КТП Внеурочная деятельность Волшебный карандаш 3 класс


Краснодарский край, муниципальное образование Белореченский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 станицы Рязанской
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
школы
от __________2015 года
протокол №____
Председатель ____________О.В.Дашко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Волшебный карандаш»
(общекультурное направление)
3 класс
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составители:
Учителя начальных классов
Вошева Ирина Николаевна
Убоженко Любовь Александровна
Программа разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1-4 классы/ под ред. О.М. Корчемлюк. -М.: Баласс,2013 ( Образовательная система «Школа 2100»)
2015 г.
Пояснительная записка
Влияние искусства на становление личности человека его развитие очень велико. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность поня1ь. различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.
Актуальность программы художественной студии «Волшебный карандаш» связана с тем, что в Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и в связи ограниченностью количества часов, отведенных в учебном плане на предметную область «Искусство» (ИЗО - 1 час), призвана создать условия для более полного и качественного формирования эмоционального и осознанного отношения к миру - важнейших линий развития личности ученика средствами изобразительного искусства. Формировать личность и эстетическ\ю культуру, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребёнке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности, реализуемые данной программой: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о I том, что узнал, увидел, пережил.
Новизна программы прослеживается в разработке и наполнении содержанием разделов и тем, адаптированных к младшему школьному возрасту, направленных на формирование эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления, воображения и эмоционального восприятия действительности.
Особенность программы заключена в способе введения детей в «большое искусство»: от простого к сложному, от конкретного к общему. Дети постепенно усваивают язык художника, начинают оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства. Программа ставит целью как можно проще расшифровывать смысл понятий. Это даёт возможность прочно заложить их в память детей, создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» детей в искусство
Программа имеет общекультурную направленность.
Введение программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что изобразительное искусство обогащает детей I впечатлениями, делает наблюдения более целенаправленными и глубокими, способствует развитию органов чувств, развивает умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, воспитывать стремление не только познать, но и изменить жизнь, сделать её более интересной, содержательной, красивой.
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Цель программы: создание условий для гармоничного развития личности младшего школьника посредством приобщения к изобразительной деятельности.
Авторы программы ставят своей целью реализацию следующих задач:
развивать нравственно-эстетические чувства, которые проявляются у детей сначала в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности;
развивать творческие качества личности, которые помогут ребёнку создавать новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для воплощения;
формировать художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству;
учить работать с цветом при выполнении живописных работ;
закладывать первоначальную основу формирования у детей ценных ориентаций (умение высказывать личностное отношение к кар тине, к изображённым на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отражённому на полотне или I наблюдаемому детьми в реальной жизни).
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-4-го классов. Продолжительность занятия во 3-м классе - 40 минут.
Основные разделы программы«Волшебный карандаш»
«Основные виды и жанры изобразительного искусства»

п/п Содержание Теорет.
часы Практ.
часы Всего
часов
1 Раздел 1. Виды изобразительного искусства - 4 4
2 Раздел 2. Творение рук человеческих - 7 7
3 Раздел 3. Жанры изобразительного искусства - 9 9
4 Раздел 4. Лицо времени - 3 3
5 Раздел 5. В голубом просторе. Пейзаж в русской живописи и графике 9 9
6 Раздел 6. Как рождаются музеи - 2 2
Итого - 34 34
Тематический план
№ п/п Тема занятия Дата
План Факт
Раздел 1. Виды изобразительного искусства 4 ч 1 Виды изобразительного искусства 04.09 2 Конструктивные виды искусства 11.09 3 Декоративные или декоративно-прикладные виды искусства 18.09 4 Изобразительные виды искусства 25.09 Раздел 2. Творение рук человеческих 7 ч 5 Скульптура 02.10 6 Графика 09.10 7 Пастель 16.10 8 Рисунок 23.10 9 Рисунок 30.10 10 Живопись 13.11 11 Живопись 20.11 Раздел 3. Жанры изобразительного искусства 9ч 12 Жанры в изобразительном искусстве 27.11 13 Натюрморт 04.12 14 Исторический жанр 11.12 15 Батальный жанр 18.12 16 Бытовой жанр 25.12 17 Анималистический жанр 15.01 18 Сатира, карикатура, шарж 22.01 19 Мастера иллюстраций 29.01 20 Сюжетные картинки 05.02 Раздел 4. Лицо времени 3 ч 21 Портрет 12.02 22 Мастера портретной живописи 19.02 23 Портрет в графике 26.02 Раздел 5 . В голубом просторе. Пейзаж в русской живописи и графике 9 ч 24 Пейзаж 04.03 25 Зимний пейзаж 11.03 26 Весенний пейзаж 18.03 27 Летний пейзаж 08.04 28 Осенний пейзаж 15.04 29 Городской пейзаж 22.04 30 Деревенский пейзаж 29.04 31 Романтический пейзаж 06.05 32 Пейзаж в графике 13.05 Раздел 6. Как рождаются музеи 2 ч 33 Крупнейшие картинные галереи и музеи мира 20.05 34 Крупнейшие картинные галереи и музеи мира 20.05 Всего 34 ч Содержание разделов программы
Раздел 1. Виды изобразительного искусства (4 ч)
Что такое изобразительное искусство? Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем надо уметь рисовать? Что значит понимать искусство? Кто создаёт произведения искусства?
