Научно-исследовательский проект Антропонимы нашей школы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ЛНР «БУГАЁВСКАЯ ШКОЛА № 14»
АНТРОПОНИМЫ НАШЕЙ ШКОЛЫ
Филология
Голева Валерия
Носонов Андрей
ученики 4 класса
руководитель:
Мусич Наталия Сергеевнаучитель украинского языка и литературы
Государственного образовательного учреждения
Луганской Народной Республики
«Бугаёвская школа № 14»
Перевальск2016
CОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКИХ ИМЁН
РАЗДЕЛ ІІ СИСТЕМА ИМЕН УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ
2.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕН ШКОЛЬНИКОВ
2.2 ПОПУЛЯРНЫЕ ИМЕНА УЧЕНИКОВ
2.3 ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА УЧЕНИКОВ К СВОЕМУ ИМЕНИ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СЛОВАРЬ ЛИЧНЫХ ИМЕН УЧЕНИКОВ ГОУ ЛНР «БУГАЁВСКАЯ ШКОЛА № 14»
ВВЕДЕНИЕ
Какое слово человек слышит чаще всего? Какое слово самое приятное для человеческого уха? Правильно, его имя!
При рождении каждый человек получает имя. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, что означает наше имя, его происхождение интересно, наверное, любому человеку. Это вызвано тем, что свое имя каждый из нас слышит десятки раз в день, а, следовательно, его значение оказывает огромное влияние на наше поведение, настроение и увлечения. Какие-то имена имеют старинные корни, в этом случае происхождение имени связано с древней историей, а какие-то имена образовались совсем недавно и насчитывают всего десятилетия. Но какое бы ни было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение. Имена людей — часть истории. В них отражаются быт, верования, мечты, фантазия и творчество народов, их исторические связи. Имя является неотъемлемой частью личности каждого человека, поэтому так важно знать, что означает то или иное имя, историю его происхождения.
Актуальной наша работа является потому, что, во-первых, в нашей школе такое исследование еще не проводилось, во-вторых, результаты будут интересны каждому ученику школы, вызовут желание узнать больше о своем имени, научат уважать и ценить его.
Объектом исследования стали мужские и женские имена.
Предметом стали имена учеников ГОУ ЛНР «Бугаёвская школа №14». Цель исследования –– анализ имён учащихся школы ГОУ ЛНР «Бугаёвская школа №14» 2000-2011годов рождения, выявление новых тенденций в выборе имени, определение имён-лидеров и наиболее популярных имён.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
собрать и систематизировать антропонимические данные для составления словаря имен учеников школы;
дать сравнительный анализ полученных результатов;
определить основные факторы, влияющие на выбор имен;
определить самые популярные имена;
выяснить - существует ли мода на имена.
Методы исследования: получение информации из книг, интернета, анализ, анкетирование, опрос, наблюдение, сравнение, обобщение. Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что, руководствуясь современными источниками, были обобщены и систематизированы знания об именах, об их употреблении и популярности. Практическая значимость состоит в том, что данные материалы могут быть использованы на уроках внеклассного чтения и занятиях кружка, классных часах.
Планируемый результат
Материалы об именах, их значениях и тайнах будут полезными и познавательными.
Проект станет для кого-то стимулом для изучения истории своей семьи и истории своих предков.
Может быть, станет для кого-то новым увлечением или хобби.
Продукт проекта: выпуск словаря «Имена учеников нашей школы»
План действий
1. Изучить научную литературу и интернет-ресурсы о происхождении и значении имен
2. Собрать и проанализировать данные об именах учащихся школы
3. Провести анкетирование среди учащихся 0 - 11 классов нашей школы «Почему вас назвали таким именем?»,
4. Обработать полученные данные и создать словарь «имена учеников школы»
РАЗДЕЛ I ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКИХ ИМЁН
В «Толковом словаре» С.И.Ожегова представлено два значения термина Ономастика:
1. В языкознании: совокупность собственных имён какого-нибудь языка.
2. Раздел языкознания, изучающий собственные имена. В названии нашей работы мы использовали первое значение этого слова[5]
Термин этот связан с греческим словом онома - имя. Отрасли ономастики, посвящённые изучению отдельных разрядов имён, также имеют свои особые названия. Имена людей относятся к ведению антропонимики (от греч. антропос –человек). Антропо́ним (др.-греч.) —единичное имя собствен-ное или совокупность имён собственных, идентифицирующих человека.
