Занятие с элементами тренинга для подростков Познай себя
Занятие с элементами тренинга «Познай себя»
Романцова И.И. психологи ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цели занятия:
формирование чувства ответственности за свою жизнь;
показать актуальность и значимость проблемы употребления психоактивных веществ как для отдельной личности, так и для общества в целом.
Задачи занятия:
( формирование мотивации ответственного отношения к своему здоровью;
( повышение уровня информированности детей о последствиях употребления ПАВ;
( изменение отношения детей к употреблению ПАВ.
Ход занятия
Представление.
Упражнение «Имя-качество-движение»
Цель: Снижение тревожности, присутствующего напряжения, предоставление каждому ребенку возможности представить себя другим детям, обратить внимание других на свои положительные качества.
Ход упражнения:
Участники сидят в кругу и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо свое качество, а так же делают движение присущее только ему. По завершении психолог обращает внимание на разнообразие названных качеств, а также подчеркивает, что все участники очень разные, но им предстоит совместная работа.
Упражнение «Вокруг нас»
Цели:
преодолеть тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду;
включить участников тренинга в активное соревнование, переключив их внимание с рефлексии на «здесь и теперь», на актуальное партнерство для достижения групповой цели;
обратить внимание игроков друг на друга, объединив их для решения задач в условиях партнерских отношений;
способствовать интеграции группы за счет необходимости постоянной включенности в совместную деятельность;
стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения, совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.
Ход упражнения:
Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от психолога один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов. Психологу не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.
Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос одна минута игры.
Имена скольких участников тренинга начинаются на букву _____?
Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?
Что написано на входной двери кабинета, в котором проходит тренинг?
Сколько стульев есть в этой комнате?
Выясните у __________________ в каком городе она родилась?
Узнайте, какое любимое блюдо у ___________________?
Сколько карманов есть в куртке, которую носит ______________?
Какой любимый анекдот у ________________?
Сколько берез растет перед зданием нашей школы?
«Принятие правил»
Цель: Формирование представлений (или актуализация имеющихся знаний) о психологическом тренинге, обсуждение и принятие правил на все последующие занятия.
Ход упражнения:
Ведущий подчеркивает: для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься участникам на предстоящих занятиях. Далее проводится обсуждение в форме ответов на вопросы (при этом ведущий просит участников высказываться по очереди и не перебивать друг друга): Зачем ученики ходят на уроки? Есть ли правила поведения на уроках и в чем они состоят? Чем отличается наше сегодняшнее занятие от урока? Будут ли отличаться правила поведения на тренинге от правил поведения на уроке, почему?
Упражнение «Мои ценности»
Цель: Дать участникам понять, какие ценности являются главными, а какие второстепенными в жизни.
Ход упражнения:
Участникам раздается по шесть листочков и предлагается на каждом из них написать то, что им ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять, отложить бумажку, и осознать, как им теперь без этого живется. Затем то же самое происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей. Можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, возможно, добавить какие-либо ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования.
Обсуждение.
Упражнение «Познаем себя»
Цель: Организация самопознания учащихся в процессе игровой деятельности.
Ход упражнения:
Представьте, что вы совершаете мысленно прогулку по лесу, где с вами может произойти все, что угодно. Слушайте внимательно рассказ и запоминайте или фиксируйте свои мысли.
1. Итак, вы идете по лесу. Представьте себе, какой это лес: светлый или темный, редкий или просторный, частый или густой. Идете вы по тропинке и сами прокладываете себе путь.
2. Вы идете и видите чашу на земле. Представьте себе ее и опишите в подробностях: чистая она или грязная, какого цвета, из чего сделана, прочная или хрупкая.
3. Вы встречаете препятствие, например, заросли кустарника или завал из деревьев. Что вы будете делать?
4. Вы идете дальше и подходите к дому. Рассмотрите его и нарисуйте, как он выглядит. Затем войдите в дом. Что вы там увидели? Нарисуйте подробно. Теперь представьте, что вы там делаете.
