Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку Фонетический КВН.
Фонетический КВН по русскому языку для учащихся 5-7 классов
Подготовила Гладуш О.В.,
учитель русского языка и литературы Михайловской СОШ
Март, 2011 года
ЦЕЛИ:
1. Пробудить интерес к предмету, желание заниматься как можно лучше, зарекомендовать себя с тем, чтобы в следующий раз попасть в команду.
2. Повторить, обобщить полученные знания, формировать умение оперировать уже имеющимися знаниями в разных нестандартных ситуациях.
3. Развивать в ребенке быстроту реакции и способность логически мыслить.
4. Постепенно прививать ученикам вкус к правильному русскому языку.
ОФОРМЛЕНИЕ: газеты на лингвистические темы, небольшие плакаты с шарадами, ребусами, воздушные шарики.
КОММЕНТАРИИ К ИГРЕ: участвуют две команды, которые готовят приветствия команде-сопернице, жюри и болельщикам; домашнее задание команды получили накануне выступления. Кроме того, в игре участвуют и болельщики, их тоже две команды: они получили задание часа за два до начала и должны сдать его жюри в первые минуты игры, чтобы потом своими бурными обсуждениями не мешать выступлению команд. За правильно выполненное задание команды-болельщики получают баллы, которые затем приплюсовываются к общему счету, таким образом, у болельщиков есть реальный шанс помочь своей команде, и они чувствуют себя участниками игры.
Задание болельщикам:
ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЧАЙНВОРД.
1. Название части слова, включающее в себя одну гласную букву.
2. Звук, состоящий из голоса.
3. Слово, состоящее из гласного, согласного и полугласного звуков, обозначает название дезинфицирующего средства.
4. Слово, состоящее из 5 букв, 5 звуков, в середине слова есть сочетание букв, в которых никогда не пишется Ь.
5. Принятый порядок расположения букв.
6. Односложное слово, в котором из трех согласных один – твердый, звонкий, непарный, а два – твердые, глухие, парные. Обозначает бронированный автомобиль на гусеничном ходу, вооруженный орудиями, способный двигаться по пересеченной местности.
7. односложное слово с удвоенной согласной С, одно из значений слова – название комнаты, в которой проходят учебные занятия.
1 2 7 6 4 3 5 ХОД ИГРЫ.
Вступительное слово ведущего (это может быть сам учитель или ученик). Ведущий сообщает тему игры, представляет команды и членов жюри.
КОНКУРС 1. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД. Оценивается до 5 баллов.
Поскольку КВН «Фонетический», команды называются «Гласные» и «Согласные». У каждого участника есть эмблема, которая обыгрывает название.
Приветствие команды «Гласные».
1-й - Воздух свободно проходит через рот.
2-й – нет препятствий разных!
3-й – голос участвует,
4-й – голос зовет,
все вместе – звук получается гласный!
Соперникам:
Какие у вас приятные лица!
И хочется вам от души улыбнуться…
Но время куда-то, как птица, стремится!
Готовьтесь! Мы честно готовы сражаться!
Болельщикам:
Товарищ! Можешь все забыть,
Но ты с командой тесно связан:
Судьею можешь ты не быть,
Но быть болельщиком обязан!
Жюри:
Вам доверено немало –
Вы должны нам ставить баллы.
Не победа нам важна:
Справедливость нам нужна!
Приветствие команды «Согласные».
1-й – Мы, дружные согласные,
2-й – Приветствуем вас, гласные.
3-й - Стремимся к вам мы всей душой, чтобы составить слово.
4-й – Вот [л], вот [с], нам дайте Э и слово уж готово.
5-й – У нас характер разный: мы твердые и мягкие.
6-й – Шипящие – шипят.
Сонорные – почти кричат!
7-й – Для передачи смысла слов мы нужные, мы главные!
8-й – Без гласных трудно обойтись, а уж без нас подавно.
9-й – Пусть юмор и смекалка помогают.
Болельщики поддержкой вдохновляют.
