Урок ИЗО 3 класс Твои игрушки
Календарно – тематический план
3 класс 1 четверть
Темы, входящие в раздел Основное содержание темы Виды деятельности на уровне учебных действий Личностные
результаты Метапредметные
результаты Предметные
результаты Ресурсы урока
Твои игрушки. Выполнение эскиза народной глиняной игрушки Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
В 1 четверти внимание детей обращается не только на красоту природы, но и на красоту предметов, на красоту рукотворную, которая окружает нас в быту, в нашем доме, на улицах нашего города, в театрах, в музеях.
Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.
Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов.
Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета.
Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. Личностные:
- формирование социальной роли ученика;
- формирование положительного отношения к учению;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека
развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества.
формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;
Регулятивные:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
донести свою позицию до собеседника;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
учиться планировать работу в группе;
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами Предметные:
Конструирование и лепка.
Рисование с натуры и представлению
Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент
Конструирование из цветной и белой бумаги
Конструктивное строение: объемное изображение фигур
Выполнение эскизов.
Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).Декоративно-прикладное рисование.
Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. /[ Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М.Неменского. – 8-е изд. - М : Просвещение, 2013.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Е. И. Коротеевой «Изобразительное искусство. Искусство и ты», под редакцией Б. М. Неменского для третьего класса начальной школы.// М : Просвещение, 2013.
Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины. Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. Мамин платок Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка « Платок для своей мамы» Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета, штампа. Иллюстрация твоей книжки.
Иллюстрирование русских народных потешек. Поздравительная открытка, декоративная закладка
(эскиз) Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме. Предмет: изобразительное искусство
Класс: 3
Автор УМК: Б.М. НеменскийТема урока: «Твои игрушки»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: развитие навыков творческого мышления обучающихся в процессе ознакомления с произведениями народных промыслов России.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой темы, повышать мотивацию обучающихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с народными промыслами России, воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры, чувства сопричастности к культуре своего народа.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Предметные:
иметь представление о народных промыслах - глиняная Дымковская игрушка и Филимоновская игрушка;
уметь видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках в плоскостных и объёмных работах;
уметь выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской и филимоновской росписи;
умение выполнять роспись в технике мазкового письма, печаткой-тычком.
Методы обучения:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По характеру познавательной деятельности: частично - поисковый, информационно-творческий, практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: практическая работа.
Средства обучения:
УМК Искусство вокруг нас: Учебник по изобразительному искусству для 3 класса под ред. Б.М. НеменскогоПрезентация урока;
ОМС модули И – типа и П – типа;
Компьютер и мультимедийный проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке: дымковская игрушка, филимоновская игрушка, декор, орнамент, народный промысел, художественный образ.Технологическая карта урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся (УУД)
познавательные коммуникативные регулятивные
Осуществляемые действия Формируемые способы действия Осуществляемые действия Формируемые способы действия Осуществляемые действия Формируемые способы действия
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационно-мотивационный этап (1 мин.)
В кабинете оформлена выставка дымковских и филимоновских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения народных игрушек. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель».
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, всё ли у нас готово к уроку?
(демонстрация презентации)
Учитель: С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего сделаны? Где?
(ответы детей)
Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме. Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов. Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме Планирование учебного сотрудничества Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу Волевая
саморегуляция
II. Этап подготовки обучающихся к сознательному усвоению нового материала (4 мин.)
Цели и задачи:
для учителя – познакомить обучающихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;
для обучающихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.Беседа с обучающимися сопровождается демонстрацией презентации.
Учитель: А вот игрушки, которые изображены на этих рисунках все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Какие глиняные игрушки вы знаете?
(ответы детей)
Учитель: Происхождение и история народной глиняной игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О глиняных народных игрушках). А что в конце урока у нас должно получиться? (Эскиз народной глиняной игрушки).
Учитель: Ребята! Посмотрите, какие игрушки есть у нас на выставке в классе? Они чем отличаются друг от друга? Давайте узнаем о них побольше. Первое наше знакомство с Дымковской игрушкой. Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.
Учитель: Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково). С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
Драматургическая завязка урока.
Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские? Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте.
(демонстрация видеофрагмента из ОМС модуля «Глиняные игрушки. Дымковская игрушка»)Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме. Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов. Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме Планирование учебного сотрудничества Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу Волевая
саморегуляция
III. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений) (8 мин.)
Цели и задачи:
для учителя – научить учеников особенностям дымковской и филимоновской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;
для обучающихся – познакомиться с традиционными видами росписи, материалами, научиться эскизированию и простейшей геометрической композиции, кистевому мазковому письму по плоскости и объемной модели.
Учитель: Почему Дымковская игрушка получила такое название?
Учитель: Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке) Учитель: Кого изображает мастер? Что делает игрушку красивой? Какие краски использует? Во что одевает героев?
