Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» (3 класс)
Календарно-тематическое планирование по курсу «Волшебный карандаш» в 3 классе
№ Тема занятия Деятельность обучающихся Дата
План Факт
Раздел 1. Введение в программу. (1 час)
1 Тема 1.
Правила техники безопасности в изостудии. Ознакомиться с техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Какие цвета можно увидеть в небе и на лугу? Как можно получить новые цвета? Какое небо вы видели на прогулке. Рисунок по впечатлению.
Раздел 2. Живопись. (8 часов)
2 Тема 1.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Изучить теплые, солнечные цвета в природе. Смешение желтого и красного цветов. Отождествление художника и волшебника в древние времена.
3,4 Тема 2,3.
Свойства красок.
Изучить собенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
5,6 Тема 4,5.
Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жѐсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звѐздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жѐлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок
7 Тема 6.
Праздник тѐплых и холодных цветов. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тѐплые и холодные. Особенности тѐплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тѐплых и холодных цветов.
8 Тема 7.
Серо-чѐрный мир красок. Изучить ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чѐрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
9 Тема 8.
Красочное настроение.
Изучить деление цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приѐмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чѐрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лѐгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении черной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Раздел 3. Рисунок. (7 часов)
10 Тема 1. Волшебная линия. Что в природе напоминает линии? Какими линиями можно нарисовать волны на воде, на песке на раковинах? Какой у этих линий характер?
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весѐлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
11 Тема 2.
Точка. Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лѐгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
12, 13 Тема 3,4.
Пятно.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
14, 15 Тема 5,6.
Форма. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
16 Тема 7.
Контраст форм.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Раздел 4. Декоративное рисование. (7 часов)
17, 18 Тема 1,2.
Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии: - одновременное рисование двумя руками сразу; - использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.
19 Тема 3.
Стилизация.
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 9-10 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
20, 21 Тема 4,5.
Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
22 Тема 6.
Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определѐнный интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо - превращения (растительные и геометрические орнаменты).
23 Тема 7.
Сказочная композиция. Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Раздел 5. Конструирование из бумаги. (6 часа)
24. 25 Тема 1,2.
Работа с рваной бумагой. Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.
26. 27 Тема 3,4.
Работа с мятой бумагой.
Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.
28, 29 Тема 5,6.
Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги). Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приѐмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
Раздел 6. Выразительные средства графических материалов. (4 часа)
30 Тема 1.
Цветные карандаши. Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
31 Тема 2.
Гелевые ручки, тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жѐстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.
32 Тема 3.
Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
33 Тема 4.
Пастель, уголь.
Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковиной и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Раздел 7. Итоговое занятие. (1 час)
34 Тема 1.
Итоговое занятие Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год