Из опыта работы Анохиной Е.А.
Из опыта работы учителя музыки (скрипка)
высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 10»
Анохиной Елены Анатольевны.
В своей работе использую личностно ориентированные, здоровьесберегающие, проектные педагогические технологии, технологии развивающего обучения, которые были отражены в теоретических трудах Л.Янкелевича, Ю.Ямпольского, П.Столярского. Обращаюсь за консультациями к ведущим педагогам струнникам Т.Турчаниновой, С.Кравченко (г.Москва). Основной целью в своей работе считаю развитие и воспитание духовно-нравственной, творческой личности обучающегося.
Творчество это деятельность, рождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, уникальностью и оригинальностью. Творчество специфично для человека, поскольку во всей прочей природе происходит процесс развития, но не творчества. Обычно под этим подразумевают направленность, приспособление методов преподавания к каждому ученику: сколько учащихся - столько же и индивидуальностей. При этом не следует забывать мудрое указание Плутарха о том, что ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а светильник, который нужно зажечь.
Музыка - один из самых эмоциональных видов искусства, способствующий развитию духовно-нравственной, творческой личности. Заставляет ее чутко реагировать на различные оттенки чувств и эмоций, вызванных музыкой. Для этого в своей работе я использую несколько форм обучения. Основной, главной формой работы является индивидуальная работа, предусмотренная программными требованиями. Для музыканта конечная цель разучивания любого произведения является публичное выступление, участие в конкурсах и фестивалях. Для учащихся это является одним из самых сильных побудительных мотивов в занятиях на скрипке.
Когда семилетний ребенок поступает на музыкальное отделение нашей гимназии, его музыкальный багаж еще не велик, он определяется несколькими песенками и танцами, разученными в детском саду, а так же впечатлениями, полученными благодаря радио- и телепередачам. Под руководством педагога ребенок шаг за шагом постепенно осваивает игру на музыкальном инструменте.
Прежде чем приступить к непосредственному обучению детей игре на инструменте, педагог должен обогатить запас их музыкальных впечатлений, научить слушать музыку и переживать ее, иначе говоря, привить детям элементарные навыки восприятия музыки. «Весь секрет таланта состоит в том, - говорил Г.Нейгауз, - что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне; вот почему Моцарт «сразу» заиграл на фортепиано и на скрипке».
Учитывая специфику музыкального языка, отражающего богатство образов окружающей нас действительности в обогащенном виде, педагогу необходимо развивать первые музыкальные впечатления на основе песенного материала. Связанная со словом, с определенным текстом музыка детских песен передает конкретный образ, вызывает определенное эмоциональное отношение к нему (таковы, например, песенки «Елочка», «Во поле береза стояла», «Петушок», «Василек» и др.). Содержанием этих песен является знакомый, окружающий мир ребенка, связанный с детскими играми, с любимыми сказками, игрушками. Эти же песни становятся основой приобретения первых музыкально-слуховых представлений и элементарных скрипичных навыков. Песни, которые ребенок пел, стараясь передать свое отношение к происходящему в них, затем исполняются по слуху на скрипке на всех струнах. Детей необходимо учить слушать музыку, вникать в нее, стремясь не только эмоционально, но и сознательно воспринимать ее. Знакомя учеников с пенями и доступными им скрипичными пьесами, прежде всего указываю на различие в характере исполняемой музыки, ее содержания, настроения.
Процесс обучения скрипача (особенно начальный этап) не может проходить без учета психофизических возрастных особенностей ребенка. Это требование в полной мере относится и к подбору музыкально-педагогического репертуара.
Каждый этап завершается качественным сдвигом, переходом на новый уровень мышления. Начальный период обучения музыке стараюсь делать увлекательным, разнообразным, полным впечатлений, влияющих на эмоциональную сферу. Важно ребенка увлечь музыкой, развить его художественное мировосприятие.
Немаловажным считаю тесное сотрудничество с родителями и личный пример использования своего исполнительского потенциала.
Моя работа проходит по формам: индивидуальная работа, малые групповые формы (дуэты, трио, камерные ансамбли), групповые формы (ансамбли скрипачей, детский камерный оркестр). Создаю на уроках дружескую, творческую атмосферу. Совместно с учащимися я отбираю скрипичные произведения с учетом их возрастных, индивидуальных интересов и возможностей. Ставлю творческую задачу и совместно разрабатываю программу ее реализации. Владея методикой организации учебно-познавательной деятельности учащихся, я выбираю соответствующие методы и формы работы для каждого возрастного уровня. Спецификой моей педагогической деятельности является индивидуальный и дифференцированный подход в обучении с использованием вариативности, разноуровневых заданий для каждого учащегося, так как уроки игры на скрипке это предполагают. По мере овладения учащимися выбранных произведений, я стремлюсь развить у каждого из них умение анализировать, предвидеть результаты деятельности, профессиональным приемам звукоизвлечения, т. е. развивать рефлексию, как необходимую юному скрипачу в успешном овладении инструментом. Формирую у учащихся веру в свои возможности.
Занятия стараюсь проводить в оптимальном режиме и быть доброжелательной по отношению к учащимся.
