Интегрированный урок в 5 классе Связь музыки и литературы в произведенииНочь перед Рождеством
МБОУ «Нижнекулойская средняя школа»
Интегрированный урок музыки и литературы
в 5 классе
Связь музыки литературы в произведении
«Ночь перед Рождеством»
Составила:
Степановская Светлана Александровна,
учитель музыки,
первая квалификационная категория
2013-2014 учебный год
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе
Тема: Музыка и литература дополняют друг друга.
Название урока: Связь музыки литературы в произведении «Ночь перед Рождеством»
Дидактическая цель: создать условия для осознания учащимися народного характера через произведения писателя и композитора, осмысления их замысла и обобщения знаний по данным произведениям средствами новой технологии- метода проектной деятельности.
Тип проекта: комбинированный.
Цели по содержанию:
Образовательная – познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством», способствовать формированию понятий: «образ-символ», «этический идеал», «народность произведения».
Развивающая - создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки
Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов.
Задачи:
Научить чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественность образов в произведениях Гоголя и Римского-Корсакова.
Сравнить и сопоставить образы героев в произведениях композитора и писателя через средства музыкальной и словесной выразительности.
Связать литературные эпизоды с реальной жизнью.
Ход урока:
1. Орг. м Музыкальное приветствие.
2. Введение. Интересный начинается урок
Об этом нам сказал звонок.
Ребята, давайте с вами вспомним как звучат темы первого полугодия уроков музыки? («Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» и «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»). На протяжении прошедших уроков мы знакомились с музыкальными и литературными произведениями и пришли к выводу, что музыка и литература дополняют друг друга. И вот сегодняшний урок будет необычный, проведем мы его вместе с Ольгой Владимировной.
- О чем пойдет речь на уроке? Послушайте музыку и определите какой жанр звучит.
Слушают колядку
Разбор: - какой жанр прозвучал? (песня)
- о чем песня?
- как называют такие песни?
- когда исполняются такие песни?
- что такое колядка? (сообщение) (1Слайд)
Колядка – это старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня. (С.И.Ожегов)
Коляда - старинный рождественский и новогодний обряд.
- когда исполняются колядки? (В зимние святки)
- что такое святки? (сообщение) (2 Слайд)
- когда начинаются святки?
- как называется праздник? (Рождество) Именно с Рождества Христова начинается отсчет нашего времени и сейчас уже заканчивается какой год? (2013)
Каждый год мы празднуем этот праздник, соблюдая обычаи и обряды и, конечно же, эти события нашли отражение в творчестве композиторов, писателей, художников.
Все очень ждут этот праздник и долго готовятся к нему, ведь эти дни самые интересные,
Но самым таинственным считается ночь с 6 по 7 января и почему нам нужно выяснить.
- Ребята, догадались ли вы, о чем пойдет речь на уроке?
3. Объявление темы.
Урок наш называется (3 Слайд)
«Связь музыки и литературы в произведении «Ночь перед Рождеством»»
- Что хотели бы на уроке сегодня более подробно узнать, с чем познакомиться?
- Какие же поставим цели перед собой?
( 3 СЛАЙД)
Цели: - вспомнить произведение «Ночь перед Рождеством» и разобрать образы
- познакомиться с музыкальными фрагментами оперы «Ночь перед Рождеством»
- вспомнить обычаи и песни, связанные с этими событиями.
4. События Рождества очень хорошо переданы в произведении известного писателя, на творчестве, которого мы сегодня остановимся.
Задание. Кто этот писатель?
4 СЛАЙД. Выберите писателя, в творчестве, которого отображаются события Рождества. )
1. – Горький
2.- Гоголь
3.- Лермонтов
-Как называется произведение, которое написал Гоголь?
- Когда происходят события в повести?
- Что такое сочельник? Послушайте.
4.1. Рассказ о сочельнике. (аудиозапись) (5 слайд)
В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды, и выпрашивали у хозяев угощения и деньги. Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным.
- Назовите героев повести.
- Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.)
4.2. Сравнение 2 образов.
