Поэтический вечер в арт-кафе(Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе)


Ленинградская область,
Всеволожский район,
МОУ «СОШ «Лесколовский центр образования»
Поэтический концерт «Новый год в арт-кафе « Подвал Бродячей собаки»»
(Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе)
Цели:
-познакомить учащихся с историей арт-кафе « Подвал Бродячей собаки»;
-обобщить знания учащихся по теме «Поэзия Серебряного века»;
-развивать умение выразительного чтения поэтических текстов;
-показать взаимосвязь искусств в начале 20 века.
Оборудование:
Обстановка, примерно воссоздающая «Подвал…», медиапроектор, плакаты.
(Ведущие одеты в костюмы Пьеро и Коломбины ведут вечер согласно выбранным образам).
Ход мероприятия:
(Зал арт-кафе. Полумрак. Лампы. Фонари. Свечи.)Коломбина. «Бродячая собака!»Пьеро. Да, арт-кафе «Бродячая собака», господа.
Видеоролик «Приходи на меня посмотреть»
Коломбина. Уважаемая публика! Поэты встречают Новый год в артистическом подвале.
Пьеро. Перенесемся в конец 1911 года, 31 декабря, господа!
Коломбина. Именно в эту ночь «Подвал «Бродячей собаки» Художественного общества интимного театра был торжественно открыт.
Пьеро. «Бродячая собака». Этот «подвал во втором дворе», ставший легендарным уже в короткие месяцы своего существования (31декабря 1911 года — 3 марта 1915 года), может быть, впервые в истории русской поэзии, русского театра, русской живописи — обрел ту удивительную атмосферу полной открытости, дружбы, непринужденности, внутренней свободы, которая привела к наивысшему подъему артистической и литературной жизни Петербурга серебряного века, ее блистательному расцвету, к сожалению, столь недолгому и так трагически и жестоко оборванному. Недаром почти каждый из постоянных или частых посетителей «Собаки» писал о ней позже с такой щемящей душу нежностью, с такой ностальгической грустью.
Коломбина. Кое-что из воспоминаний!
Алексей Толстой принимал самое активное участие в организации "Бродячей собаки". Неслучайно открытие "Бродячей собаки" почти совпало по времени с днем рождения Алексея Толстого — за два дня до открытия подвала графу исполнилось 29 лет. Толстой помог Пронину созвать на новогодний вечер, открывающий жизнь подвала, многих из петербургских знаменитостей. Несмотря на то, что ремонт подвала был полностью не завершен, туда явился цвет петербургских любителей искусства в роскошных туалетах, фраках и т. д. Билеты на вход для посторонних были очень дорогие. Таким образом, была подведена материальная база под клуб.
Коломбина. А теперь поэты.
Пьеро. Игорь Северянин, господа!
Игорь-Северянин, поэт-эгофутурист. Постоянный антагонист собрата по перу Владимира Маяковского. Выражался вычурно и манерно. Но красиво. Многие не замечали за всеми этими поэтическими изысками глубокой иронии и самоиронии.
«Ананасы в шампанском» (конец все вместе повторяют из Нью-Йорка на Марс!)
Пьеро. Один из постоянных посетителей – знаменитый артист Александр Вертинский. Этот певец знаковая фигура Серебряного века, как и Александр Блок, который ни разу не заходил в «Подвал «Бродячей собаки», но стихи его здесь звучали постоянно.
Общее чтение «Незнакомки»А.Блока( учащиеся читают стихи по 1 строфе)
Коломбина. Очень популярный, поэт. Впоследствии Анна Ахматова назвала его «трагический тенор эпохи!
Пьеро. Александр Александрович Блок, господа!
Александр Блок, поэт-символист ко времени создания «Подвала Бродячая собака был самым популярным поэтом и прошел трудный поэтический путь от темы Прекрасной Дамы и Незнакомки к теме России. «Россия».
«О доблестях, о подвигах, о славе…» А. Блок
Александр Блок – предельно честный перед собой и другими. Испытания личные и поэтические заставляли его страдать, ошибаться, падать и подниматься.
«Я пригвожден к трактирной стойке» А. Блок.
Исполнение песни А. Вертинского на стихи И. Северянина «Это было у моря…»
Коломбина. А как же женщины?
Пьеро. Анна Ахматова.
Анна Ахматова посещала подвал вместе с мужем, поэтом-акмеистом Николаем Гумилевым. Веселая поэтическая жизнь с грустным подтекстом описана в стихотворении «Все бражницы тут, блудницы. Стихи.
Николай Гумилев «Жираф»
«Чардаш» И. Кальман исп. на скрипке
Коломбина. А помнишь, Пьеро, Осипа Мандельштама?
Пьеро. Стремительный юноша с взлохмаченными волосами, который мог вдруг замереть и стать тихим и неразговорчивым?
Коломбина. Эта бурная, кипящая художественная жизнь была только одной стороной жизни подвала. Другой, не менее, а, может быть, и более важной, было то раскрепощение личности, та духовная свобода, которая не могла не остаться в памяти у всех, кто когда-либо посещал "Бродячую собаку". Это колдовское чувство свободы... Здесь впервые зазвучал во всю силу голос Мандельштама. И голос Ахматовой.