Имена людей – часть истории народов. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем. Таким образом, «личное имя (в древнерусском языке- рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование)- личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа» [5]. Это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими. В истории русских личных имен выделяются три этапа:
1. Дохристианский – в котором исповедовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка 2. Период после крещения Руси – церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности. 3. Новый этап, начавшийся после Октябрьской революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством [1].
Дохристианский этап развития русских имен (VI-X века)
Сила имени велика, и это было известно со времён, когда первые люди научились говорить. Они не сомневались в том, что вся жизнь человека и целой общины предначертана и заключена в имени. Дать имя означало дать судьбу, изменить которую невозможно. В дохристианскую эпоху на Руси было принято давать ребенку два имени. Первое имя служило «отпугиванием» для злых духов и недоброжелателей. Крив, Некрас, Злоба – на такого малыша никакой леший не позарится. До введения на Руси христианства личные имена были похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу.
В подростковом возрасте, когда прояснялись черты характера человека, проводился обряд второго имянаречения. Значение русских имен для девочек и мальчиков были разными. Имена посвящались языческим богам – Лада, Велеслав, Ярослав. Детей называли именами, взятыми у растений и животных – Щука, Орел, Орех, Корова. В больших семьях имена давались по порядку рождения – Первак, Перва, Вторак, Третьяк, Четвертак Четверуня, Девятко. Весьма популярны были также имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Беляк. Имена присваивались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения: Малуша, Заяц, Губа, Беспалой. Кроме имен, дававшихся по внешнему виду, были такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения: Бессон. Крик, Забава, Несмеяна. В некоторых именах отмечались желанность и нежеланность появления ребенка: Богдан, Неждан, Любим, Голуба. Они уже давно вышли из употребления. А вот многие из двухосновных имен (Святослав,Ярослав, Владимир, Владислав), которые были княжеской привилегией, можно встретить и в наши дни[ 4].
Скандинавские имена
Первые иноязычные имена появились на Руси благодаря варягам-скандинавам. Кстати, именно такие варяжские имена, как Игорь, Ольга и Олег в настоящее время являются популярных именами в России. Другие варяжские имена встречаются довольно редко или вообще остались только в летописях.
Скандинавские имена были популярными только среди людей княжеского рода, а люди из низших классов не понимали подобных имен и практически их не использовали.
Как известно, в 988 году князь Киевский Владимир Великий окрестился в славном городе Константинополе. Именно после крещения византийский император отдал Владимиру в жёны свою сестру, принцессу Диану, а Владимир Великий получил имя Василий, которое и считается одним из первых христианских имен на Руси [2].
Христианские имена (ХІ-ХVІІ)
Именно после крещения главы Киева и началось движение, получившее название «Крещение Руси»: Владимир и византийские миссионеры, которые прибыли с князем, начали крестить Русь-матушку. Естественно, каждый крестьянин получили новые «чудные» имена, к которым многие крестьянам казались странными, и запомнить их было довольно трудно. Федор, Кирилл, Варвара – вместо Храбр, Ждан, Прекраса. С тех пор новорожденные дети получали имена только в честь христианских святых.
Известный языковед и писатель Лев Успенский в своей книге «Ты и твое имя» сделал подсчеты, которые показали, что даже те имена, которые, как бы, считались исконно русскими, имеют иноязычное происхождение. Исходя из результатов его работы, больше всего имен были заимствованы из латинского, древнееврейского и греческого языков[7].
Реформа Владимира Великого была очень масштабной и эффективной, тем не менее, большинство людей не желали носить свои новые имена. И касается это не только простых крестьян, но и членов княжеского рода. Значительное распространение христианских имен приходится на XIV в. и последующие века. XIV в. можно считать переломным в борьбе некалендарных и календарных имен: христианские имена начинают превалировать в документах официального характера, имена дохристианские все более оттесняются на второй план, хотя еще долго будут служить русским людям в качестве «вторых» личных имен и еще больше и шире – в качестве базы для образования многих русских фамилий [ 6].
