Планирование внеурочной деятельности Волшебный карандаш
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Данная программа разработана для детей, как не имеющих начальной и специальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так и получающих систематическое художественное образование в рамках школьной программы. Программа основана на материале программы «Изобразительное искусство» (1- 4 классы) авторского коллектива под руководством Т.Я. Шпикаловой и «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского.
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью обращения детей к духовному единению с природой, умению «не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, но вслушиваться» (С. Рубинштейн). Объекты окружающего мира, постоянно находящиеся перед глазами детей, на которых они порой не сосредотачивают внимание, теперь, увиденные по-иному в результате обретения возможности навыков рисования, предстанут перед детьми как объекты, завораживающие, рождающие множество ассоциаций, интересные по форме цвету, колориту, форме, фактуре, ракурсу.
Большая часть работ в данной программе косвенно или напрямую относится к различным видам декоративно-прикладного искусства. Декоративно – прикладное искусство открывает ребенку практическую возможность познания окружающего мира путем изучения богатства выразительных средств – красок, пластилина, бумаги, ткани, природных материалов и т.д.
Освоение разнообразных художественных дисциплин дает возможность получения всестороннего развития и воспитания: как эстетическое нравственное (культура и вкус), так и умственное практическое (техничность и мастерство), так частично и физическое. Из этого следует, что для всестороннего развития личности ребенка не всегда достаточно курса школьной программы по изобразительному искусству, в процессе обучения полезно так же овладеть навыками специальных художественных дисциплин. В процессе обучения по курсу изобразительного искусства в рамках школьной программы основное внимание уделяется рисунку, живописи и композиции, а также основам декоративно-прикладного искусства. Более глубокое изучение отдельных видов декоративно-прикладного искусства обогащает знания ребенка, развивает его навыки и умения. Изучение искусства росписи ткани, витражной росписи, графики, цветной графики и др. позволяет ребенку получить больший объём знаний по композиции и декоративно-прикладному искусству, что поможет ему на уроках изобразительного искусства в школе, расширит и дополнит освоенное.
Также данный курс расширяет горизонты художественного творчества и позволяет соприкоснуться вплотную с художественными традициями других народов и эпох. Занятие изобразительным искусством в рамках образовательной программы в школе развивают и эстетически воспитывают школьника. Но такие занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности.
Многообразие видов искусства делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме того, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы. Декоративно-прикладное искусство, а именно оно в первую очередь направлено на практическую деятельность, сопряженную с применением искусства в быту, особенно глубоко дает почувствовать место искусства в жизни человека, создать красивые, и одновременно практичные, применимые в быту вещи.
Целью данной программы является знакомство и освоение различных техник и способов художественной деятельности и творчества; развитие своего, индивидуального взгляда и подхода к искусству, развитие таланта, дарования и творческих способностей детей; приобщение к искусству как к великому духовному наследию многих поколений.
Занятия по программе «Художественное» творчество» направлены на достижение следующих задач:
Освоение теоретических знаний и понятий изобразительного и художественного творчества;
Обучение практическим знаниям, умениям и навыкам в области изобразительного, художественного и декоративного творчества;
Знакомство с различными техниками изобразительного и художественного творчества;
Развитие стремления к углублению и расширению знаний;
Формирование нарастающего интереса к художественно-эстетической деятельности;
Развитие образного мышления, творческой активности и фантазии учащихся;
Создание комфортной обстановки на занятиях;
Развитие аккуратности опрятности, умения организовать свое рабочее место, а также выбрать материалы;
Возраст детей
Программа рассчитана на детей от 11 до 13 лет.
Программа обучения для разных возрастов одинакова, но в более старшем возрасте уделяется особое внимание проработке композиции, деталей, использованию более сложных приемов, возможно утверждение индивидуальных тем по желанию учеников.
Сроки реализации программы
. Общий объем реализации программы – 34 часов за год обучения.
Формы и режим занятий
Занятия учебной группы проводятся один раз в неделю . Такой режим является оптимальным для наиболее полного усвоения материала и выполнения большого объема практической работы.
Этапы занятия:
1. Организационный момент. Подготовка к началу занятия.