- Первыми перед читателями предстают два персонажа повести: ведьма и черт.
Слушаем сообщение. ( Сообщение 2 человека 1- о Ведьме, 2- о Черте.) (7 Слайд с изображением черта и ведьмы))
-Почему черту осталась последняя ночь шататься по белому свету? (Потому, что события происходят в ночь перед Рождеством, когда светлые силы победят темные)
- Страшны ли в повести Гоголя фантастические существа?
- Почему они вызывают скорее улыбку, чем страх?
- Похожи ли они на людей?
- Чем занимаются?
Вывод: герои не столь страшны, сколько комичны, не волшебны, а будничны. Не случайно автор..(см матер. С.137)
Музыкальные образы Солохи и Черта, сравнить с литературными.
Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал одного композитора. Он задумал сочинить музыкальное произведение в сказочном жанре.
- О ком идет речь?
- Какой композитор написал оперу по мотивам повести Гоголя?
(8 Слайд портрет композитора)
- Ребята, какими словами охарактеризовали бы вы этого композитора?
(Н.А.Римский-Корсаков - русский композитор, дирижер, писатель, общественный деятель, профессор Петербургской консерватории, директор Бесплатной музыкальной школы,
Давайте послушаем, как удалось композитору изобразить музыкой героев, о которых только что вы говорили.
Слушают «Дуэт Солохи иЧерта» (9 слайд Солоха и черт в полете)
-как звучит музыка?
-какие услышали голоса? (женский и мужской)
- как называется ж.голос, который вы слышали? ( контральто)
-как называется мужской голос? (тенор)
-из какого музыкального жанра этот фрагмент? (опера)
-что такое опера? (ответы) (10Слайд)
-как называется опера? («Ночь перед Рождеством»)
-Какой музыкальный жанр является основным в творчестве Римского-Корсакова? (Опера - 15 опер)._
- И почему его называли композитором -сказочником?
(Действительно, он создал множество эпических и сказочных опер)
Он задумал свою оперу в сказочном жанре, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями.
Обобщение: удалось ли композитору показать образы Солохи и Черта такими какими они переданы в повести Гоголя? (да)
-с помощью чего, каких средств, композитору удалось изобразить этих героев?
(с помощью музыкальных средств – тембр, темп, динамика)
Можно ли сказать, что музыка дополняет литературу? (да, более красочно представились образы)
6.Образы Оксаны и Вакулы.
6.1.Образ Оксаны.
То время, о котором рассказывает Гоголь, Диканька была небольшая деревенька
(стр. 43)
Рассказ про Диканьку. ( 11 Сдайд с иллюстрацией Диканьки)
Вместе с автором посетим Диканьку и заглянем к Оксане ( 12 Сдайд с Оксаной),
(отрывок, где Оксана любуется собой, не замечая Вакулу. стр. 170-173 чтение по ролям)
-Какие качества характера проявляет Оксана в этом эпизоде?
-Что вы можете сказать об отношении автора к Оксане.
- Автор любуется Оксаной или подсмеивается над ней?
Вывод: Оксана-живой человек. Однако в ее качестве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда комично.
Приход подружек
Выразительное чтение по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану» до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу». (С.182))
- Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок?
(Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).
- Почему капризная красавица стала еще лучше?
- Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?
Слайд с иллюстрацией «Достань черевики, выйду замуж!» Художник А. П.Бубнов.
6.2. Образ Вакулы (12 слайд)
- Каким изображён кузнец Вакула? Назовите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.
- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).
- Где начинается сказка для Вакулы? ( стр. 137)
- То, что Вакула – художник, очень важно для Гоголя. Гоголь считал искусство, способное воскресить душу России, самым сильным средством для борьбы со злом.
- Что мы узнаем о Вакуле художнике? Пересказ (стр.162)
- Выразительное чтение от слов «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием» до слов « и с той поры черт поклялся мстить кузнецу».
- Почему Вакула оказывается сильнее черта? ( см. с.136)
- Что еще помогло герою одолеть черта?
Вывод: Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.