Виды изобразительного искусства:
живопись монументальная и станковая (слайд);
графика станковая, прикладная (слайд);
гравюра (слайд);
скульптура (слайд);
искусство фотографии (слайд);
архитектура (слайд);
декоративно-прикладное искусство (слайд).
Искусства выразительной формы:архитектура и дизайн.
Художественный язык конструктивного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Архитектурные элементы зданий. Цвет в архитектуре и дизайне. Видеослайды. Зарисовки конкретых зданий. Конструирование зданий.
Самое древнее искусство - народное искусство. Значение ( юва «декор» (украшать). Материалы для создания предметов: глина, дерево, камень, ткань, кожа, металл и т.д.
Приёмы изготовления изделий:
резьба по дереву;
роспись по дереву;
резьба по кости;
миниатюрная живопись на папье-маше;
народная керамика;
кружевоплетение;
роспись по ткани;
вышивка;
художественная обработка металла.
Показ слайдов. Образный язык декоративно-прикладного искусства, художественные средства. Символическое значение цвета и элементов орнамента.
Цель изобразительных видов искусства - художественное познание и формирование образных представлений о мире. Основные видь: изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура (слайды). Темы произведений изобразительного искусства. Кто создаст произведения изобразительного искусства.
Раздел 2. Творение рук человеческих (7 ч)
Пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах. Работа выполняется в объёме, путём высекания, лепки, отливки. Скульптурные материалы: глина, гипс, дерево, металл, различные виды камня. Две разновидности скульптуры: объёмная трёхмерная (круговая) и рельеф. Объёмные изображения в скульптуре (слайды). Монументальная скульптура - памятники, монументы, мемориалы для улиц и площадей (слайды). Станковая скульптура - для украшения внутренних помещений (слайд). Декоративная скульптура - для украшения быта (предметы мелкой пластики).
Виды рельефа:
горельеф - высокий рельеф;
барельеф - низкий рельеф;
контррельеф - врезной рельеф.
Показ слайдов.
Графика - работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок. Специфика графики - линейные соотношения. Графические материалы: карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого древесного угля, фломастеры и разнообразные ручки, тушь и перо. В.А. Серов «Портрет К.С. Станиславского». Уголь. XX век. П.П. Рубенс. «Портрет сына». Сангина, уголь. XVI век. А.С. Богородская. «На выставке собак». Цветной карандаш. XX век. Практическая работа: штрихи и линии разной длины и толщины разными графическими материалами.
Что такое пастель. Из истории пастели. Методы работы пастелью. Три вида пастели: сухая, жирная и восковая. Художники- пастелицы. Информация о художниках и картинах. Эдгар Дега «Репетиция балета», «Голубые танцовщицы». И.И. Левитан «Хмурый день», «Букет васильков», «Луг на опушке леса». В. Брагинский «Туманное утро. Сентябрь». Практическая работа. Рисование пастелью изображения осеннего леса.
Рисунок - основа изобразительного творчества. Материалы для выполнения рисунка: карандаш, уголь, перо, ручка, кисть.
Виды рисунка:
набросок;
зарисовка;
технический рисунок;
учебный рисунок;
творческий рисунок.
Практическая работа. Создание графических зарисовок с натуры. Разные мелкие предметы или растения.
Живопись - создание художественных образов с помощью красок на плоскости. Живописные материалы: акварель, гуашь, темпера, масло. Художественные техники - способы работы тем или иным материалом. Живопись монументальная. Фрески, мозаика - основные техники монументальной живописи. Живопись станковая: полотно, которое создаётся на мольберте. Что такое композиция. Цветовые отношения. Цвета тёплые и холодные. Колорит произведения. Практическая работа. Создание композиции с использованием разных возможностей красок.
Раздел 3. Жанры изобразительного искусства (9 ч)
Что такое жанр. Жанры изобразительного искусства:
пейзаж;
натюрморт;
портрет;
анималистический жанр;
бытовой;
батальный;
сказочно-былинный;
исторический;
мифологический;
библейский
Жанр - то, что изображено. Содержание произведения - то, что хотел сказать художник. Что такое натюрморт. Время и место появления самостоятельного жанра натюрморта. Изображение предметов быта, орудий труда, фрукты в натюрморте. Натюрморт в графике. Информация о художниках и картинах - натюрмортах. К.Л. Коровин «Розы и фиалки». И.Т. Хруцкий «Цветы и ягоды». И.И. Левитан «Букет васильков».