2. Объяснение материала и демонстрирование наглядно-методического ряда (репродукции художественных произведений, учебные таблицы, наглядные пособия, детские работы, слайды), а также создание эмоциональной обстановки (чтение отрывков литературных произведений, прослушивание музыки); обсуждение данной темы с учащимися в процессе восприятия зрительного и визуального ряда.
3. Самостоятельная работа учеников. Контроль за ходом работы со стороны педагога.
4. Подведение итогов, обсуждение работ.
На протяжении всего занятия детям объясняются правила безопасности в работе с художественными материалами.Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментов. Методическая поддержка, как из арсенала признанных художников, так и из авторских разработок педагога.
Программа «художественное творчество» уделяет пристальное внимание организации выставок детских работ, с обязательным проведением обсуждения содержательности, выразительности, оригинальности и роста ученика как мастера художественного творчества. Выставки помогают взглянуть по-новому на выполненные работы, оценить их, ощутить радость успеха. Любые выполненные по программе работы могут быть использованы в качестве подарка, предмета оформления интерьера школы или дома.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов и тем, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием для повышения художественного уровня учеников.
В результате годовой работы по программе учащиеся должны знать:
знать основы и правила безопасности в учебном кабинете;
знать и ориентироваться в видах и жанрах изобразительного искусства;
овладеть основами изобразительных техник и декоративно-прикладной работы;
знать тесную связь искусства с окружающим миром и жизнью;
различные художественные материалы для изобразительной и художественной деятельности и специфику работы с ними;
знать и разбираться в бумажном формате;
основные правила построения гармоничной композиции;
основные правила построения предметов, пропорции;
основные правила линейной перспективы;
Должны уметь:
пользоваться различными художественными материалами;
работать в технике папье-маше, пластилиновая и шерстяная аппликация, монотипия, графика, гравюра, витраж, батик и т.д.;
организовывать свое рабочее место;
самостоятельно выполнить творческую работу по окончанию учебного года;
доводить работу до логического завершения;
воплощать свои фантазии и выражать свои мысли;
составлять композиции, узоры и орнаменты;
первичные навыки в оформительской деятельности и дизайне;
Учебно-тематический план
1час в неделю
№
п/п
Темы
Общее количество
занятий
В том числе
Теоретические часы
Практические часы
1.
Техника папье-маше
16
3
13
Графический пейзаж (зимний, на черном фоне белым)
2
1
1
Декоративное панно в стиле витражной росписи
Работа с солью
2
0,5
1,5
Витражная роспись по стеклу
2
0,5
1,5
Состаривание
2
0,5
1,5
Объемная картина
2
0,5
1,5
Ниткография. Нетканый гобелен
2
0,5
1,5
Скрапбукинг. Страничка из фотоальбома
2
0,5
1,5
Айрис Фолдинг. Открытка
2
1
1
Творческая работа
4
4
И т о г о:
34
8
27
Содержание учебных тем
1. Техника папье-маше (16ч)
Знакомство с историей возникновения техники «папье-маше», с инструментами и материалами необходимыми для выполнения данной техники. Правила организации рабочего места. Украшение готовых форм Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «папье-маше» и переноса бумажной массы на плоскость с использованием собственных эскизов . Изготовление из отдельных кусочков: внутреннее маширование. Перенос бумажной массы на плоскость Изготовление «картины» с помощью переноса бумажной массы на плоскость
Практическая работа: научиться работать в технике, использовать разные приёмы. Выполняем: стаканчик для карандашей, рамку для фотографии, вазу панно и скульптуру животного
Материал: Бумага- газета, бумаж .салфетки,, яичные лотки.. Клейстер-1 ст.воды на 0,5 муки. Акриловые краски, лак и т.д.
Графический пейзаж (2ч)
Рассматривание видов городов и сел разных стран, зимних сельских пейзажей, графических произведений известных авторов.
Практическая работа: выполнение эскиза, а далее и самого графического рисунка на тонированной бумаге.
Материалы: тонированная бумага, уголь, угольный карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер – по выбору.
Зрительный ряд: гравюры и рисунки Д.-Б. Пиранези, графика Ф. Мазереля, живопись А. Лентулова, рисунки Г. Гольца, графика Ле Корбюзье, рисунки А. Дюрера, Ж.-О. Энгра, И. Репина, В. Серова.
3.Декоративное панно в стиле витражной росписи (2ч)
Выделение особенностей витражного искусства, особенности работы, выразительные черты.