Такое параллельное существование и борьба христианских и языческих имен длилось вплоть до 18 века, когда христианские имена почти полностью вытеснили старославянские. Священная христианская война против русских имен завершилась победой иноземцев.
В русской православной церкви были специальные книги – месяцесловы или святцы. В них на каждый день каждого месяца были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Иногда священник шел на уступки и по просьбе родителей давал ребенку другое имя. Но ребенку можно было дать только то имя, которое есть в святцах.
Третий этап развития русских имен (новый).
Третий этап начался после революции и продолжается в наши дни. Он ознаменовался проникновением заимствованных имён и «воскрешением» некоторых языческих имён.
Рассмотрим, в чём состоял пересмотр именника в первые годы после революции:
1) Появляется много новых личных имён иноязычного происхождения, заимствованных через литературу, театр, кино: Альберт, Изабелла, Марат, Тимур.
2) Появляются новые личные имена из имён нарицательных, без каких-либо изменений: Авангард, Сталь, Идея, Союза, Новелла.
3) Активизировались имена, которые числились в святцах, но редко употреблялись: Лариса, Маргарита.
4) Воскресли древнерусские имена, известные по древним летописям: Лада, Ростислав, Милица.
5) Появляются новые личные имена, рождённые новой революционной эпохой: Майя, Ноябрина, Электрон.
Широкое распространение получают имена, в основе которых были использованы элементы наименования Владимира Ильича Ленина: Владлен, Вилия.
В послереволюционные времена усиливается приток иностранных имён. Встречаются имена, заимствованные у разных народов: Роберт, Рудольф, Жозефина, Эдуард, Эрик, Жанна и т.д. Есть ещё имена – от слов, прочитанных с конца: Нинель – Ленин, Авксома – Москва.
После окончания гражданской войны произошли перемены – реже стали устраивать церковные обряды, осуществляли положенную регистрацию новорождённых. А после 30-х годов новшества в образовании личных имён пошли на убыль. В эти годы в городах стали любимыми имена Владимир, Юрий, Галина, Тамара, а в деревне – Валентин, Нина.
В 40-50 годы детям стали давать старые, привычные имена. Среди мужских выделилось пять самых распространённых – Сергей, Александр, Владимир, Юрий, Андрей. К наиболее распространённым женским именам относились Елена, Марина, Ирина, Наталья, Татьяна, Светлана, Галина. В течение этого периода окончательно исчезают имена Архип, Тихон, Тит, Агафья, Устинья, Фёкла.
В последующие годы происходило активное заимствование иностранных имен, изменение их [2 .
РАЗДЕЛ ІІ СИСТЕМА ИМЕН УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ
2.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕН ШКОЛЬНИКОВ
Исследование проведено среди учащихся ГОУ ЛНР «Бугаевская школа № 14» и коснулось 94 учеников 2000 - 2010 года рождения. Проанализировав результаты анкетирования, стало известно, что у сорока восьми девочек 36 разных имени, и а сорок шесть мальчиков имеют 32 разных имени.
Рассмотрим происхождение имен учеников нашей школы. Петровский Н.А. в предисловии к «Словарю русских личных имен» в системе имен выделяет такие пласты [3]:
1)старые христианские имена, пришедшие на Русь с принятием христианства и канонизированные церковью. Они составляют основу современных русских имен. Именно к этой группе относится большинство имен школьников. Эти имена разные по происхождению:
Имена греческого происхождения
Среди русских мужских имен, как и среди женских, бо́льшая часть имеет греческие корни. Только кажутся исконно русскими такие имена, как: Василий, Петр, Николай, Кирилл, Федор, Степан.
Александр– защитник людей
Алексей– защитник
Анатолий– восточный
Андрей– мужчина и защитник
Артём / Артемий– невредимый
Дмитрий / Димитрий– бог плодородия
Евгений– благородный
Кирилл– владыка
Михаил / Михайло– равный Богу
Никита– победитель
Николай– победитель народов
Алёна–светлая, сияющая
Анастасия– женская форма мужского имени Анастас. воскресение (возвращенная к жизни).
Диана – божественная.
Екатерина – чистый, непорочный.
Елена– избранная, светлая.
Ирина– мир, покой.
