Тренинг для педагогов профессионального и личностного роста.


Тренинг для молодых специалистов, педагогов
«Развитие коммуникативной компетентности молодого специалиста»
Время: 60 минут
Цель: познакомить молодых специалистов со стратегиями поведения в конфликте, развивать коммуникативную компетентность педагогов, эмоциональную идентичность.
Материалы: бейджики, пригласительные, смайлики – улыбка, чистые листы, карандаши или ручки по количеству участников. Фломастеры и доска, чемодан, мультимедийное оборудование, карточки с надписями профессиональных компетенций в чемодан и цифрами для подвижной игры «молекулы», музыка веселая и песня «от улыбки в небе радуга проснется».
Пояснительная записка
Слайд 1.
Мы все здесь собрались сегодня, потому что нас объединяет одно общее дело – воспитание и развитие наших маленьких братчан. Каждый день 7 часов, а кто-то и больше, посвящает своей работе, на которой мы ежедневно растем не только профессионально, но и личностно.
Мы молоды, и все желаем стать успешными в профессии. Дорога к успеху у каждого человека своя, и успех мы все по-разному представляем. Но посоветоваться, что взять с собой в дорогу мы можем. Ведь часто, собирая чемодан, мы задумываемся, что именно нам будет необходимо. Давайте сегодня вместе подумаем, что нам необходимо на пути к профессиональному успеху.
Ход занятия.
1. Вступительное слово.
Это замечательно, что мы имеем возможность с вами встретиться, ещ раз познакомиться, немного поиграть и узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи. Тренинг так же является одной из составляющих заседаний творческого клуба молодых специалистов МДОУ - «Феникс». Почему наш клуб носит такое название? Потому, что птица Феникс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Она известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, она сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь своего вида. В метафорическом истолковании Феникс — символ вечного обновления, благородства, веры в добро и способность прийти на помощь, способность к самопожертвованию.
2. Выработка правил группы.
«Каждая тренинговая группа на время своего существования принимает свои определенные законы, правила работы в группе. Мы вам сейчас предложим некоторые, часто встречающиеся правила, а вы решите, какие из них будут действовать в нашей группе».
Слайд 2.
Правило круга — совместное восприятие, общий эмоциональный опыт создают психологическое пространство безопасности, доверия, уверенности и эмоционального комфорта.
Правило конфиденциальности — все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это наша тайна.
Правило «здесь и теперь» — говорите о том, что волнует сейчас, обсуждать то, что происходит здесь.
Правило «Стоп!» — нельзя принуждать человека говорить то, чего он не желает. В этой ситуации каждый может воспользоваться правилом «Стоп! ».
Правило доверительного стиля — искренность и доброжелательность в общении.
Обращение на «Ты» и по имени — это поможет психологически уравновесить всех членов группы и ведущего.
Для обращения к себе можно взять реально существующее имя, а можно выдумать другое имя или прозвище.
Пожалуйста, выскажите по кругу свое мнение:
— какие правила для нас будут законом?
— как мы будем друг к другу обращаться? «Спасибо!» (Подвести итог).
А теперь давайте представимся друг другу и поиграем.
Упражнение на знакомство с движением (музыка тихим фоном возможна)
Участники тренинга по кругу по очереди слева направо называют свое имя и показывают любое движение. Следующий участник повторяет имя и движение впереди сидящего и называет свое имя и показывает свое движение, следующий участник называет имена и показывает движения предыдущих участников и называет свое имя и показывает свое движение. Игра продолжается по кругу. Последнему участнику надо будет назвать имена всех участников и показать движения всех участников.
Упражнение «Как живешь?»
Цель: сплочение, настрои на рабочий лад (авторская)
Участники стоят в кругу и, отвечая на вопросы, показывают определённые движения, повторяя их за ведущим.
-Как живешь? Вот так! (жест пальцем «хорошо»)
-Как с утра встаешь? (потянутся)
-Как на работу идешь? (шаг)
- Как опаздываешь, спешишь?(бег)
-Как на людей глядишь? (очки руками)
-Как на планерке сидишь? (присели)
-Как детей веселишь? (дразнилка)
- Как с ними прыгаешь? (прыгаем)
- Как ножкой дрыгаешь? (дрыгаем)
-Как улыбаешься? (улыбаемся)
-Как прощаешься? (прикрываем руками лицо)
Уважаемы коллеги, сегодня, мы поговорим с вами о важности личности педагога, точнее о профессиональных компетенциях современного педагога.