Учитель: Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
Обратите внимание на точки: между кольцами; на кольцах; по краю колец.
Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
Демонстрация на доске и в презентации узоров дымковских игрушек
Дети выполняют упражнения по росписи (на бумаге); выработка навыков росписи; составление композиции из различных элементов.
Учитель: У нас на уроке есть еще одна игрушка. Чем она отличается от Дымковской? (Формой, узором, цветом) Как она называется? Инее тоже есть своя история. Давайте ее послушаем.
(демонстрация видеофрагмента из ОМС модуля «Глиняные игрушки. Филимоновская игрушка»)
Учитель: Почему Филимоновская игрушка получила такое название?
Учитель: Какая характерная отличительная особенность у Филимоновской игрушки?
(Игрушки почти всегда со свистом - свистульки. Силуэт легкий, устремленный ввысь. Любимые ее цвета – интенсивный красный и малиновый) Учитель: Кого изображает мастер? Что делает игрушку красивой? Какие краски использует? Во что одевает героев?
Учитель: Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Точки, линии, круги, полоски;
Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, красный (малиновый), зеленый, иногда темно-синий.
Видите, как в узорах расположены элементы относительно друг друга:
горизонтально;
вертикально;
с наклоном.
Обратите внимание на цветовое сочетание в узорах (3 цвета).
Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полоски.
Демонстрация на доске и в презентации узоров филимоновских игрушек
Дети выполняют упражнения по росписи (на бумаге); выработка навыков росписи; составление композиции из различных элементов.
Учитель: Чем отличаются дымковские и филимоновские игрушки? Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского и Филимоновского народного промысла. Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели (макету).
Принцип: выполнил упражнение – подними над головой – покажи! Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально (через главных художников, в сравнении и обсуждении).
Демонстрируют геометрические элементы из опорных карточек;
Демонстрируют цветные карточки из наборов; Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец. «Главные художники» помогают -коррекционно, исправляют, дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора. Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.
IV. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного (7 мин.)
Цели и задачи:
для учителя – научить обучающихся основным приемам кистевого письма в традициях промыслов дымковской и филимоновской игрушек;
для обучающихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские и филимоновские элементы.
Упражнение на закрепление изученного материала
Игра «Найди свою игрушку», «Раскрась игрушку» (с использованием ОМС модулей П - типа).
Учитель: Перед вами три игрушки. Определите, где филимоновская игрушка, а где дымковская. Третья игрушка нам еще не известна. Это каргопольская игрушка. А теперь давайте раскрасим одну из них предложенными вариантами узоров (дети выполняют задание с использованием компьютера)
Игра «Дорисуй юбку».
Учитель: Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской и филимоновской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение на доске «Дорисуй юбку»). Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости и макете Умение использовать в дымковской и филимоновской росписи традиционные мотивы и символические элементы. Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:
а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;
б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных приемов и упражнений Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах,
- регулятивная деятельность экспертов - «главных художников». Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы, исправлять ошибки.
Игра «Найди свой узор».
Цели и задачи:
для учителя – организация командной(групповой) игры для мотивации и закрепления образа,
для обучающихся – организованное самоуправление и развитие коллективного творчества по конкретной теме.
Учитель: А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).
Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант экспертам в подгруппах.
Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции. Организуют самоуправление, озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.
Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме. Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи. Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу
Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.
Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек)
Учитель: Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат шаблоны дымковских и филимоновских игрушек из бумаги. Вам необходимо их расписать. Всё ли нам известно для того, чтобы выполнить роспись игрушки? Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? ( Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи) Обратите внимание, как по-разному выполняются узоры в дымковской и филимоновской игрушках.Учитель: Давайте проверим себя: можете ли вы выполнить работу и все ли вам понятно. У вас на столе два смайлика желтый (веселый) и зеленый (грустный). Поднимите желтый, если вам все понятно и вы можете выполнить задание. Поднимите зеленый, если вам совсем не понятно и задание выполнить вы не сможете.
(С детьми, испытывающими трудности ведется индивидуальная работа) Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи глиняных игрушек и бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора. Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора. В парах и группах (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту – «главному художнику» Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов. Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта. Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона.
V. Применение освоенного в практической деятельности (20 мин.)
Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по готовому шаблону бумажной модели (барышня, петушок, барашек и т.п.).
Цели и задачи:
для учителя – помощь обучающимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;
для обучающихся – выполнение творческих композиций по шаблону с соблюдением традиционных технологий.
Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует у дачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.
Анализируют оригинальные произведения с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности. Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской и Филимоновской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком. Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их. Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве: от первичного подмалевка – до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме. Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.
VI. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока) (5 мин)
Цели и задачи:
для учителя – обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, оценка и домашнее задание;
для обучающихся – самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Ступеньки творчества».