5. Вы выходите из дома и снова идете по лесу. Вдруг вы встречаете очень страшного волка.
6. Вы справились наконец с волком и пошли дальше, подошли к озеру. Что вы станете делать.
7. Вы подходите к совершенно непонятному препятствию. Это огромной высоты стена и такая длинная, что ее невозможно обойти. Что вы будете делать?
Анализ результатов проводится сразу же. Ведущий проводит анализ.
Интерпретация данных
Каждая из предложенных ситуаций большинством людей воспринимается одинаково.
1. Лес – это общество, социальная среда, в которой живет человек. Характеристика леса – это восприятие и отношение человека с данной средой. Если нет страха перед будущим и перед обществом, то лес, как правило, светлый и просторный. Уверенность и отсутствие тревожности проявится в наличии тропинки или дороги. Если же школьник не уверен в себе, испытывает страх перед людьми и жизнью в целом, то лес у него темный, полный теней и неизвестности, а тропинку он не видит. Наконец, может быть и такая ситуация, когда лес темный или слегка видны просветы, а школьник сам прокладывает себе путь. Это говорит о неуверенности и боязни, но настойчивости и попытке преодолеть свой страх перед жизнью. Коротко говоря, первая ситуация характеризует уровень социализации ученика, его адаптации к взрослой жизни.
2. Описание чаши связано с восприятием человеком самого себя, с самооценкой, отношением к себе. Так, чистая чаша – это восприятие себя как положительного человека, грязная – критичное отношение к себе и самоосуждение. Цвет чаши тоже может дать некоторую информацию о человеке. Голубая чаша связана с высокой моральностью, красная - с активностью, зеленая – с интроверсией и стремлением к лидерству, фиолетовая – с эмоциональностью и склонностью к искусству. Белая чаша олицетворяет чистоту и невинность. Материал чаши тоже имеет значение. Хрупкость говорит о неуверенности, дорогая антикварная чаша свидетельствует о высокой самооценке.
3. Описание того, как преодолевалось, или не преодолевалось, препятствие говорит об умении преодолевать трудности. Если человек идет напролом, то он сам справляется с трудностями и о нем говорят, как о человеке, приспособленном к жизни, самостоятельном. Если обходит завал, или хуже того, придумывает еще какие-то препятствия, то это неприспособленный человек, не умеющий преодолевать трудности или любящий создавать их себе сам.
4. Дом всеми людьми связывается с семьей. Описание самого дома характеризует восприятие школьником своей семьи. Прочный и старый дом – избушка из дерева, большая деревенская изба и т. п. – это хорошая семья, в которой подростку уютно и там он защищен. Иногда описывают многоэтажный дом. Это говорит о том, что школьнику уделяется мало внимания в семье, там и без него много детей или проблем и на всех внимания не хватает. Каков дом внутри и как ведет себя человек, говорит об отношениях в семье. Если уютно и светло и школьник наслаждается теплом в доме, в семье ему хорошо, и он еще долго будет ощущать себя ребенком. Темные комнаты, паутина, грязь говорят о неблагополучии семьи, одиночестве подростка и его незащищенности.
5. То, как человек справляется с волком, говорит о его умении преодолевать свои страхи. Если побежал домой за чем-либо, то от страхов человек ищет защиты у мамы и папы. Если пытается уговорить волка, то страх загоняется внутрь себя и повышается тревожность. Иногда пишут, что достали оружие и победили волка. Это тревожный симптом, такой человек агрессивен, озлоблен и «носит» на всякий случай оружие против любого, кто посмеет приблизиться к нему.
6. По поведению у озера можно судить об активном отношении к жизни, если в озеро попытались войти, замочили ноги или искупались.
7. Непреодолимая стена – это показатель отсутствия или наличия страха смерти. Желание заглянуть за стену, попытка влезть на дерево для этого – проявление смелости.
Рефлексия по итогам занятия.
15