Так как дошкольное образование является теперь уровнем общего образования, то к нему предъявляются определённые требования государства, которые прописаны во ФГОС дошкольного образования. Одним из обязательных условий реализации ФГОС ДО является наличие профессиональных компетенций у педагогов (ФГОС ДО п. 3.2.5 условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают), таких как:
Слайд 3.
обеспечение эмоционального благополучия;
поддержка индивидуальности и инициативы детей;
построение вариативного развивающего образования;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность
Слайд 4.
Результаты ежегодного мониторинга удовлетворенности родителей работой ДОУ и анкетирования родителей по вопросам дошкольного образования показали, что родители считают важным:
- чтобы воспитатель придерживался демократического стиля воспитания;
- чтобы воспитатель, взаимодействуя с ребенком, учитывал ситуацию в семье;
- чтобы был доброжелателен и способен поговорить о ребенке, даже если в этом нет педагогической необходимости;
- чтобы знал свое дело и выполнял его качественно и не важно при этом- сколько воспитателю лет.
Педагог – хранитель истории, культуры, традиций, и при этом новатор, экспериментатор, он воспитывает наших детей, порой, вершит судьбы, а значит, творит будущее!
Высокая ответственность, не правда ли, требующая постоянного самосовершенствования!
На вопрос: «Какого вы бы хотели видеть воспитателя?» дети отвечали так: доброго, веселого, красивого, умного, справедливого.
Мы предлагаем Вам сейчас сформировать список характеристик идеального педагога.
Упражнение «Загрузи баржу» (музыка)
Ведущий предлагает разделиться участникам на 2 группы как молекулы. Играет музыка все свободно перемещаются по залу, музыка останавливается, ведущий показывает (таблички с числами) по сколько молекул должно объединится в круг (сначала по 3, затем по 5 и наконец по 10 молекул в кругу).
1 й группе предлагается загрузить баржу под названием «Успешный современный педагог» написать личностно-профессионально-значимые качества успешного педагога.
2- й подгруппе предлагается загрузить баржу под названием «Затруднения молодых специалистов» какие личностно-профессиональные качества недостаточно развиты у молодых специалистов.
Обратная связь: группы рассказывают друг другу, какие качества они написали. Выражают свое мнение. Ведущий соотносит написанное с требованиями к, прописанным во ФГОС ДО.
Упражнение «Это плохо, зато….»
Ведущий продолжает работу с затруднениями и дефицитами в профессионально-личностных качествах педагогов. Педагоги разделены на 2 группы: 1-я группа отвечает: «Тревожность-это плохо, потому что…», 2-я подгруппа - «Зато, когда человек тревожный это хорошо, потому что….»
Обратная связь: любое, казалось бы, негативное качество можно преобразовать в хорошее, так как каждый человек уникален и неповторим!
Чемодан: вы согласны, что в дорожный чемодан на пути к успеху нужно положить профессиональные компетенции? (Если да, то положим).
Важность личности педагога в период адаптации раскрывали известные педагоги и психологи, например, Выготский и Эльконин утверждали, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых. В общении с детьми он не может допустить фальши, неискренности, нетерпимости, грубости, раздражительности, злости, потери самообладания. Он может понять всех и каждого, вовремя прийти на помощь, обладать педагогическим терпением. Все перечисленные качества имеют и отражение эмоционального мира педагога. Поэтому педагогам очень важно следить за своим настроением, для личного пользования в целях самоанализа мы предлагаем ознакомиться с стандартизированным наблюдением, «Школа эмоциональности». С помощью такой школы мы отчетливо можем проанализировать на какой ступеньки мы находимся, проработать свои проблемы и подняться выше, главное выполнять работу над ошибками постепенно по ступеням, что бы не перенапрячься и не упасть на нижние ступени. На нижних ступенях, если человек находиться, нужно понимать, что ему необходима помощь из вне, так как самостоятельно он пока не может по причине того, что все его силы направлены на саморазрушение. При тяжелом и глубоком эмоционально-негативном состоянии, таким как депрессия, необходимо обратится за помощью к профессионалам.
