Внеурочная деятельность. Проект.Свет родных берёз. Кружок Веселый карандаш
МКОУ «Кобыльская средняя общеобразовательная школа»
Курской области Глушковского района
Внеурочная деятельность
кружок «Веселый карандаш»
проект:
«Свет родных берёз»
Учитель начальных классов 1 категории: Скляр Т.М.
С. Кобылки
2016 год
Тема: «Свет родных берёз»
(рисование по памяти по представлению берёзы в разные времена года)
Планируемые результаты: Способствовать эстетическому восприятию весеннего пейзажа в действительности и в искусстве, содействовать эстетическому восприятию в действительности, развивать графические навыки и умения в передаче красоты реальной формы, способствовать формированию художественного вкуса; активизировать межпредметную связь урока изобразительного искусства с уроками чтения, внеклассного чтения, окружающего мира, русского языка. Воспитывать любовь к родине, к природе, гордость за свою страну.
Оборудование: У учителя – картина Рылова А.А. «Пейзаж с рекой», карточки со словами, рисунки с изображением берёзы в разное время года.
Призентация: берёза в разные времена года.
У учащихся – альбомный лист, краски, кисточки.
1. Сообщение темы:
- Ребята, чтобы узнать что мы будем рисовать сегодня, отгадайте загадку:
Зелена, а не куст.
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (берёза)
Да, тема нашего занятия так и называется «Свет родных берёз» (рисование по памяти по представлению берёзы в разные времена года)
2 Вступительная беседа.
Учитель. С чего начинается Родина.
Наверное с белых берёз.
С их царства сквозного молочного,
И с пухлых ребячьих грёз.
Берёза любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную её всегда сравнивали на Руси с красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Русскую берёзу запечатлел на своей картине Аркадий Александрович Рылов. Он изобразил излучину небольшой тихой речки.
-Что изобразил художник на переднем плане?
-А за рекой?
Да, художник изобразил молодой берёзовый лесок, который отражается в небольшой речушке. Глядя на эту изумрудную листву, кажется, что мы слышим песнь ветра в ветвях берёз.
-Какое небо?
-Почему луг желтеет?
(Это золотые россыпи одуванчиков украшают луг.)
-Какое время года изобразил художник на картине?
(Я думаю, что это весна, май месяц)
-Как бы вы назвали эту картину?
-Эта картина называется «Пейзаж с рекой» Перед картиной Рылова испытываешь особую радость. Так бывает, когда входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Эта удивительная картина рождает любовь к России, к Родине.
Уч-ки: Ты до того берёзонька красива!
И в полдень жаркий и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы.
Россия сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной,
Тонкой берёзкой качается,
В светлых дождях купается.
Учитель: Как называют берёзу на Руси?(берёзка, берёзонька)
Уч-ки: Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёзка кудрявая
Стоишь ты берёзонька
Посередь долинушки,
На тебе берёзонька
Листья зеленые,
Под тобой берёзонька
Трава шелковая.
Учитель: А сколько песен сложено о белоствольных красавицах. В старину вокруг берёзки девушки водили хороводы.
(Песня «Во поле берёза стояла»)
ФАЙЛ: Стела погибшим воинам
Учитель: Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. В России давно существует обычай: перед могилой погибшего воина сажать берёзу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.
Ученик: И у нас в селе возле стелы погибшим воинам стоят берёзки.
Учитель: Стоят три берёзки у вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.
Ученик: Берёза ласкает надгробные плиты
В дыхании ветра
Спите герои,
Спокойно спите.
И пусть над вами лавину событий
Бесшумно проносят века.
Учитель: Россия! Слово то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Дорогое как мама! Нежное как берёзка!
Красива берёзка в любое время года.
Призентация: Берёза в разные времена года.
Лето: Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (Р.Рождественский)
Осень: Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой. (И. Бунин)
Зима: Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром. (С. Есенин)
Весна: Как чуток ветки сон сторожкий:
Лучом пригретые едва,
Отдать дымок спешат сережки,
Пока спеленута листва. (Твардовский)
Улыбнулись сонные берёзки.
Растрепали шелковые косы. (С. Есенин)
3. Подготовка к рисованию.
-Как расположим лист?
- Как вы изобразите берёзку?
- С чего начнем рисовать?
(Определим где линия горизонта, высоту дерева, высоту и ширину кроны)
4. Рисование. (Звучит музыка «Три берёзки»)
5. Итог
Выставка работ.
Учитель: Молодые, тоненькие, прямые берёзки похожи на стройных с русыми косами светлооких девушек. Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Особенно весной.
Ученики: Опять о них кудрявых и белесых.
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
Мне не трудны твои нагрузки.
Я в поле рос, я чубом рус.
И я люблю тебя по- русски,
Моя берёзовая Русь.
Учитель: Где бы ни росла берёзка – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.
15