Практическая работа: выполнение композиции без конкретного изображения. Основные линии выполняются толстой шерстяной ниткой с ПВА импровизированно, далее получившиеся ячейки заполняются различными цветами.
Материалы: бумага, нитки, клей ПВА, акварель или гуашь.
Зрительный ряд: витражные композиции различных современных художников, витражи соборов и католических храмов.
4.Витражная роспись по стеклу (2ч)
Особенности витражной росписи по стеклу, знакомство с материалами.
Практическая работа: перенос на стекло рисунка с эскиза, нанесения контура, нанесения цвета, просушка.
5.Состаривание (2 ч)
Более подробное изучения различных техник, помогающих нанести на рисунок «отпечаток времени». Рассматривание состаренных и реальных картин.
Практическая работа: рисование иконописного образа восковыми мелками толстым слоем, без пробелов бумаги. Сминание и покрытие коричневой гуашью образованных трещинок на рисунке. Снятие слоя гуаши, просушка и разглаживание, покрытие лаком.
Зрительный ряд: иконы работы Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия.
6.Объемная картина (2ч)
Рассматривание объемных картин, выполненных в различных техниках. Работа над созданием объемной картины позволяет совершенствовать знания о плановости и способах ее передачи, композиции.
Практическая работа: нанесение четкого несложного линейного рисунка, разбор на этапы выполнения. Применение техники папье-маше (салфетки+клей ПВА), просушка. Работа в цвете с последующим покрытием лаком.
7.Ниткография. Нетканый гобелен (2)
История и применение гобелена. Особенности нетканого гобелена. Демонстрация образцов, выполненных в плоскостной технике. Нетканый гобелен не связан на прямую с процессом ткачества, а лишь имитирует его.
Практическая работа: выполнение четкого линейного рисунка на небольшом формате. По контурному рисунку цветка наклеивают чёрную шерстяную нить, а затем заполняют «окошки» цветными нитями в соответствии с эскизом.
8.Скрапбукинг. Страничка из фотоальбома (2ч)
Скрапбукинг - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, рисунков, записей и других мелочей.
Практическая работа: заготовка основы для страницы из плотной бумаги или картона. Изготовление скетча для страницы, выполнение его в цвете. Далее – работа по скетчу на странице: приклеивание фона, декорирование.
Зрительный ряд: фотоальбом в технике скрабукинга ручной работы.
9.Айрис Фолдинг. Открытка (2)
Техника айрис-фолдинг появилась в Голландии. «Радужное складывание» только кажется сложным, на самом деле, эта техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки.
Практическая работа: изготовление схемы для открытки, приклеивание декоративных элементов. Выполнение основы для открытки.
Зрительный ряд: открытки, выполненные в данной технике.
10.Творческая работа (5ч)
Творческая работа позволяет дать ребенку свободу в выборе своего личного творческого изделия, используя изученные техники в течение года. Ребенок самостоятельно выстраивает ход работы от эскиза к завершению изделия, учитель выступает только как советчик и помощник.
Практическая работа: выбор техники и самого изделия. Выполнение эскиза в цвете и в натуральную величину(если это необходимо). Изготовление.
Зрительный ряд: книги по рукоделию и творчеств
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Темы
Общее количество
занятий
Дата
Факт
1-2
3-4
5-6
7-8
9-12
13-16
Техника папье-маше. Вводное занятие
2
«Стаканчик для карандашей»
2
«Рамка для фото»
2
«Изготовление панно»
2
«Изготовление вазы»
4
«Изготовление фигуры животного»
4
17-19
Графический пейзаж (зимний, на черном фоне белым)
2
20-21
Декоративное панно в стиле витражной росписи
Работа с солью
2
22-23
Витражная роспись по стеклу
2
24-25
Состаривание
2
26-27
Объемная картина
2
28-29
Ниткография. Нетканый гобелен
2
30-31
Скрапбукинг. Страничка из фотоальбома
2
32
Айрис Фолдинг. Открытка
1
33-34
Творческая работа
2
Список литературы
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
Печатные пособия
Репродукции картин художников, энциклопедии, таблицы и технологические карты, предметные рисунки.
Технические средства обучения
оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон ) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
Экранно-звуковые пособия
Материалы на CD и DVD носителях.