Кира– женская форма от мужского имени Кир, госпожа
Кристина (древнегреч.) – Христова, посвященная Христу.
Ксения – гостеприимство, чужеземный
Раиса–покорная, уступчивая, легкая.Татьяна – устроительница, учредительница.
Имена латинского происхождения
Второе место занимают имена латинского происхождения. Мы к ним так привыкли, что воспринимаем как исконно русские, хотя в их основе – латинские корни:
Антон / Антоний – вступающий в бой
Павел – маленький
Сергей – высокий, высокочтимый
Константин – постоянный
Максим – величайший
Виталий– жизненный
Валерия– Женский вариант имени Валерий, быть сильной, здоровой.
Марина – морская
Виктория– победа
Константин - твердый, постоянный
Сергей- высокий, высокочтимый
Карина– вперед смотрящая.
Маргарита– жемчужина.
Славянские именаС принятием Русью христианства, славянские имена постепенно вытеснялись именами, которые имели византийское происхождение. Однако мода на имена изменилась, и, как следствие постоянной тяги к древнерусской культуре, сегодня редкие, славянские имена для детей вновь обретают свою актуальность. Ведь в именах заложена значительная часть культуры, традиций, обычаев и истории всего народа. Итак, мода на славянские имена возвращается, а сегодня этот процесс набирает всё большие обороты, так как имена, пришедшие из западных стран начинают приедаться, людям хочется чего-то экзотического, нового, но все же родного, имеющего славянские истоки. Среди имен учеников преобладают двухосновные имена.
Владимир– властелин мира
Владислав – владеющий славой
Всеволод – всевластный
Вадим– зовущий, привлекательный" спорщик, раздорник
Назар – посвящённый Богу
Ростислав – возрастающая слава
Влада – владеющая славой
Вера – вера, верование.
Дана — данная.
Светлана–светлая
Снежана – (снежная, прохладная);
Имена персидского происхождения
Персы представляют собой основную составляющую иранской нации, но живут в настоящее время не только в Иране, но и в ряде других стран - в Ираке, Афганистане, Индии, Германии.
Азэр– огонь
Дарья—женский вариант имени персидского царя Дария, победительница.
Имена французского происхождения
Лиана– от растения лиана, тонкая
Данил– бог – мой судья
Алина– благородная
Имена древнееврейского происхождения
Анна– благодать.
Ева — живая.
Другие имена
Артур (кельт.) медведь
Тенгиз (груз.) – великий, сильный.
Амина (араб.) - находящаяся в безопасности, благородная
Руслан ( тюрк.) – лев.
Таким образом, среди имен учеников школы преобладают имена греческого происхождения, на втором месте имена латинского, а на третьем - славянского происхождения.
2.2 ПОПУЛЯРНЫЕ ИМЕНА УЧЕНИКОВ
Следующим нашим заданием было выделить среди имен учеников школы самые популярные женские и мужские имена. Рассмотрим сначала мужские имена:
Александр – 7 человек
Владислав – 5 человек
Андрей – 4 человека
Илья – 3 человека
Максим – 3 человека
Николай – 2 человека
Все остальные имена встречаются в нашей школе по одному разу.
Среди женских имен наиболее популярными являются:
Екатерина – 7 человек
Алина – 4 человека
Валерия – 3 человека
Виктория – 3 человека
Анастасия – 3 человека
Дарья – 2 человека
Ангелина – 2 человека
Алена – 2 человека
Светлана – 2 человека
Все остальные имена встречаются по одному разу.
Нами установлено, что из 94 имен:
по одному представлены 42 имени;
по два представлены 5 имен;
по три представлено5 имен;
по четыре представлено 2 имени;
по пять представлено 1 имя;
по семь представлено 2 имени.
Нужно отметить, что мужские имена более разнообразны и большинство из них встречаются только один раз.
2.3 ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА УЧЕНИКОВ К СВОЕМУ ИМЕНИ
Во время проведения анкетирования, мы спрашивали у учащихся нашей школы, знают ли они, что обозначают их имена. Оказалось, что практически никто из детей младшего школьного возраста этого не знал, и многим стало интересно больше узнать о своём имени.