Пьеро. И кто знает, стала ли бы Ахматова — той Ахматовой, а Мандельштам — тем Мандельштамом, которых мы знаем, если бы не было "Бродячей собаки" в их жизни.
Коломбина и Пьеро. Осип Мандельштам Господа!
«Нежнее нежного…», «Невыразимая печаль открыла два…»
Пьеро. Бывала ли здесь Марина Цветаева?
Коломбина. У Цветаевой был единственный приезд в наш город. Но какой приезд! Он вызвал к жизни блистательный цикл «Стихи о Москве», серию стихов, обращенных к Ахматовой и Блоку. Именно здесь «случился» роман с Мандельштамом. Между тем этот короткий роман оставил след в творчестве того и другого: одиннадцать стихотворений Цветаевой и три Мандельштама. Увы, это случилось в 1916 году, когда «Собака» была уже закрыта.
Марина Цветаева, удивительная женщина. Великий русский поэт. Стихи.
Пьеро. Коломбина, надо просветить наших гостей относительно нравов «Бродячей собаки».
Коломбина. Кое-что из воспоминаний!
Маскарады, арлекинады, вечера художественной пластики, чествования поэтов, драматургов, писателей, актеров — К. Бальмонта, Ф. Маринетти, Э. Верхарна, П. Фора, М. Линдера; "собачьи карусели", капустники, гала-концерты, вечера "великопостной магии", вечера песни и танца; поэтические вечера; разнообразные драматические постановки и пантомимы, лекции и диспуты на самые неожиданные, но, как правило, оказывавшиеся очень злободневными темы; художественные выставки картин русских и зарубежных художников, гравюр, офортов, миниатюр; недели и вечера кавказского искусства, вечера футуристов, Метерлинка и французского символизма, "Цеха поэтов", современной русской прозы, наконец, праздничные банкеты и застолья — все это шло непрерывной чередой, прерываясь лишь, с мая по август.
Круг посетителей подвала был обширен и разнообразен. Основу его составляли действительные члены "Бродячей собаки" — устроители и организаторы подвала, члены правления, артисты, художники, музыканты "Общества интимного театра". К ним примыкали "друзья "Собаки" — постоянно посещавшие подвал поэты, писатели, драматурги, искусствоведы, критики, актеры и художники других театральных коллективов, композиторы, исполнители, — одним словом, люди искусства, а также меценаты, помогавшие "Собаке" как в финансовом отношении, так и в ее взаимоотношениях с государственными и общественными организациями. Но среди посетителей подвала, особенно во второй период его существования, было и довольно большое количество любопытствующих, желающих понаблюдать, как отдыхают и развлекаются артисты и литераторы, посетителей, лишь отдаленно причастных к миру художественной интеллигенции. Этих посетителей Николай Сапунов еще в период организации подвала назвал "фармацевтами", и это название за ними закрепилось. Иногда оно заменялось еще более уничижительной кличкой "фармацепт".
Пьеро. Молодой Сергей Есенин, приехавший в Петербург, чтобы войти в поэтическую среду тоже посещал арт-кафе.
Стихи Сергея Есенина исп. учащиеся
Коломбина. Кое-что из воспоминаний Пьеро!
Пьеро. Театральность начиналась у самого входа – каждого нового гостя встречали ударом в огромный барабан, почетных членов и гостей «Собаки» награждали своими орденами, были даже разработаны свои знаки отличия и даже мундиры, имелся и свой идеологический «вождь» - философ Н.Кульбин. Разумеется, никакой коммерции «собачники» не допускали, что было отмечено первым пунктом Устава, сочиненного А.Толстым. Очень часто молодой Маяковский возлежал на подушках в «Собаке» и ударял в барабан, завидя своих знакомых.
Коломбина. Все запланированные вечера тщательно продумывались и готовились сценарно, однако, экспромтам и импровизациям здесь были рады всегда. Один такой «экспромт» - чтение стихов В.Маяковским, положил начало концу арт-кафе «Бродячая собака». Дело было уже в дни войны 1914 года. Страна видела кровь, в столице чувствовалась тревога, «собачники» пытались продолжать жизнь в своем «государстве искусств», когда на них обрушилось маяковское «Вам!»:
В. Маяковский – молодой поэт-футурист «Вам!»
Коломбина. Формально «Собаку» закрыли из-за незаконной (закрытой на время войны) продажи спиртного, имущество ушло с молотка за 37 тыс. Спас доброе имя этого «ноева ковчега искусства» товарищ Б.Пронина, владелец завода В.Крушинский. Но возродить былое стало невозможно. Как продолжение традиций «Бродячей собаки» следом создается другое кабаре «Привал комедиантов» на Марсовом поле, 7. Но это уже совсем другая история.
Пьеро. А сейчас "собачий гимн", положенный на музыку пианистом и композитором В.А. Шписом фон Эшенбруком:
Во втором дворе подвал,
В нем — приют собачий.
Каждый, кто сюда попал —
Просто пес бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!
Гав!(все вместе)
С Новым годом!
Наш вечер продолжается, с чтением стихов выступают все желающие.
Видеоролик с Вертинским
Чтение стихов участниками вечера и гостями.