Индивидуальная форма работы является основной и ведущей в системе музыкального образования. Она предусматривает очень тесный контакт преподавателя и учащегося. Каждому учащемуся, согласно его возрасту, психофизическому состоянию, подбирается индивидуальная программа, позволяющая ребенку реализовать свои творческие способности. Очень большое значение для ребенка имеет участие в концертах. Подбор такой деятельности тоже сугубо дифференцирован: одним достаточно выступления перед родителями, другим требуется участие в больших концертах, фестивалях и конкурсах. Огромным стимулом для развития творческого потенциала является совместное музицирование. учащегося, в качестве солиста, и его преподавателя в составе оркестра (звукозапись. Концерт «Дети города» Железногорский камерный оркестр. Солистка Чепелева Н. 4кл. Данкла «Вариации на тему Белини»).Малые групповые формы - камерные ансамбли (скрипка, фортепиано), дуэты (2 учащихся - скрипача, концертмейстер -преподаватель), трио ( скрипка, виолончель, фортепиано). Поскольку индивидуальные занятия на любом инструменте предусматривает некоторое одиночество, такой род деятельности является весьма заманчивым для учащихся. Эта форма работы обычно предлагается учащимся уже старших классов, которые профессионально ориентированы. Из-за ограниченных временных возможностей (1 час в неделю) учащиеся самостоятельно разучивают свои партии. На уроке идет сыгрывание. Этот вид деятельности расширяет музыкальный кругозор, дает возможность реализовать творческое видение каждого учащегося, как сольного исполнителя в ансамбле. Обычно камерную музыку изучают в музыкальных училищах на 3 курсе. В системе школьного образования используется крайне редко из-за сложности изучаемого материала. Но наши учащиеся весьма успешно и с большой творческой отдачей исполняют как классическую музыку, так и не традиционную (джаз), (видео)
Групповые формы. В нашей гимназии все учащиеся струнно-смычкового отделения поделены на три возрастные категории: 1-3 кл. - младшая, 4-5 кл. - средняя, 6-9 кл. - старшая. Из этих групп и были созданы три ансамбля скрипачей, которые успешно занимаются ансамблевым музицированием. Я работаю уже несколько лет с ансамблем старших классов, делаю переложения музыкальных произведений для двух скрипок. В ансамбле занимаются обычно 6-8 учащихся, которые уже имеют достаточный навык работы. Поэтому своей задачей, работая в ансамблях, считаю расширение сферы музыкального восприятия. Образы, воплощаемые в ансамблевом исполнении, почти всегда связаны с личными чувствами и переживаниями, с лирическим ощущением окружающего мира. Исполняемые произведения: С.Прокофьев «Поезд», И.Штраус «Венский вальс», А.Андерсен «Танцующий скрипач», М.Мусоргский «Гопак», А.Читчан «Токката».Одной из самых интересных и значительных групповых форм является работа детского камерного оркестра.
В 1997 году в нашей гимназии, благодаря усилиям всех преподавателей струнно-смычкового отделения, был создан камерный оркестр. Работа и существование такого коллектива, тем более в системе общего образования, явление уникальное. Работая со школьным оркестром, я непременно стараюсь вызвать активную, яркую, музыкально-выразительную игру каждого исполнителя, с тем, чтобы игра в оркестре давала его участникам творческое удовлетворение. Игра в оркестре должна приносить радость, а радость в искусстве только творчество. Упорное формирование одних лишь навыков оркестровой игры, пусть и самых полезных, не дают результатов, если при этом не воспитывается инициатива самого ученика, если в оркестровом классе не создана творческая атмосфера. Создание истинной творческой атмосферы в работе оркестрового класса нуждается в постоянном стимулировании. С одной стороны стимулирует и поощряет сольный художественный репертуар, если он тщательно подобран, постоянное повышение качества исполнения разучиваемых произведений, а с другой стороны творческая, дружеская обстановка в коллективе, постоянный дух сплоченности, крепкие традиции. Особое стимулирующее значение имеют публичные выступления оркестра. Оркестр много выступает в школьных, городских концертах. Ежегодно детский камерный оркестр становится лауреатом и дипломантом областных конкурсов и фестивалей в г. Курске и Орле. В 2000 году оркестр стал лауреатом Всероссийского конкурса, проводимого Министерством образования и культуры в г. Москве. Он выступал в Министерстве образования, в Колонном зале Дома Союзов, в Духовной академии в Сергиевом Посаде. В сентябре 2002 года оркестр снова стал Лауреатом Всероссийского конкурса и был награжден творческой поездкой по городам Волги на пароходе «Пирогов». Учащиеся оркестра выступали в городах Ярославль, Углич, Мышкин. Каждый юный музыкант оркестра гордится тем, что он его участник. Если в начале своего пути юный музыкант сумеет оценить прелесть и красоту совместного музицирования, если его художественный темперамент, обрамленный вдохновенной и яркой игрой всего коллектива, вольется в могучий океан музыки, и в этом успехе он почувствует долю своего творческого «я» - перед ним откроется радость коллективного труда оркестровых музыкантов, несущих людям мир большой музыки.Успеваемость у учащихся моего класса достаточно высокая. На протяжении последних пяти лет выпускники моего класса поступают и успешно обучаются в различных музыкальных учебных заведениях. Двое в Курском музыкальном училище, двое - в Орловском, одна ученица в музыкальном училище при Московской государственной консерватории.
Эти формы работы позволяют учащимся осваивать программы повышенной трудности. Их отличает умениесамостоятельно работать, творчески мыслить, хорошие скрипичные навыки, теоретическаяподготовка, профессиональное исполнение. Таким образом, учащиеся получают духовно-нравственный, творческий опыт, который в последствии переносят в сферу своей жизни.