ИЗОТЕРАПИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗО-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ИНИЦИАТИВЫ
«Воспитание детей есть только самосовершенствование,
которому ничто не помогает столько, как дети».
(Лев Николаевич Толстой)
ИЗОТЕРАПИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗО-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ИНИЦИАТИВЫ
Искусство играет очень важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Вовлекая ребенка в мир искусства, в волшебный мир изобразительной деятельности, я ставлю в первую очередь своей целью развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально-насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность, научить его видеть мир вокруг, чувствовать его во всей его красоте и многообразии.
В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка, светлые, насыщенные положительными эмоциями. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые, темные, лишенные внутреннего света. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. И это не должно огорчать меня, как преподавателя, так как в рисовании происходит "очищение души". Это дает возможность мне, как педагогу, как другу, увидеть боль и страх, холод и непонимание, счастье и любовь. И, по возможности, скорректировать настроение и состояние ребенка. А для этого я использую в своей работе такое чудесное направление арт-терапии – ИЗОТЕРАПИЮ, вернее, некоторые его приемы.
Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего "Я". Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Поэтому зачастую прослеживается тематика рисунков сказочная, фантастическая. И я в своей работе немного превращаюсь в волшебника. И раздвигаю рамки привычной программы. Начиная работу, я говорю: «А теперь мы будем заниматься волшебством, творить чудеса».
Кто говорит, что он не умеет рисовать? Нет такого слова «не умею». Есть слово «научусь». И мы учимся. Рисовать бумагой и лепить из бумаги, рисовать пряжей и создавать объемные картины, используя пряжу. А рисование на пене? Лепка из соленого теста? Рисование на песке или манной крупе? Вы не умеете рисовать осенние листья или сердечки? А мы берем втулки от туалетной бумаги, придаем им нужную форму и – пожалуйста! Штампы готовы. И картины готовы, и открытки. Да разве мы не волшебники, если, используя все, что находится вокруг нас, создаем поистине шедевры?
Изотерапия – это одно из направлений арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний.
Я не психолог, поэтому использую лишь те аспекты, которые доступны мне, как воспитателю, в работе с детьми.
Приемы изотерапии
Рисованием пальцами, ладошками с использованием специальных красок.
Рисование комочком смятой бумаги, полиэтилена, штампом из различных материалов, ватными палочками, поролоновыми тычками, тушью, пряжей.
Выполнение поделок из папье-маше, соленого теста.
Рисование на пене, мокрой акварельной бумаге, с использованием соли.
Украшение рисунков наклейками, липкими блестками, паетками.
Использование различных нетрадиционных техник: монотипия, набрызг, восковые мелки-акварель, ниткограия.
Выполнение коллажей с использованием песка, крупы, природного материала
Рисование на манной крупе или песке.
Работа под музыку.
В последнее время приходит все больше детей с логопедическими диагнозами, у меня в группе их половина. И у нас многое получается, и дети, которые в прошлом году не умели правильно держать карандаш и на любое мое предложение говорили – «я не умею», сейчас думают, рассуждают, советуются и создают прекрасные работы, которые занимают места на районных, городских и всероссийских конкурсах.
И самое главное, что дает мне уверенность в том, что моя работа нужная и важная – это то, что я вовлекаю в создание работ не только детей, но и родителей, причем не прилагая особых дополнительных усилий. Когда ребенок говорит папе – а мы сегодня рисовали мятой бумагой, на пене, бутылками или пробками – редкий родитель дома не проверит – а получится ли у него? Получится!!!! Ведь нет слов «не умею», есть слово «НАУЧУСЬ!»
И мы вместе с детьми и родителями активно участвуем в конкурсах и выставках, показывая, что рисовать шедевры могут не только художники с мировым именем, но и 4-х -5 - летние ребята, любящие рисовать и умеющие творить чудеса.