Начиная с пятого класса количество учеников, которые интересовались значением своего имени начинает расти. В пятом-шестом классах изучали свои имена дети, имена которых не характерны для нашего поселка, района: Азэр, Амина, Ариадна. Нужно отметить, что иногда эти ученики испытывают дискомфорт при неправильном употреблении их имен другими учениками. Многие ученики старших классов отметили, что они знакомы с значением своих имен, но уже не помнят их. Информация о их именах попала к ним случайно и не запомнилась. И только 18 школьников назвали значения своих имен. Это ученики 8-11 классов. Центральным новообразованием старшеклассников является личностное самоопределение - потребность юношей занять внутреннюю позицию взрослого человека, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности вместе с осознанием себя как члена общества, своего места и предназначения в жизни. Именно поэтому ребята старших классов проявляют интерес к своим именам, фамилиям, предкам.
Интересными оказались ответы анкеты на вопрос «Кто и почему дал тебе такое имя?» Ученики 1-3 классов ответили только на первую половину вопроса. Все они написали: «Мама и папа». Ученики 5-11 классов ответили так:
«мама», потому что ей понравилось это имя – 15 человек;
«мама, в честь бабушки» - 2 человека;
«мама, в честь дяди» - 1 человек;
«папа, в честь дедушки» - 3 человека;
«родители, в честь папы» - 2 человека»
«брат», «дедушка», «бабушка» - по одному разу
«не знаю» - 13 человек;
другие ответы -6 человек.
На последний вопрос анкеты «Нравится тебе твое имя?» все ребята ответили положительно.
ВЫВОДЫ
Выбор имени для появившегося на свет человека – очень важный и ответственный шаг. С этим именем человек проживает всю свою жизнь, оно становится неотъемлемой частью его личности. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей.
Как показало исследование, имена учеников школы имеют в основном древнегреческие корни, на втором месте латинские имена. Это объясняется традициями нашего народа, которые вырабатывались веками после крещения Руси. Следует отметить, что на третьем месте исконно славянские имена, что, несомненно, свидетельствует о возрождении интереса к своим корням, к отечественной истории. Но таких имен немного. Возможно, это связано с тем, что в словарях имен, к которым обращаются родители при выборе имени своего ребенка, не очень широко представлены славянские имена.
Самыми популярными именами являются имена Александр и Екатерина. Каждое из них принадлежит семерым ученикам. Так как в нашей школе детей немного, такие цифры позволяют говорить о существующей моде на эти имена. Тот факт, что 42 имени встречаются только один раз, свидетельствует о том, что родители не всегда следуют моде, а стараются выбрать оригинальное имя для своего ребенка: Ариадна, Назар, Лиана, Виолетта, Ева, Дана и др. Необычными для нас являются имена Тамерлан, Тенгиз, Азэр. При выборе этих имен родители отдавали дань традициям того народа, к которому они принадлежат.
Исследование показало, что значением своего имени интересуются ученики старших классов. Но у большинства из них этот интерес носит случайный характер. Стоит отметить, что использованные нами методы (анкетирование, опрос) и объяснение целей исследования вызвали интерес у учеников школы. Всем стало интересно, откуда произошло их имя и что оно означает. Многие пытались предвидеть результаты по определению популярных имен. Поэтому было принято решение составить словарь личных имен учеников школы, провести воспитательное мероприятие «Тайна имени».
Также вопросы нашей анкеты спровоцировали детей узнать у родителей, почему они выбрали именно это имя. Таким образом ученики сделают первый шаг к изучению истории своей семьи, знакомству со своими предками.
Имена собственные живо реагируют на происходящие в обществе изменения, поэтому они могут служить источником информации о состоянии общества в тот или иной исторический период. Но личное имя, прежде всего, является неотъемлемой частью жизни человека, а потому каждый должен знать историю его происхождения и относиться к нему с должным почтением, как к своим историческим корням. Именно поэтому необходимо изучать своё прошлое, изучать русские имена, русские традиции.
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
«Не имя красит человека, а человек имя.»
Список использованных источников
История имени //www.nazovite.ru/russkie/historyИстория русских имен //www.listname.ru/articles
Петровский Н.А. Словарь русских личных имен.- М.: Русский язык, 1980. — 384 с.
