Внеурочная деятельность Волшебный карандаш
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 91 им. М.А.ШолоховаПервомайского района города Ростова-на-Дону
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №91 имени М.А. Шолохова
Первомайского района
города Ростова-на-Дону
________ М. П. ГлебездинаПриказ от №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность на тему «Волшебный карандаш»
Учебный год 2015-2016 учебный год
Класс 3 «Г»
Учитель Дикая Марина Анатольевна
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
Председатель МО ___________ Глебездина И.А. протокол № ____ от
Председатель МС ___________ Чекалдина Л.А. протокол № ____ от
Пояснительная записка
Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает внеурочную направленность освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа курса предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Место в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования внеурочная деятельность «Волшебный карандаш» изучается с 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет 138 часа, из них в 3 классе – 35 часов (1 час в неделю). Согласно действующему в МБОУ СОШ №91 учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 35 часов.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в таблично-схематической форме ниже.
Рабочая программа является индивидуальной для каждого учителя данного предмета, работающего в МБОУ СОШ №91 им. М. А. Шолохова Первомайского района города Ростова-на-Дону.
Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.
Цели и задачи реализации программы.
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Формы и методы работы:
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
осознание ответственности за выполненное художественное произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением); пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, находить ответы.
Содержание программы.
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Графика.
Теоретическая часть.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
Гравюра на картоне.
Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
основы графики;
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ.
Календарно-тематическое планирование
№ Дата Тема занятия
Кол-во часов Содержание
Основы художественной грамоты. 16 ч.
1 Вводное занятие. 1 Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.
2 Орнаментальная композиция. Организация плоскости. 1 Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг
3 Натюрморт из трёх предметов. 1 Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта.
4 Рисующий свет. 1 Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.
5 Холодные цвета. Стихия – вода. 1 Акварель. Рисование по методу ассоциаций.
6 Теплые цвета. Стихия- огонь 1 . Акварель. рисование по методу ассоциаций.
7. « Осенние листья». 1 Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.
8. Природная форма – лист. 1 Тоновая растяжка цвета, акварель.
9 Натюрморт. 1 Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.
10 «Дворец Снежной королевы». 1 Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.
11 Портрет мамы. 1 Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.
12 Портрет мамы. 1 Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.
13 «Цветы зимы». 1 Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.
14 «Здравствуй, праздник Новый год!» 1
Свободный выбор тем и материалов для исполнения.
15 «Здравствуй, праздник Новый год!» 1
Свободный выбор тем и материалов для исполнения.
16 «Прогулка по зимнему саду» 1 Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.
Графика. 8 ч.
17 Вводное занятие, введение в тему. 1 Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями.
18 «Листья и веточки». 1 Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.
19 «Осенние листья» 1 Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.
20 Натюрморт 1 Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.
21 «Село родное» 1 Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.
22 «Терема». 1 Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала
23 Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» 1 Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного
24 Открытка – поздравление «8 марта – мамин праздник» 1 . Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.
Техники изобразительного искусства.11ч.
25 «Мир вокруг нас» 1 Рисование с натуры. Гуашь.
Беседа о экологических проблемах окружающей среды.
26 «Мир вокруг нас» 1 Рисование с натуры. Гуашь.
Беседа о экологических проблемах окружающей среды.
27 Волшебные нитки. 1 Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити.
28 Кляксография. 1 Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки.
29 Выдувание. 1 Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок.
30 Пальчиковая живопись 1 Практическая работа. Работа выполняется пальцами
31 Рисование по теме: «Победа!» 1 Свободный выбор тем и материалов для исполнения
32 Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» 1 Свободный выбор тем и материалов для исполнения
33 «Мы рисуем бабочку». 1 Свободный выбор тем и материалов для исполнения
34 Рисование по теме: «Мечты о лете!» Свободный выбор тем и материалов для исполнения
35 Творческая аттестационная работа. 1 Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение итогов.
Список литературы.
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
19. Журнал «Начальная школа»
20. «Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября»
21. В.С. Кузин «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1-4 кл. «Дрофа».2004г.
22. В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г