Слайд 5.
Шкала наблюдения эмоциональности - настроения (Е.В. Фалунина)
Состояние, эмоции Вербальное поведение: как говорит, что слушает Невербальное поведение:
Мимика, пантомимика Рациональное поведение: самостоятельность, ответственность Профессиональное педагогическое отношение к детям
5. Творчество, энтузиазм, воодушевление, радость, сильный интерес Говорит о своих глубоких убеждениях и сокровенных мыслях энергично, быстро, умело. Готов воспринимать убеждения и мысли. Открытая улыбка, радость, открытый смех, корпус тела в перед, тело бодрое, походка летящая. Чувство ответственности за слово и дело. Способен принимать ответственность за себя и других. Любовь и интерес к детям, вера в доброе начало в ребенке. Стремление помочь и поддерживать.
4. Уверенность, интерес, консерватизм Мысли высказывают в ограниченном количестве. Воспринимает мысли другого, если они выражены с осторожностью. Есть эмоции, корпус тела прямой, плечи расправлены, уверено шагающая походка. ответственность берет только за себя, и только за то дело, которое уже знает, как выполнять. Наличие знаний и умений, интерес к работе. Трудности в понимании других.
3. Безыинициативность,
скука, безразличие. Поверхностные, бесцельные разговоры, слушает, только то, что касается обыденных дел. Обесценивает других людей. Плечи опущены, походка равнодушная, движения вялые. В глазах сомнения и безыинициативностьЧастично способен к самостоятельности и ответственности.
Капризный. Отсутствие интереса к детям, не желание заниматься их проблемами (своих хватает) неверие в доброе начало ребенка.
2. Выраженное возмущение, агрессия, гнев. Говорит только об угрозах, разрушении иногда о смерти, слушает мало по делу только об интригах сплетнях, лжи. Корпус приземлен, взгляд насторожен, тело готово к обороне, бегству или нападению. Ответственность и самостоятельность отсутствует. Часто человек является орудием, в чьих либо руках. Мысли о работе с детьми разрушают, приводят к агрессии, в детях видят причины своих неудач, в ребенке находят лишь разрушающее и негативное.
1.Страх, горе, пессимистичность и апатия Говорит очень мало, апатичным тоном, мало к чему прислушивается, только к тому, что несет жалость. Уход погруженность в себя, плечи и руки опущены, взгляд безынициативен и подавлен. Сил принимать ответственность просто нет. Отвернут от детей.
Обратная связь: всё многообразие эмоций и разного настроения человеку присущи они сменяют друг друга в зависимости от ситуации и это прекрасно и абсолютно нормально, главное не допускать, что бы негативные эмоции вошли в постоянную привычку. (Например, ворчливость, недовольство всем и всегда и т.д.)
Чемодан: вы согласны, что в дорожный чемодан на пути к успеху нужно положить положительные эмоции? (Если да, то положим).
Упражнение на эмоции: «Я умею хорошо!»
Цель: возможность нахождения схожих интересов, умений, предпочтений; узнать больше информации о других участников тренинга.
Необходимо встать в круг. Каждый участник по очереди выходит в круг и говорить о том, что умеет делать хорошо. Те участники, которые тоже это умеют делать – выходят в круг и говорят об этом одновременно, повторяя фразу человека. (Например: «Я тоже умею хорошо печь пирожки» и т.д.)
Примечание. Если появляется заминка, то тренер ведет себя более активно (выходит в круг с фразами). Необходимо добиться нарастающего темпа.
Рефлексия:
а) что вы чувствовали, когда выходили в круг?
б) что вы испытывали, когда к вам выходили в круг?
в) что вы чувствовали, когда вы в кругу оказывались одни?
В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагог должен владеть методами и приёмами развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, а значит, и сам должен быть знаком со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.
Наблюдая за людьми заметно, что у одних людей редко возникают конфликтные ситуации, а других напротив – часто.