Происхождение и значение русских имен //znachenie-tajna-imeni.ru/
Ожегов С. И. Словарь русского языка //slovarozhegova.ruУчебно-методический комплекс Ономастика / СОСТАВИТЕЛИ: Мезенко А.М. – доктор филологических наук, профессор, Генкин В.М. – кандидат филологических наук, Деревяго А.Н. – кандидат филологических наук. - УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», 2012
Успенский Л. В. Ты и твое имя. – М.: Языкознание, 1972
СЛОВАРЬ ЛИЧНЫХ ИМЕН УЧЕНИКОВ ГОУ ЛНР «БУГАЁВСКАЯ ШКОЛА № 14»
Мужские имена
Азэр (перс.) – огонь
Александр (древнегр.)– защитник людей
Алексей (древнегр.) – защитник
Анатолий (древнегр.)– восточный
Андрей ( древнегр.) – мужчина и защитник
Антон / Антоний (древнерим.)– вступающий в бой
Артём / Артемий (древнегр.)– невредимый
Артур (кельт.) медведь
Вадим(славян.) – зовущий, привлекательный" спорщик, раздорник
Виталий (лат.) – жизненный
Владимир(славян.) – властелин мира
Владислав (старослав.) – владеющий славой
Всеволод (старослав.) – всевластный
Данил (франц.) – бог – мой судья
Дмитрий / Димитрий (древнегр.)– бог плодородия
Евгений (древнегр.)– благородный
Игорь (стар., др.-рус.) – защитник бога, воинственный (древнесканд.) Илья (древнеевр.) – мой Бог
Кирилл (древнегр.)– владыка
Константин (латин.) «твердый, постоянный».
Максим (латин.) – величавый
Михаил / Михайло (древнегр.)– равный Богу
Назар (рус.) – посвящённый Богу
Никита (древнегр.) – победитель
Николай древнегр.) – победитель народов
Павел (латин.) – маленький
Ростислав (старослав.) возрастающая слава
Руслан ( тюрк.) – лев.
Сергей(латин.) - «высокий, высокочтимый»
Тамерлан (Казах.) – темир означает – железо, Лан – лев Тенгиз (груз.) – великий, сильный.
Ярослав (старослав.) «ярый, слава», славящий Ярилу — бога Солнца.
Женские имена
Алёна (древнегр) –светлая, сияющая
Алина (франц.-герман.) –
Анастасия (древнегр.) – женская форма мужского имени Анастас. воскресение (возвращенная к жизни).
Амина (араб.) - находящаяся в безопасности, благородная
Анна (древнеевр.) – благодать.
Ангелина – (древнегр.) ангелица, ангельская.
Ариадна (греч.) – привлекательная, нравящаяся.
Арина - народный вариант имени Ирина — мир.
Виолета (латин) – фиалка.
Валерия (древнерим.) – Женский вариант имени Валерий, быть сильной, здоровой.
Влада (старослав.) – владеющая славой
Вероника – библейское имя женщины из Иерусалима, которая, согласно легенде, вытерла пот с лица Иисуса, когда он нес крест.
Вера ( старослав.) – вера, верование.
Виктория ( латин.) – победа.
Дана (славянское имя) — данная.
Дарья (перс.) — огонь великий.
Виолета (древнеперс.) – женский вариант имени персидского царя Дария, победительница.
Диана (греч.) – божественная.
Ева (древнеевр.) — живая.
Екатерина (греч.) – чистый, непорочный.
Елена ( древнегреч.) – избранная, светлая.
Елизавета (древнеевр.) – Божья клятва, обет Богу (почитающая Бога).
Ирина (древнегреч.) – мир, покой.
Карина (латин.) – вперед смотрящая.
Кира (древнегреч.) – женская форма от мужского имени Кир, госпожа
Кристина (древнегреч.) – Христова, посвященная Христу.
Ксения (греч.) – гостеприимство, чужеземный
Лиана (франц.) – от растения лиана, тонкая
Маргарита (латин.) – жемчужина.
Марина (латин.) – морская .Раиса (древнегреч.) – покорная, уступчивая, легкая.
Светлана ( славян.) –светлая
Снежана ( славян.) –белая как снег
София (греч.) – премудрость.Татьяна (древнегреч.) устроительница, учредительница.
Юлия (латин.) – кудрявая, пушистая.