Интеграция истории с другими предметами
В настоящий момент система подготовки и обучения квалифицированных кадров для различных отраслей экономики в разных учебных заведениях кардинально изменяется. В силу этого ныне продолжается разработка новых, ранее мало использованные или совсем неиспользованных методов и подходов подготовки будущих кадров. Одним из таких подходов является использование интеграционных связей.
Актуальность межпредметных связей в обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.
Проблема интеграции обучения и воспитания в важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к подготовке специалистов, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.
Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у студентов целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у студентов, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Источники решения проблемы межпредметных связей находятся не только в теории обучения, но и в практической сфере. Проблема интеграционных связей в подготовке квалифицированных специалистов в самом общем плане имеет две составляющие: во-первых, осуществление межпредметных связей в процессе изучения дисциплин в колледжах; во-вторых, в подготовке квалифицированных специалистов к реализации межпредметных связей в их будущей работе.
Необходимо обратить внимание на то, что «интеграционных» составляющей содержания образования будущего квалифицированного специалиста является не только совокупность межпредметных систем знаний, а и умения по организации учебной деятельности учащихся по переносу знаний, умений и навыков из одной дисциплины в другую.
Поэтому в колледжах должна быть организована подготовка студентов к такой учебной деятельности. Содержание работы по формированию у студентов умений по переносу знаний является важнейшей составляющей их профессиональной подготовки.
Это выдвигает на первый план реализацию в учебном процессе интеграционных теоретических обобщений, которые позволят осуществить синтез учебного знания, формирование теоретического мышления, будут способствовать овладению общими способами преобразования учебного материала разных дисциплин. Профессиональную направленность в этом случае можно определить, как ведущую форму взаимосвязи учебных предметов, т.к. она предполагает не только единый подход к изучению различных дисциплин, но и воспитание определенных качеств личности будущего выпускника колледжа.
Урок истории – это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – предполагает широкое использование интеграционных связей.
Можно проследить связь истории и обществознания с другими предметами:
1.История – русский язык, литература.
При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Анализируются исторические документы, фрагменты из художественных произведений, художественной литературы, и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории. Речевая деятельность является основой межпредметных связей русского языка с другими предметами, а развитие речи – это общая образовательная и воспитательная задача учителей, поскольку обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения учителя и обучающихся. На уроках истории и обществознания составляются: сложный план, сравнительная характеристика, эссе. На ЕГЭ по истории и обществознанию проверяются умения написать эссе, привести аргументы, составить план, подготовить развернутый ответ, изложить мысли по поводу какой-либо проблемы (часть С). Важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала производит использование литературного материала при изучении темы «Великая Отечественная война», «Отечественная война 1812 г.».
2. История – География.
История современного общества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Фактически в курсе географии и истории изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом развитии стран на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать статистическим, табличным, картографическим материалом. Например, по истории России изучается вопрос об особенностях становления Российской цивилизации, где учитывается влияние природно-географического фактора (климат, полноводные многочисленные реки, удаленность от мировых морских и океанских путей, открытость границ, расположение в Европе и Азии и др.). При изучении войн необходима опора на картографический материал.
3.История – Информатика.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации. Студенты, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе преподавателем и обучающимися составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, обществознания. Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и творческие способности студентов. Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал.
4. История, обществознание – математика.
Построение и анализ графиков самых разнообразных типов, диаграмм: график спроса и предложения, рост производства, решение заданий, задач по теме «Экономика», «Избирательный процесс».
5. История, обществознание – биология, экология. С курсом биологии может использоваться межпредметная связь при изучении темы «Основные концепции исторического развития человечества», «Природное и социальное в человеке», «Глобальные проблемы современности», где затрагиваются экологические проблемы современного мира. Таким образом, реализация межпредметных связей способствует повышению познавательной деятельности школьников, помогает разносторонне раскрыть содержания всех учебных предметов в их взаимосвязи.
6. История – экономика.
Экономика предмет прикладного характера, и студентам необходимо, в первую очередь, овладеть практическими умениями и навыками. Наряду с этим предполагается изучение и осмысление основных экономических процессов, явлений, законов и закономерностей. Подчас абстрактная теория довольно сложна для понимания, поэтому для описания и для конкретизации ведущих экономических понятий и концепций приходится привлекать знания студентов об аналогичных процессах и явлениях, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, географии, истории и других предметов.
Также интеграционные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Преподаватель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений студентов. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся). Интеграция этих предметов проявляется в следующем: изучение (в курсе экономики) важнейших законодательных актов, которые определяют права и обязанности экономических субъектов (налоговое законодательство, Закон о защите прав потребителей и т. п.); анализ политических ситуаций, имевших место в те или иные периоды в разных странах; оценка их влияния на экономическую жизнь стран (индустриализация, Великая депрессия и пр.); анализ основных тенденций в развитии современного общества (например, глобализация мировой экономики).Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.
Литература:
Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении 3-е изд. Тула: Инфо, 2007.
Косарев И. С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс] / И. С. Косарев // School4-perm.narod.ru: Городской портал. Пермь, 2009. Режим доступа: http: // www. school4-perm.narod.ru / kis. htm. -24.03.2009.
Липсиц И. В. Экономика. М., 2000. Машина М. В. Экономическая азбука. М., 1995.
Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. Ростов на Дону: РПИ, 2007.
Заголовок 115