Презентация занятия по внеурочной деятельности на тему Где появились куклы, русский сувенир, история глиняной игрушки


Занятие по внеурочной деятельности факультатива «Хочу всё знать»Тема:«Где появились куклы, русский сувенир, история глиняной игрушки» Цели: - познакомить с историей развития куклы, Матрёшки, глиняной игрушки;- развивать память, внимание, общий кругозор; - воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру. Планируемые результаты: Личностные УУД: овладение начальными сведениями о происхождении и назначении кукол, глиняных игрушек; формирование позитивного отношения к культуре, труду, знаниям; Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: предвосхищать результат, адекватно воспринимать предложения учителя, товарища по исправлению ошибок; Коммуникативные УУД:предлагать помощь, формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные УУД:выделять познавательную цель, осознанно строить речевое высказывание. 1. Оргмомент2. Формулировка темы и целей: посмотрите на слайд и скажите о чём мы сегодня будем говорить? Что будем делать? 3. Знакомство с новым материалом. Презентацияа)Где появились куклы? 1.Куклу -можно обнаружить у первобытных людей, в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима, также а Африке, Японии;2. Первые куклы были придуманы детьми и делались из обычных палок и камней;3. Самая древняя из найденных кукол сделана из мамонтовой кости с подвижными костями (35 тысяч лет назад – чешское захоронение «Брно-2); Б) Религия и куклыКуклы часто связывали с верованиями, религией;Изготавливали кукол – идолов, которым поклонялись, их считали божествами;В Риме клали кукол при захоронении ( императрица Мария, супруга императора Гонориуса ( 4-5 в. н.э.));в Африке используются в ритуальных, магических целях куклы – Вуду ( в основном для того, чтобы наносить вред кому – то), а не как игрушки; в Японии куклы были как бы «козлом отпущения», использовали для отвращения дьявола от детей;Славянские народы делали так называемые куклы – мотанки из кусочков ткани и верили, что эта кукла оберегает их дом от нечистой силы – это были куклы - берегини. В) Из чего делали куклу?В древние времена кукол делали из камня, глины, дерева, сухой травы, плели из соломы, мотали из кусочков ткани. С развитием научно-технического прогресса куклы тоже стали более современными, красивыми и модными. Г) Куклы сегодняСегодня изготавливают куклы на фабриках и заводах;У кукол много функций, они могут разговаривать, ходить и даже плакать;Особо ценятся куклы ручной работы;Куклами-марионетками в кукольном театре теперь может управлять даже один человек;В Японии существуют деревянные куклы, похожи на наших матрёшек и в традиционном японском стиле;Особой популярностью пользуются американские куклы – Барби. Д) Русский сувенирВсе, кто приезжает в Россию, непременно увозит домой русский сувенир - матрёшку.Это деревянная кукла, внутри полая, открываешь большую матрёшку, а внутри ещё одна, и ещё..Эта игрушка очень полезна для малыше – развивает мышление, логику, координацию движений и художественный вкус;Существует огромное количество магазинов, где можно приобрести самых разнообразных матрёшек. Е) Создание МатрёшкиПоявилась кукла по имени Матрёшка в 20 веке (1898-1900гг);Изготовил её мастер резьбы по дереву Василий Звёздочкин в Москве, в мастерской Анатолия Мамонтова «Детское воспитание»;Одёжки для этих кукол копировались по моделям музеев и из старинных книг;Кукла получила одобрение Александра III;1900г. –Матрёшка получила бронзовую медаль на Парижской выставке Ж) История глиняной игрушки 1. В древности изготавливали глиняные топорики, погремушки(6 – 8 в. н. э.; 2. В 10 – 12в. н. э. – это были уже свистульки( коньки, баранчики, птицы). При помощи свиста отгоняли злых духов;3. В 14-16 в.в. в найденных археологами игрушках уже есть черты народного творчества- преувеличены.4. В 16-18 веках игрушки обжигали и расписывали. Это были уже не просто предметы быта или религиозного назначения, выполненные индивидуально, а произведения, которые показывали, что развилась народная пластика. З) Изготовление глиняной игрушки - народное творчествоИзотовлением глиняных игрушек занимались зимой. В свободное от полевых работ время;Делали игрушки для продажи на весенних ярмарках;В игрушке передается представление о жизни, труде, красоте. Это проявление культуры. и) промыслы: Абашевская глиняная игрушка – одна из самых старых.Особенности: глаза – дырочки, удлинённые шеи животных, рога – как короны, у женщины дворянского происхождения – тонкая талия. Знаменитый абашевский мастер – Т. Н. Зоткин. Каргопольская глиняная игрушка – это произведения потомственного гончара И. В. Дружинина из села Гринево Каргопольского уезда и других жителей. Особенности: женщины и мужчины, возвращающиеся с ярмарки, животные наделены человеческими чертами характера, безликие и страшные полулюди - полузвери. Дымковская глиняная игрушка - самая многочисленная. Производство возникло за рекой Вятка, близ города Хлынова в слободе Дымково. Знаменитые мастера - А.А. Мезрина, Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина. Продавались на празднике «Свистопляске» на ярмарке. Роспись нарядная и декоративная, много кругов, несёт положительные эмоции. Пластика обладает скульптурной законченностью. Филимоновская глиняная игрушка - изтавливали в деревне Филимоново тульской Губернии. Знаменитые мастерицы - А.Г. Карпова, А.Ф. Масленникова, А.И. Карпова, Д.И. Лукьянова, А.И. Дербенева. Особенности: увеличенные размеры, полосатая раскраска, фантастические животные, барыни и офицеры. Все фигурки – свистульки. В России Существует много промыслов глиняной игрушки: тульский, вырковский, курский, скопинский, орловский, ковровский, перовский, опошнянский, калужский, владимирский. Названия промыслов происходят от названий деревень или городов, в которых эти промыслы расположены. Разнообразная коллекция глиняной игрушки представлена в Русском музее в Санкт – Петербурге. 4. Индивидуальная работа. При изготовлении помощь учителя или товарища. Изготовление славянской куклы – берегини.1.Приготовить одинаковые по размеру лоскуты старой ткани( квадраты – по 20см), вату и нитки.2. Кладём на середину лоскута комочек ваты, закрываем и завязываем красными нитками по часовой стрелке нечётное количество раз – это голова. Кукла – берегиня безликая, поэтому лицо не делаем 3. Делаем грудь: раскладываем на столе два одинаковых квадрата ткани и помещаем в центр каждого из них кусочек ваты. Формируем два шарика и туго перевязываем их. Размер каждого из них должен быть немного меньше головы. Прикрепляем оба шарика к туловищу. 4. Теперь нужно одеть куклу. Кладем на лицо обрезок ткани для фартука, затем – лоскут для юбки. Ткань нужно укладывать лицевой стороной к туловищу куклы. Оборачиваем тело оберега обрезком ткани для юбки, концы лоскутка накладываем друг на друга. Перевязываем всю конструкцию нитью и выворачиваем одежду куклы. Зазоров между юбочкой и грудью быть не должно, ткань должна лежать ровно и аккуратно.; 5. Итог. Рефлексия-Выставка и анализ учениками творческих работ- Что запомнили? Выберите фразу:- Мне занятие понравилось, особенно…- Мне занятие не очень понравилось, потому что….- Я не доволен своей работой, потому что…. Спасибо за внимание!