7. Слушают колядки из оперы.
«Сказка-складка, песня-быль»- снабдил свою оперу Римский-Корсаков , тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок (то есть песен, исполняемых под рождество при колядовании), которые послужили основой для оперы.
Прослушаем как звучат колядки из оперы
. Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 – колядные песни).
(Улица на селе. Лунная ночь. На переднем плане кузница Вакулы. Он оставляет мешки у кузницы и берёт с собой лишь маленький мешок, полагая, что в нём его кузнечные принадлежности. Собираются парни и девушки, Они поют колядные песни. Они шутят над подкутившим Панасом и над Вакулой. Кузнец решает пойти к запорожцу Пацюку, колдуну и чародею. Парни и девушки развязывают мешки, из которых вылезают Чуб, Дьяк и Голова. Молодёжь догадывается про проделки Солохи и вышучивает злополучных донжуанов.)
Разбор особенности исполнения.
– как звучит коляда?
-на каком языке?
Музыка или фольклор какого народа передается в жанре композитора? (Музыка украинского народа)
Нарисуйте, как выглядят герои. (Словесно рисуют) (13 слайд)
См. картинку с колядующими. – Какое настроение у колядовщиков? (веселое, шутят.)
Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Парубки шалили и резвились вволю.
А сохранились- ли обычаи, обряды до нашего времени? Какие? (рассказывают)
Исполнение колядок учащимися
- В чем схожесть колядок украинских и русских. ( сюжет их об одном и том же)
Обобщение: что можем сказать о музыке из оперы по отношению к произведению Гоголя? Музыка дополняет литературу.
8. Самостоятельная работа.
Чтобы достать Оксане черевички. (Черевички - что это?.. (14 слайд) Вакула вынужден отправиться в Петербург. Черт принесет его к запорожцам.
-Кто такие запорожцы? (15 Слайд с иллюстрацией запорожцев, когда они пишут письмо царице)
Рассказ о запорожцах. ( «ж» с.43)
16 Слайд с изображением костюмов (разбор)
На Украине костюм девушек и молодых женщин всегда был нарядным. Покупка его требовала целого состояния и была доступна лишь зажиточному крестьянину. Наиболее распространенными были белый цвет и разные оттенки красного. Большое значение в украинском народном костюме придавалось нашивным украшениям, они выполняли не сколько роль эстетическую, а больше магическую (оберега от злых духов, болезней)
Орнаментом украшали рукава, горловины, воротник, подол.
Верхняя одежда называлась – свитки.
Она шилась из домотканого сукна натурального белого, серого или черного цветов.
Вопросы для обобщения по литературе:
- В чём сходство и различия в звучании оперы и повести? (Объединяющим началом являются народные мотивы, звучащие в повести и опере. В финале повести возникает неожиданный мотив: страх перед нечистой силой).
- Есть ли для этого основания? Ведь чёрт посрамлён: Вакула нарисовал картину, на которой нечистая сила изображена в неприглядном виде?
- Выразительное чтение финала повести от слов «Проезжал через Диканьку блаженной памяти архиерей» и до конца. (с. 215)
Повесть похожа на сказку: добро побеждает.
Итог:
Повесть Гоголя заставляет поверить в чудо. Вот почему к ней обращались в своем творчестве многие художники и композиторы.
Вопросы для обобщения по музыке:
- С какой оперой познакомились?
- Почему автора называли композитором-сказочником?
- Какие исторические события раскрыл композитор?
- Какие образы были фантастическими, а какие реальные?
- Какими музыкальными средствами раскрывает музыкальные образы автор?
Итог: Ребята, что мы можем сказать о музыке и литературе?
(они обогащают и дополняют друг друга)
Все таки традиции, обычаи из далекого прошлого возрождаются и сохраняются и передаются следующим поколениям благодаря разным видам искусства и музыке и литературе и изобразительному искусству и истории и фольклору. Праздник Рождество один из любимых праздников и у нас и об этом мы расскажем песней.
17слайд С Рождеством!
Исполняется песня «Рождество Христово».