Исторический жанр рассказывает об исторически важных моментах жизни общества. Показ слайдов. Информация о картинах.
С. Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле».
В.В. Верещагин «В мастерской художника».
Д. Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».
И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».
К. П. Брюллов « Последний день Помпеи ».
Игра «Найди героя по описанию». (Первая группа составляет описание героя картины, другая - называет и показывает картину.)
Баталисты - художники, работающие в батальном жанр*. Баталия. В.В. Верещагин «Нападают врасплох», «С оружием в руках - расстрелять». Картины Туркестанской серии. Картины Балканской серии.
М.И. Авилов «Поединок Пересвета с Кочубеем».
А.И. Иванов «Подвиг молодого киевлянина».
Отражение повседневной жизни людей, нрава и обычаев, трин ция того или иного этноса.
Л.Е. Архипов, П.П. Богданов-Бельский, Ф.С. Журавлев, К.Е. Маковский.
Г. Перов «Тройка», «Охотники на привале».
Дети в произведениях художников.
А.Веницианов «Знахарка», «Вот те и батькин обед».
Изображение животного как главного героя художественного произведения. Кто такой анималист. Информация о художниках. В.А. Серов, В. Ватагин, Л. Кукунов. Рисунки Е. Чарушина к свои и произведениям.
Что такое сатира в изобразительном искусстве. Сатирический рисунок. Что такое шарж. Что такое карикатура. Кукрыниксы: М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соко юн, Херлуф Бидструп.
Попробуй сделать дружеский шарж.
Кто такие иллюстраторы. Кто создаёт иллюстрации. Цель иллюстрации: помочь понять содержание книги, лучше представить героев, их внешность, характер, поступки, обстановку, в которой они живут. Художники-сказочники: И.Я. Билибин, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, Е.М. Рачев, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов. Рассматривание иллюстраций к книгам. Практическая работа. Рисование своей иллюстрации к любимой книге.
Реальность изображаемых событий. Сюжетные действия. Фигуры. Многофигурность композиции.
Б.М. Кустодиев «Ярмарка», «Масленица», «Деревенский праздник».
В.Г. Перов «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», «Тройка».
В.М. Васнецов «Книжная лавка».
Игра «Оживи картину». Игра «Найди героя по описанию».
Раздел 4. Лицо времени ( 3 ч)
Портрет - изображение человека на картине. Основная задача: передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность. Виды изобразительного искусства, в которых создаются портреты. Виды портретов. Фамильные портреты.
В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», масло, XVII век.
О.А. Кипренский «Портрет Е.В. Давыдова», масло, XIX век.
Г. Венецианов «Автопортрет», масло, XIX век.
Парадный портрет. Камерный портрет. Одиночный, групповой, погрудный, поясной, парный, в рост. Автопортрет. О чём может рассказать портрет. Детские портреты.
А. Тропинин «Портрет Арсения Тропинина».
В.А. Серов «Мики Морозов».
Сделай портретные зарисовки близких тебе людей - членов твоей семьи.
Великие портретисты прошлого. Информация о художниках и картинах.
Леонардо да Винчи «Джоконда».
Рембрандт «Портрет старушки».
В.И. Суриков «Смеющаяся девушка».
И.Н. Крамской «Неизвестная».
В.А. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина».
О.А. Кипренский «Кино и другие».
В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной».
В.А. Серов «Девочка с персиками», «Портрет актрисы М.Н. Ермоловой».
Создай портрет литературного героя.
Особенности рисунка в графике. Информация о художниках и картинах.
Рембрандт «Автопортрет».
В.А. Фаворский «Портрет Д.Н. Орлова».
О.А. Кипренский «Портрет Е.И. Чаплица».
Сделай графический автопортрет.
Раздел 5. В голубом просторе. Пейзаж в русской живописи и графике (9 ч)
Что такое пейзаж. Как появился пейзаж. Что включает пейзаж: водоёмы (море, река, озеро), фауну, людей, облака, дождь. Элементы маринисты.
И.К. Айвазовский «Певец моря».
Художники-пейзажисты:Ф.А. Алексеев, К.И. Горбатов,
М.К. Клодт, И.И. Левитан, А.К. Саврасов, И. Шишкин.
Зимний пейзаж. Информация о художниках и картинах. Просмотр слайдов.
А.К. Саврасов «Дворик. Зима».
К.А. Коровин «Зимой».
И.И. Шишкин «Зима».
А.К. Саврасов «Иней».
И.Э. Грабарь «Зима в живописи».
Васнецов «Зимнее утро».
Б.М. Кустодиев «Зимний пейзаж».
И.Э. Грабарь «Февральская лазурь».
И. Суриков « Зубовский бульвар зимой».