Они пришли болеть за нас,
Они ребята просто класс!
Песенка КВНщиков ( на мотив песни «Изгиб гитары желтой»):
На КВН сегодня
Весь алфавит представлен.
В ответах не теряйся,
Уверенней держись.
Пусть победит сильнейший,
Жюри нам даст оценку.
Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались.
КОНКУРС 2. Разминка.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА: за каждый правильный ответ 1 балл.
Ведущий по очереди предлагает командам вопросы:
1. Назвать слово, которое состоит из двух одинаковых, всегда твердых согласных и одного гласного. Правописание этого слова – исключение наряду со словами «цыган, на цыпочках».
2. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название коротких шестов с заостренными концами.
3 Назвать слово, которое состоит из трех согласных звуков, 1 гласный слышится - Ы, пишется –И. обозначает помещение с амфитеатром для зрителей и ареной.
4. Какое слово при перестановке ударения с 3-го слога на 2-й из названия кушаний, изготовленных из муки, превращается в название длинных узких лодок, выдолбленных из стволов дерева.
КОНКУРС 3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.
Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
1. За 30 секунд командам предлагается решить задачу-пропорцию.
Я : А= Ю : ?
ЛА : ЛА= ЛО: ?
2. Веселое чтение.
Читаем слева направо. При чтении надо учитывать качество звуков, составляющих звуковую оболочку слова. Какие слова у нас получились?
Сен, лей, лог, ток, шёлк, рос.
3. Отгадайте метаграмму (для этого нужно заменить в слове одну букву другой).
1) Для 1-й команды:
- С[Л] я остров в океане, С [Р] растаю вмиг в стакане.
- Я хищным не был никогда,
овес, трава – моя еда.
Но вдруг лечу я в небеса –
И больше не хочу овса.
Ты Р поставишь вместо С-
И вот разгадка всех чудес.
- С Е я - жаркая пора,
С О- настольная игра.
2) Для 2-й команды:
Со звуком [с] я не вкусна,
но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
я съем и платье, и пальто.
Когда я с –Д- меня сорвут,
Когда я с Т- на мне плывут.
- Со звуком [л’] — найдете под землей
(я, как известно, каменный и бурый).
А с [л] — я в комнате любой,
в геометрической фигуре.
4.Фонетические прятки.
Ищем [й] (йот). Мы называем слова, а вы определяете, в каких из них есть [й] а в каких нет.
Майский день, семья, съемка, Семка, Юра, веселые люди, люблю ездить, мячик, белье, яблоко, елка.КОНКУРС 4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Команда Гласных.
В пустые клетки впишите слова, которые обозначают название дерева, танца, части патрона, рыбы.
Л Ь Л Ь Л Ь Л Ь Команда Согласных. В пустые клетки по горизонтали впишите слова, которые обозначают садовый цветок, домашнее животное, группу животных, хищную рыбу.
А А
А А А А А
Ответы: 1. пальма, полька, гильза, килька.
2. Астра, баран, стадо, акула.
КОНКУРС 5. СКОРОГОВОРКИ.
По одному члену команд выходят на сцену, они должны прочитать скороговорки по три раза, жюри оценивает конкурс до 5 баллов.
1. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
2. Краб крабу сделал грабли
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь!
3. В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
4. Встретил в чаще два ежа.
— Как погода, еж?
— Свежа.—
и пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.
КОНКУРС 6. ОРФОЭПИЧЕСКОЕ СРАЖЕНИЕ КАПИТАНОВ.
Оценивается по баллу за каждое правильно произнесенное слово – максимально – 10 баллов.
Произнеси правильно.
Конечно, зубчатый, ателье, партер, свекла, баловаться, красивее, шимпанзе, яичница, понять ( понял, поняла, поняли).
Произнеси правильно.
Алфавит, завидно, звонит, начать (начал, начала, начали), кухонный, музей, скучно, сливовый, дремота, чтобы.Подведение итогов. Ответное слово жюри. Награждение команд.