех или иных действий в зависимости от какого-либо условия. В словесном описании разветвленного алгоритма используются слова "если", "то", "иначе". Разветвлённый алгоритм Начало Конец Зайти в магазин Дать деньги Взять мороженое Выйти из магазина Есть мороженое? нет да “Купить мороженое” Ветвление Алгоритмы, в которых действия повторяются конечное число раз. Циклический алгоритм Циклический алгоритм Забросить крючок в воду Начало Конец Наступила ночь? нет да Насадить наживку Ждать пока клюнет Снять рыбу с крючка Положить рыбу в ведро АЛГОРИТМЫ В ЖИЗНИ Мы постоянно сталкиваемся с понятиями алгоритмов в различных сферах деятельности человекаВ кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд.Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию. Собираясь сшить платье, вы сначала постараетесь найти в модном журнале выкройку и описание к ней.Каждый шофер должен знать правила дорожного движения.Хорошие урожаи будут получаться из года в год, если при обработке земли будут соблюдаться определенные правила. АЛГОРИТМЫ В ЖИЗНИ Алгоритмы в нашей жизни Выбрать катушку с нитью, Отрезать от катушки нить Вдеть нить в иголкуЗавязать на конце нити узелок.Продеть иглу через ткань (с изнаночной стороны) и через отверстие пуговицы.Продеть иглу через другое отверстие пуговицы и ткань.Повторить пункты 6 раз.Отрезать остатки нити. Алгоритм« Мармелад из чёрной смородины» НАЧАЛО Ягоды чёрной смородины размять Разварить в кастрюле Горячую массу протеретьчерез сито Уварить до готовности КОНЕЦ НАЧАЛОЯгоды чёрной смородины размять.Разварить в кастрюле.Горячую массу протереть через сито.Уварить до готовности.КОНЕЦ Алгоритмы в кулинарии Практическая часть Алгоритмы в пословицах Алгоритмы в песнях Алгоритмы в сказках Общественный опрос Если тише едешь, То дальше будешь. Если хочешь есть калачи, То не сиди на печи. Если роешь яму другому, То сам упадёшь. Алгоритмы в пословицах Песня «Если с другом вышел в путь»Если с другом вышел в путь То веселей дорогаВсе Песня из фильма «Золотой ключик» Пока Если живы жадины вокруг то удачу мы не выпустим из рук всё Алгоритмы в песнях Алгоритмы в русских народных сказках Начало Конец Жили-были дед и баба, Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Мышка бежала, хвостиком махнула. Яичко упало и разбилось. И была у них курочка Ряба. А курочка Ряба кудахчет: Дед плачет, баба плачет, Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила Не плачь, дедНе плачь, баба.Я снесу вамДругое яичко.Не золотое,А простое. Сказка «Гуси – лебеди» ДА НЕТ Спрячу Не спрячу Поешьмоего простогокиселька ? Гуси-лебеди не найдут Гуси-лебеди догонят Эпизод с Речкой Девочка проситРечку спрятатьее и брата ДА НЕТ Спрячу Не спрячу Поешь моего лесногояблочка? Гуси-лебеди не найдут Гуси-лебеди догонят Эпизод с Яблоней Девочка проситЯблоню спрятатьее и брата ДА НЕТ Спрячу Не спрячу Поешьмоего ржаногопирожка? Гуси-лебеди не найдут Гуси-лебеди догонят Эпизод с Печкой Девочка проситПечку спрятатьее и брата начало Встретился сказочный объект Девочка просит сказочный Объект спрятать ее и брата Выполнишьпросьбу? Спрячу Не спрячу Гуси-лебеди не найдут Дети бегут дальше Добежали до дома? конец Гуси-лебеди догонят Сказка закончиласьнесчастливо Сказка закончиласьсчастливо ДА НЕТ ДА НЕТ Дети убежали от Бабы-Яги Убежал колобок от деда и бабки и покатился по дорожке Катится колобок, а навстречуему - зверь Зверь - лиса? Колобок поет песенку Прощай, колобок… Катится дальше ДА НЕТ Колобок поет песенкудва раза конец начало Испекла бабка колобок и поставила его на окошко остужаться КОЛОБОК Заключение Это неполный перечень алгоритмов, которые мы смогли увидеть, заметить и провести некоторую классификацию. В будущем мы хотим продолжить это исследование, обогатив свои знания на уроках информатики и используя информацию из повседневной жизни.Мы думаем, что алгоритмы еще можно классифицировать по каждому предмету, по каждому классу.Нам стало интересно: как смотрят на тему «Алгоритмы» одноклассники и провели небольшой опрос. Общественный опрос % Литература Дворчик Ш. Мышка Программышка в стране информатике, – М.: Радио и связь, 1990, - 127 с.Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика. – М.: Дрофа, 1998, - 237 с.Симонович С., Евсеев Г. Практическая информатика. – М.: АСТ Пресс, 2000, - 480 с.Симонович С., Евсеев Г. Специальная информатика. – М.: АСТ Пресс, 2000, - 450 с.Симонович С., Компьютер в вашей школе. – М.: АСТ Пресс, 2001, - 335 с.Художественные произведения, пословицы.http://beautiful-all.narod.ru/