В.А. Серов «Зима в Абрамцево. Особняк».
Весенний пейзаж. Информация о художниках и картинах. Просмотр слайдов.
И.И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март».
А.К. Саврасов «Грачи прилетели».
А.Г. Венецианов «На пашне. Весна».
И.Э. Грабарь «Мартовский снег».
Летний пейзаж. Информация о художниках и картинах. Слайд-niov.
И. Куинджи «Степь в цвету».
И.И. Шишкин «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Заросший пруд у опушки леса».
И.И. Левитан «Тихая обитель», «Вечер. Золотой Плес».
М. Сидоров «Тихая моя родина».
А.К. Саврасов «Пейзаж реки с рыбаком».
Игра «Времена года» (соотнеси стихотворение и музыкальный отрывок с репродукцией пейзажа).
Осенний пейзаж. Информация о художниках и картинах. Слайд-шоу. И.Э. Грабарь «Осень», «Рябина и берёза».
И. Куинджи «Осенняя распутица».
Д. Поленов «Ранний снег», «Золотая осень».
М.В. Нестеров «Осенний пейзаж».
Левитановская осень: И.И. Левитан «Вечерний звон», «Осенний день в Сокольниках».
Городской пейзаж. Основоположник жанра - Ф.Я. Алексеев. Информация о картинах Ф.Я. Алексеева.
«Улица в Москве».
«Вид Казанского собора в Петербурге».
«Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости».
« Соборная площадь в Московском Кремле ».
«Москва. Вид от Лубянки на Владимирские ворота».
Филипп Кубарев «Такси. Одесский дворик».
В.Д. Поленов « Московский дворик ».
Городской пейзаж в графике: А.В. Кокорин «Улица Москвы».
Создание зарисовок реальных улиц своего города.
Деревенский пейзаж. Что можно изобразить на картине деревенского пейзажа. Показ слайдов.
К. Коровин «Ранняя весна», «Мостик у мельницы», «Вид посёлка», «Охотино. Сентябрь», «Двор», «Дворик».
Ф.А. Васильев «Оттепель», «Деревенскаяулица».
И.И. Левитан «Владимирка».
А. Серов «Октябрь. Домотканово».
Л.И. Куинджи «Забытая деревня».
Романтический пейзаж. Какие бывают романтические пейзажи. Что изображается на картине:
романтика моря и морской жизни;
бурная и грозная стихия;
картины подводного мира;
бескрайние просторы природы.
Мастер русского романтического пейзажа А.А. Рылов. Информация о художниках и картинах.
Ф. Щедрин, М.Н. Воробьёв, А. Мартынов, С. Галактионов, А.Г. Васнецов, И.К. Айвазовский «Девятый вал», «Чёрное море».
Пейзаж в графике. Зарисовки и наброски - виды пейзажной графики. Гравюра. Мастера-гравёры.
Рембрандт «Пейзаж».
И.И. Левитан «Пейзаж», набросок пером.
Ю.И. Пименов «Разлив», набросок пером.
В.А. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве», гравюра.
Ю.И. Пименов. Пейзажи. Наброски пером.
Выполнение графического пейзажа.
Раздел 6. Как рождаются музеи (2 ч)
Крупнейшие картинные галереи и музеи мира. Историческая справка о музеях и галереях.
Лувр (Париж, Франция).
Дрезденская картинная галерея (Дрезден, Германия). Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия). Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург, Россия). ГМПИ им. А.С. Пушкина (Москва, Россия).
Художники, работы которых можно увидеть. Викторина.
Литература
1.Андерсен, Г.Х. Сказки/ Г.Х. Андерсен.- М.: Детская литература,1979
2.Афанасьев,С.П. Триста творческих конкурсов/С.П. Афанасьев, С.В.Коморин-М.: АСТ-Пресс,2001
3.Библиотека зарубежных сказок. В 9 тр.-Мн.: Мал. пред. «Фридригер»,1993
4.Былевская,В.Н.Развитие творческих возможностей младшего школьника/В.Н.Былевская.-М.-СПб,2006
5.Русские народные сказки /Сост.А.Н.Афанасьев.-М.:Наука,1999г
6.Сказки о животных\ .Серия «Библиотека русской сказки».-М.: Издательство ООО «Станок-Пресс» ,2010
6.СоболеваО.В.Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст/О.В.Соболева.-М.: Баласс, 2010
7.Стрельцова ,Л.Е. Литература и фантазия/ Л.Е.Стрельцова.- М.: Терра,2004
8.Яковлева,В.И. Учить вдумчивому чтению» /В.И.Яковлева М.: Просвещение ,2003
9.Михалков ,С.Я.Сказки, песни, загадки /С.Я.Михалков. - М.: Детская литература,1988
10.Сборник русских народных сказок / Сост. В.П.Аникин,- Т.: Томское книжное издательство,1999