Почему так происходит ?Умения конструктивно взаимодействовать с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе, необходимы каждому. Но зачастую мы используем одну две стратегию которой научились еще в детстве от значимым нам людей. Но один и тот же способ поведения в конфликте не всегда приводит к его разрешению и удовлетворению.
Слайд 6. Есть 5 подходов поведения в конфликтных ситуаций, о которых говорил психолог Э. Берн таких как: уход (уклонение), приспособление (уступчивость), компромисс, сотрудничество, настойчивость (принуждение). Со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях более подробно мы активно познакомимся в командах.
Двигательная разминка под музыку «Молекулы»
Цель: стимулировать активное участие слушателей.
Пока музыка звучит необходимо двигаться в хаотичном порядке, когда музыка остановится необходимо объединится в 5 больших молекул.
Упражнение «Проигрывание ситуаций выхода из конфликта»
Цель: учить умению устанавливать контакт с ребенком и выходить из конфликтных ситуаций применяя не привычную для себя форму поведения, а наиболее уместную в конкретной ситуации.
Каждая группа по очереди инсценирует выход, из своей конфликтной ситуации выбрав только 1 самую уместную на их взгляд стратегию, опираясь на таблицу № 2.
Рефлексия:
- трудно ли было подобрать стратегию?
- стоит использовать разные стратегии?
Сотрудничество.
Ситуация: коллеги творят совместный проект и у каждого свое мнение и виденье, возникают некоторые разногласия.
Уход.
Ребенок на занятии отказывается выполнять задание и не принимает помощь, капризничает, истерит.
Приспособление
2 воспитателя работают на группе у 1- го воспитателя есть дополнительная работа, из-за которой он просит напарника время от времени подменить его. Коллеге – это не нравится.
Компромисс
2 воспитателя работаю на группе, один стажист, а другой молодой. Молодой просит стажиста пописать планы одному, пока тот не научится. Стажисту это кажется, не совсем справедливо.
Настойчивость
Воспитатель просит родителей одевать ребенка по погоде (нет головного убора летом, варежек зимой), родитель не согласен.
СТРАТЕГИИ В ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
Стратегия Описание В каких случаях уместна
Уход (уклонение) Когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим
Приспособление (уступчивость) Когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.
Компромисс Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
Сотрудничество когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы»
Настойчивость (принуждение)
когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
Сегодня мы рассмотрели разные стратегии поведения в конфликте, каждая стратегия в разные ситуации имеет право быть, но единственная беспроигрышная стратегия – это сотрудничество, девиз которой: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы»
Чемодан: вы согласны, что в дорожный чемодан на пути к успеху нужно положить знания стратегий поведения в конфликте?
Ведущий: умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — очень важно для приятного и продуктивного общения, но какое бы не было общение оно не будет эффективно без улыбки. Вот что говорит об улыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М. Юсупов в «В педагогическом общении улыбка является непременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении своих действий молчаливой улыбкой старших! Поэтому скупость педагога на этот мимический элемент невербального общения не допустим.
Я предлагаю под песню «От улыбки в небе радуга проснется» на смайликах написать комплимент или пожелания коллеге и подарить тому, кто слева на память о совместном проведенном времени.
Мы все улыбаемся и от этого становиться на душе светлее.
Наш тренинг подошел к завершению. С вашего позволения закончить нашу работу я бы хотела следующими словами:
Во всём ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
умейте начинать сначала,
при быстром продвиженье в гору
в себе самом искать опору.
Споткнувшись, самому вставать.
И в пути друзей не растерять.
Ищите лишь добро везде,
особенно упорно в тех, кто рядом.
Поверьте, несчастья тоже устают.
А беды, так или иначе, всё равно уйдут!
Чемодан: вы согласны, что в дорожный чемодан на пути к успеху нужно положить улыбку?
Вед. Вы все были активны, слаженно работали в команде, в дорожный чемодан положили профессиональные компетенции, положительные эмоции, знания о стратегиях поведения конфликте и улыбку. Думаю с таким дорожным набором, мы обязательно достигнем успеха!
Слайд 7. Не забывайте, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Поблагодарим друг – друга аплодисментами. Спасибо всем за участие!