Занятие в Школе будущих лидеров. Тема КТД

Ардатовский район Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
Ардатовская районная детская общественная организация «Флагман»











ШКОЛА БУДУЩИХ ЛИДЕРОВ

Тема «Коллективное творческое дело»











Автор – Елена Владимировна Белова,
Методист МБОУДО ЦДОД











р.п. Ардатов – 2015 г.
Программа СПО-ФДО «Лидер»

Цель: Знакомство учащихся с методикой проведения коллективных
творческих дел.

Задачи:
- научить школьников проводить коллективно – творческие дела;
- воспитать чувство коллективизма;
- развить творческие способности учащихся.

Место проведения – МБОУДО ЦДОД.

Участники – лидеры детских общественных объединений и органов
ученического самоуправления.

Возраст - 13 – 16 лет.


























План проведения занятия

Название периода
Задачи
Содержание
Результат

1.
Организационный
Психологический и эмоциональный настрой
Игра «Здравствуйте».
Рассадить за столы

Сконцентрировать внимание.
Создать доброжелательную обстановку.

2.
Подготовительный
Мотивация на деятельность
Объявление темы и задач занятия
Настроить на работу.

3.
Основной
Отработка основных умений, полученных знаний.
Теоретические знания о коллективно-творческих делах.
Виды КТД.
Стадии КТД.
Методика проведения сбора по организации КТД «Золотая игра»
Запомнить виды и стадии КТД. Понять, для чего они нужны. Научиться составлять, проводить КТД. Вызвать желание проводить КТД.

4.
Контрольный
Проверка усвоения материала. Оценка учащимися собственной деятельности
Проведение «Организаторского домино»
Дать оценку своей деятельности. Отметить пользу КТД.

5.
Итоговый
Дать оценку успешности достижения цели
Что такое КТД?
Как их проводить? Какие виды КТД вы знаете? Разучивание песни «Кораблик детства»
Отметить работоспособность на занятии, умение общаться доброжелательно


Оборудование:
таблица «Планирование стадий КТД»,
таблица «Участник – организатор»,
карточки к игре «Организаторское домино»,
звездочка,
магнитофон,
скотч,
маркер,
ватман.
I. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята! Началом сегодняшнего занятия будет игра «Здравствуйте». Поздороваемся сначала по-европейски (рукопожатие), по-японски (поклоны), по-индийски (потереться носами).
II. Подготовительный этап
На этом занятии мы познакомимся с такой формой работы, как коллективное творческое дело, научимся его организовывать и проводить.
III. Основной этап
Знакомство с КТД.
Коллективно-творческое дело (КТД). Определим, что же это такое. Первая буква «К» - коллективное. Что обозначает данное слово? (Ответы детей). «Т» - творческое. (Ответы детей). «Д» - дело
(Ответы записываются на ватмане).
А теперь запишем в тетради получившиеся определения.
Итак, суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих себя людях, о друзьях.
Дело это коллективное, потому что совершается совместно ребятами и их старшими товарищами и является общей заботой.
Дело это творческое, коллективное, потому что представляет, собой совместный, поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается
КТД – это дело, которое помогает нам организовывать жизнь, наполненную игрой, товариществом, мечтой и радостью.
А что же нужно, чтобы КТД получилось и всем понравилось?
Любое КТД будет иметь успех при выполнении следующих условий:
- общая забота;
- товарищество;
- единство мысли, воли и чувств;
- единый коллектив;
- творчество, а не шаблон.
Давайте вспомним, какие КТД проводили вы в школе, участвовали в них или помогали организовывать. (Ребята отвечают). И чем же они отличаются? Верно! КТД отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы. Поэтому различают следующие виды КТД:
1. Познавательные;
2. Трудовые;
3. Художественные;
4. Спортивные;
5. Организационные;
6. Общественно-политические;
7. Экологические;
8. Досуговые.
Мы записали виды КТД. А сейчас следует назвать примеры каждого вида КТД.
1. «Вечер веселых задач», турнир знатоков.
2. Трудовой рейд, десант.
3. Кольцовка песен, концерт-молния.
4. Веселая спартакиада, «Бой неуловимых».
5. День рождение объединения, «Живая газета».
6. День знаний, День защитников Отечества, День Победы.
7. Бал цветов, экологический фестиваль, Праздник первого снега.
8. КВН, День фантазера.
Здесь хочу напомнить фразу Капитана Врунгеля:
Как вы яхту назовете,
Так она и поплывет
Следуя указанию знаменитого капитана, позаботьтесь о том, чтобы у дела было «хорошее» название, т.е.:
1. звучное,
2. непримелькавшееся,
3. отражающее форму,
4. отражающее содержание.
Например, «Два корабля» - «Морское рандеву»;
«Смотр строя и песни» - «Парад галактических войск»;
«Конкурс рисунков на асфальте» - «Музей асфальтной живописи»;
«Турнир эрудитов» - «Эрудит – круиз».

А теперь научимся как проводить КТД. На ваших столах лежат таблицы со стадиями КТД. Давайте рассмотрим их.

Планирование стадий КТД
Стадия
Целеполагание (зачем?)
Методы, формы деятельности

1. Предварительная работа
Определяется роль данного творческого дела: для чего? С кем? С какой целью?
Стартовая беседа, разведка дел и друзей

2. Совместное планирование КТД
Для кого провести? (На радость и пользу кому?) Как лучше провести? Кому участвовать? С кем проводить? Где лучше проводить? Когда?
Общий сбор,
сбор - старт

3. Совместная подготовка дела
Конкретизация плана подготовки и проведения дела, организация выполнения плана, поощрение инициативы каждого участника
Товарищеские советы, требования и поощрения, доверие

4. Проведение КТД
Осуществление конкретного плана, поощрение инициативы каждого участника
Все формы КТД

°5.Совместное подведение итогов КТД
Что было проведено хорошо? Что удалось? Благодаря чему? Что не получилось? Почему? Что следует использовать дальше? Как действовать по другому?
Общий сбор, сбор «Огонек»

6.Ближайшие последствия КТД
Внесения изменений в творческие поручения, планирование нового КТД
Выполнение КТД и планирование нового


Следующее задание: Давайте представим, что у нас общий сбор, и нам надо организовать КТД, но чтобы было интересно, мы сделаем немного иначе.

