Внеклассное мероприятие на тему Профилактика правонарушений среди подростков
участники: учащиеся 7-9 классов, классные руководители
Цели проведения:
- профилактика правонарушений несовершеннолетних;
- пропаганда правовых знаний;
Задачи:
-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
- формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
- выражать свои взгляды, вести дискуссию
Используемое оборудование: компьютер, проектор, доска, наглядный материал.
Ход классного часа
Ученик (читает стихотворение наизусть):
Во мне два я – два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремиться на балеты,
Другой стремиться прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица,-
Но часто вырывается на волю
Второе я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца,
О, участь беспокойная моя,
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давно не то второе я.
1.Учитель: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки»
Тема «Преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Не оступиться в жизни – трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: « Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь».
Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
(Определения на слайде)
Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещённое законом и влекущее наказание.
Закон – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
2.Учитель «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Давайте с вами заполним маленькую анкету, которая вас ни к чему не обязывает.
Анкета
Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (Выбери пять основных проблем)
- денежные проблемы твоей семьи
-отношения с родителями
-отношения со сверстниками
-конфликты с педагогами
-трудности усвоения школьного материала
- здоровье близких родственников
- чем заняться в свободное время
- личная жизнь
- будущая жизнь
- твои неудачи в кружках, секциях
-Что – то другое (написать)
Учитель: Пока я рассматриваю ваши ответы, вы можете подчеркнуть на листах, что лежат у вас на партах, причины. Которые, как вам кажется, толкают подростка на преступление.
Причины преступлений
Доказать, что ты не трус.
Нехватка денег в семье.
Выделиться среди остальных
Покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого – то)
Лёгкая нажива.
Моральная неустойчивость
Собственные неудачи
Зависть.
Скука.
Давление старших.
Низкая самооценка.
Самоутверждение.
Любовь к приключениям.
(Учитель просматривает листы с ответами)
Всё правильно. Причин может быть много. Но самая важная – человека некому было остановить, помочь решить проблемы, подросток нравственно не смог противостоять преступлению.
Ученик: Но как противостоять, когда нет никого, кому можно все рассказать. Ведь каждый имеет право на ошибку, её совершают многие, но не все становятся преступниками?
Учитель: О, да. Ошибки мы совершаем все. Но во что они выливаются, у всех это происходит по – разному.
Слайды в презентации с текстом
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Почему такое происходит?
Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом.
3.Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
4.Классный руководитель:
Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске)
«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ
«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;
«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;
«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;
Учитель зачитывает несколько примеров с правонарушениями. Дети должны отгадать что это за правонарушение.
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл мгновенно.
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части полиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре полицейских упоминается административное правонарушение.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
- арестом на срок до 2-х лет; - до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения
говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).
1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.
Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь.
У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная прогулка, дружная семья дома, человек сидит в библиотеке с книгами, человек работает за компьютером, посещение театра) и ситуаций с поведением пьяного человека
Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит?
2)В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток, и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.
Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать «нет» и уйти)
Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка
О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.
Учитель: Ребята вы мне задали вопрос. Что делать, когда рядом нет надёжного человека? Давайте подумаем вместе и запишем на доске:
Всегда должен быть верный друг, который всё поймёт.
Попробовать поговорить с родителями.
Обратиться к одноклассникам.
Телефон доверия.
Обратиться к психологу.
Поговорить даже с кем – то незнакомым.
Учитель: Ребята вы молодцы. Очень много предложили вариантов для выхода из трудной ситуации.
Наверное, ещё надо сказать, что для подростка очень важно найти своё направление в его только что начинающейся взрослой жизни. И в этом ему помогут спорт, творческие увлечения, и конечно же близкие люди.
Надеюсь, что это не просто слова, а руководство к действию, если оно понадобиться. Думаю, на этой хорошей ноте мы и закончим нашу беседу.
Ученица читает стихотворение:
А ты?
Входя в дома любые-
И в серые.
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты свет оставишь?
След.
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?