Статья Интеграция математики с другими предметами школьного курса. Из опыта работы учителя


Кулагина Елена Сергеевна
учитель математики высшей кв. категории
МБОУ Лицей № 15 г. Химки
«Связь математики с другими предметами школьного курса.
Из опыта работы учителя»
Педагогический опыт показывает, что главное на уроке – вызвать желание учиться. Умение заинтересовать математикой – дело не простое. Яркость, необычность, занимательность – необходимые средства для поддержания и внимания, и интереса к предмету, особенно к такому сложному, как математика.
У каждого из нас есть свои методические приемы, которые позволяют успешно проводить уроки. Я хотела бы поделиться с вами своим опытом работы, как связать математику с другими предметами школьного курса. Для этого вовсе не обязательно проводить полноценный интегрированный урок, достаточно включить хотя бы одну «интегрированную» задачу. Некоторые задачи я придумывала сама, начиная с «нуля». Некоторые идеи подсмотрела у коллег и уже на их основе сочиняла задание. А есть задачи, которые можно встретить в школьных пособиях по различным предметам и даже в литературных произведениях.
Математика и Химия.
Это наши знаменитые задачи на смеси, задачи на процентное содержание вещества. Например, задача из сборника по химии. Причем хочу заметить, что с алгоритмом решения подобных задач мы впервые знакомимся именно на математике, и только в 8-9 классах уч-ся решают их на уроках химии. И радостно видеть ребят, которые с гордостью хвастаются, что могут решить «химические задачи» более старшего класса.
Вычислить массовые доли меди и никеля, необходимые для производства 25 кг мельхиора. (Мельхиор – сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля).
Математика и география.
Составить диаграммы по теме: «Озёра. Озеро Байкал». По этим темам («Водоемы» и «Диаграммы») мы с географами идем практически параллельно. И у учащихся есть возможность применить математические знания для иллюстрации своих проектных работ по географии.
Из учебника по географии можно узнать, что в Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых 5 Великих озер, и в 23 раза больше, чем в Ладожском озере.
Математика и история.
В течение года на уроках математики я стараюсь включать задания, так или иначе связанных с какой либо исторической датой. Например:
1812 году 450 тысяч французов вторглись в Россию, 200 тысяч русских приняли бой. Сколько французских воинов приходилось на одного русского?
Математика и краеведение.
А как заинтересовать ребят изучать историю своего родного края? Еще несколько лет назад я разработала интегрированный урок по теме «Химки – моя малая родина». Приведу пример одного из заданий:
Во время Отечественной войны 1812 года химкинская земля оказалась в зоне активных военных действий. В этих местах происходили сражения с наполеоновскими войсками, грабившими села и деревни Подмосковья. В сентябре 1812 года отряд ополченцев, состоящий из местных жителей, разгромил авангард французских войск. А выполнив предложенное задания учащиеся узнают, что означает слово «авангард».
Математика и литература.
Математические задачки встречаются и в художественной литературе. Из рассказа А. П. Чехова «Репетитор».
Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Сколько аршин он купил того и другого, если синее сукно стоит 5 рублей за аршин, а черное сукно 3 рубля за аршин?
Или в рассказах Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома» и «Путешествие на санях», причем некоторые математические расчеты приводятся с ошибками. Можно например дать задание уч-ся – найти эти ошибки.
Математика и физика.
Из учебника физики:
Через какое время тело, брошенное со скоростью 20 м/с, достигает высоты 15 м? Может ли оно достичь высоты 25 м?
Замечу, что подобные задачи у уч-ся всегда вызывают трудности. Поскольку на физике они «забывают», что можно применить алгебру (здесь используется решение квадратного уравнения), а на алгебре они «забывают» закон, по которому движется тело, брошенное вверх, а поэтому не могут составить по условию квадратное уравнение.
Математика и теория вероятности.
«День космонавтики» примерно совпадает по времени с изучением темы «Теория вероятности». Взяв за основу документальные факты, я придумала несколько задач. Вот пример одной из них:
Для первого космического полета человека в космос 12 апреля 1961 года были отобраны: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов. Сколько возможно вариантов распределения между ними обязанностей основного пилота, дублера и резервного космонавта? Какова вероятность, что первым космонавтом будет именно Юрий Гагарин, а дублером – Титов?
Математика и ОБЖ.
Решая задачи на движение, даже на уроках математики можно затронуть и вопросы безопасности на дорогах. Например, рассмотрим такую задачу:
Успеет ли перейти дорогу шириной 6 м пешеход, идущий со скоростью 1 м/с, если автомобиль движется по второй полосе со скоростью 36 м/с при условии, что невнимательный водитель не видит пешехода и в данный момент находится на расстоянии 12 м от пешеходного перехода.
Расчет времени показывает, что при таких условиях переход для пешехода является опасным, и он может оказаться под колесами автомобиля.
Математика и технология (домоводство).
На масленицу хозяйки готовили напиток – сбитень. Для каждого рецепта необходимо посчитать - на какое количество человек можно приготовить данный напиток? (из расчета на 1 человека – 200 мл).
Рецепт 1: Сбитень обыкновенный.
150 г меда, 150 г сахара, 700 мл воды, гвоздика, корица, имбирь, кориандр.
Рецепт 2: Сбитень с вареньем.
150 г ягодного варенья, 40 г меда, по ½ г имбиря и гвоздики, 1 г корицы, 1 л воды.
А на уроках домоводства уч-ся (девочки) смогут приготовить данный напиток и провести дегустацию предложенных рецептов.
Коллеги, не думайте, что на всех моих уроках присутствует интеграция математики с другими областями. Но я стараюсь (там, где это уместно) делать это почаще. А в заключении хотела бы обратить ваше внимание на то, что включая в уроки математики подобные интегрированные элементы, реализуются требования ФГОС второго поколения: развитие метапредметных связей, использование практико-ориентированных задач, формирование нравственной личности гражданина России и др.