Методика проведения сбора по организации КТД «Золотая игра».
Цель: программирование и организация КТД.
Правила:
Твори, ищи, фантазируй смелее –
Поиск идет необычной идеи!
Сваливай мысли в гору большую,
Из сотни простых найдем золотую!
Камнем в соседа бросать не смей.
Бросишь камень – не будет идей!
Особенно ценится комплекс идей.
Созрели идеи – говори их скорей!
Я делю вас на 4 группы по количеству человек и даю тему: семья; «День святого Валентина», экология и помощь младшим. Действуем по шагам:
1 шаг «Три шага»
Написать три слова, обозначающие:
предмет –
событие –
учреждение –
2 шаг «Ассоциация»
К словам придумайте 3 ассоциации.
3 шаг «Фраза»
Составить фразу или, предложение, соединив по 1 слову из 3 позиций шага № 2. Желательно как можно больше. (Глаголы нельзя, можно преобразовать их в прилагательные). Записать.
4 шаг «Проверка»
Выбрать самую необычную фразу, подчеркнуть.
5 шаг «Название»
Подчеркнутая фраза и есть название вашего творческого дела
В течение 4 минут вы должны ответить на вопросы:
1) Что это за дело?
2) Для кого это дело?
3) Где это будет проходить?
4) Когда?
5) Как это будет проходить?
6) Зачем?
6 шаг «Озвучка»
Ваша задача как можно больше рассказать о своем деле.
7 шаг «Объединение»
За 4 минуты вы должны объединиться в группы и выбрать 1 идею или соединить воедино несколько идей. Обсудить по шагу № 5.
8 шаг «Вымазать все в коричневом»
В каждой рабочей группе выбрать «посланца», который пойдет в остальные группы с рассказом о ключевом деле. Когда посланец приходит, группа должна его встретить каким-нибудь приветствием. В течение 3 минут молчания в группе посланец говорит о своем деле. После участники группы должны высказать конструктивный негатив. Например: «Ваше дело не годится, потому что » Посланец не прерывает, записывает.
9 шаг «Изменения»
Посланцы с замечаниями возвращаются в свои группы для доведения проекта до конца.
10 шаг «Поглаживание»
Повторное хождение посланцев, представление своих идей с учетом критики. Группы выслушивают новую версию (2 минуты). Ключевые слова: «Если вы так хорошо поработали, то будет лучше если вы сделаете это (указание как именно).
11 шаг «Доработка»
Посланник возвращается в свою группу. Идет доработка дела до совершенствования с учетом всего нового.
12 шаг «Презентация»
Группа рассказывает о своем деле всем. Если работал актив, то для всего коллектива.
13 шаг «Голосование»
Методика «Участник-организатор»
Название проекта
Участник
Организатор

1.



2.



3.



Голосование проводится подсчетом поднятых рук.
В первой графе записываются названия дел (За свое дело голосовать нельзя). Каждый голосующий выбирает для себя 2 дела, за которые он будет голосовать как участник или как организатор. Все фиксируется в таблице. Затем мероприятия расписываются по времени, очередности, рейтингу и авторы работают с теми, кто хочет присоединиться.
14 шаг «Обсуждение»
Обсуждение: как работала группа, как работалось посланцу.
IV. Контрольный этап
Игра «Организаторское домино»
Выполняем следующее задание. Я выдаю вам карточки с написанными на них этапами КТД. Ваша задача разложить эти карточки в правильной последовательности. Суть задания понятна? Приступайте к работе.
Посмотрим, что у вас получилось. Я читаю правильную последовательность этапов КТД, а вы подсчитывайте количество ошибок, если они вами допущены. Обратим внимание на ошибки, которые вы сделали при выполнении данного задания.
V. Итоговый этап
А сейчас ответьте на вопросы:
- Что такое КТД?
- От чего зависит его успех?
- Какие виды КТД бывают?
- Как проводить КТД?
Теперь вы знаете, что такое КТД, и как их проводить. Надеюсь, что теперь организация очередного КТД не будет для вас трудной. Ближайший праздник, который будет проводиться в школе – это День защитника Отечества. Вы, я думаю, как лидеры примите непосредственное участие в его организации. Это и будет вашим домашним заданием, а на следующее занятие привезите план организации этого КТД.
Разучивание песни «Кораблик детства».

Приложение
Игра «Организаторское домино»
Задача: разложить в правильной последовательности карточки с названиями этапов коллективно-творческого дела.
- идея дела;
- обсуждение идеи дела с группой товарищей;
- коллективное планирование дела (конкурс предложений, «мозговая
атака», работа группы);
- создание совета дела;
- работа совета дела с предложениями в план дела;
- утверждение плана дела;
- распределение сил на подготовку заданий;
- создание и работа творческих групп по подготовке дела;
- организация помощи взаимодействия;
- рекламирование дела;
- смотр готовности;
- проведение дела;
- подведение итогов дела советом дела;
- сбор по подведению итогов дела (оценка самого дела и совета дела,
награждение, «уроки на будущее»);
- последствие (уточнение, пополнение «копилки интересных дел»).





































13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 1 Заголовок 215