Выставка и оценивание работ. Игра «Ступеньки творчества».
Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ обучающихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Обучающиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе. Работы учителем оцениваются по следующим критериям:
правильность выбора цвета;
правильность рисования элементов;
композиция;
аккуратность выполнения.
Анализ деятельности, игра «Ступеньки творчества», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки. Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложенного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном. Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки. Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения подобных ошибок.
Инструктаж о выполнении домашнего задания.
Обучающимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек используя ОМС - модуль «Глиняные игрушки» и проверить себя с помощью контрольного модуля.
Сценарный план урока
Тема урока: «Твои игрушки»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: развитие навыков творческого мышления обучающихся в процессе ознакомления с произведениями народных промыслов России.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой темы, повышать мотивацию обучающихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с народными промыслами России, воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры, чувства сопричастности к культуре своего народа.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Предметные:
иметь представление о народных промыслах - глиняная Дымковская игрушка и Филимоновская игрушка;
уметь видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках в плоскостных и объёмных работах;
уметь выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской и филимоновской росписи;
умение выполнять роспись в технике мазкового письма, печаткой-тычком.
Оборудование:
Для учителя:
оригинальные образцы дымковской и филимоновской игрушки, выполненные мастерами промысла;
модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);
цветные иллюстрации с изображением народных игрушек, открытки;
таблицы с элементами узоров дымковской и филимоновской росписи;
образцы рисунков-упражнений - “Дорисуй юбку”;
игра «Найди свой узор»;
мультимедийная презентация;
ОМС- модули ФЦИОР (федерального центра информационных образовательных ресурсов)
Для обучающихся:
рисунки, иллюстрации с изображением дымковских и филимоновских игрушек
таблицы с элементами узоров дымковской и филимоновской росписи;
раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй юбку” с дополнительными карточками;
шаблон игрушки на каждого ребёнка;
печатки-тычки различного диаметра;
краски гуашевые;
палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.
Музыкальный ряд:
вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
Песня «Дымковская карусель»;
Песня «Чем знаменито Дымково? (слова В. Фафанова)»
Использование музыки на уроке проходит в следующей последовательности: песенные мелодии звучат со сменой ритма и громкости как сопровождение слова учителя в драматургической завязке, а мелодии фольклорного характера звучат негромко фоном во время самостоятельной практической работы обучающихся.
Литературный ряд:
Стихи о дымковской и филимоновской игрушке;
Кроссворд «Народные промыслы» (дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы).
ПЛАН УРОКА
I. Организационно-мотивационный этап
II. Этап подготовки обучающихся к сознательному усвоению нового материала
Прослушивание песни «Дымковская карусель». Подведение к цели урока.
III. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений)
Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки и Филимоновской игрушки (в сравнении) (мультимедийная презентация, ОМС модули И - типа).
IV. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного.
Упражнение на закрепление изученного материала
Игра «Найди свою игрушку», «Раскрась игрушку», «Дорисуй юбку». (с использованием ОМС модулей П - типа).
Физминутка.
Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).
V. Применение освоенного в практической деятельности.Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по готовому шаблону бумажной модели (барышня, петушок, барашек и т.п.).
VI. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)
Выставка и оценивание работ. Игра «Ступеньки творчества».
Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ обучающихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Обучающиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе.
Инструктаж о выполнении домашнего задания.
ХОД УРОКА
I. Организационно-мотивационный этап
В кабинете оформлена выставка дымковских и филимоновских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения народных игрушек. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель».
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, всё ли у нас готово к уроку?
(демонстрация презентации)
Учитель: С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего сделаны? Где?
(ответы детей)
II. Этап подготовки обучающихся к сознательному усвоению нового материала
Цели и задачи:
для учителя – познакомить обучающихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;
для обучающихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.Беседа с обучающимися сопровождается демонстрацией презентации.
Учитель: А вот игрушки, которые изображены на этих рисунках все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Какие глиняные игрушки вы знаете?
(ответы детей)
Учитель: Происхождение и история народной глиняной игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О глиняных народных игрушках). А что в конце урока у нас должно получиться? (Эскиз народной глиняной игрушки).
Учитель: Ребята! Посмотрите, какие игрушки есть у нас на выставке в классе? Они чем отличаются друг от друга? Давайте узнаем о них побольше. Первое наше знакомство с Дымковской игрушкой. Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.
Учитель: Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково). С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
Драматургическая завязка урока.
Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские? Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте.
(демонстрация видеофрагмента из ОМС модуля «Глиняные игрушки. Дымковская игрушка»)III. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений)
Цели и задачи:
для учителя – научить учеников особенностям дымковской и филимоновской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;
для обучающихся – познакомиться с традиционными видами росписи, материалами, научиться эскизированию и простейшей геометрической композиции, кистевому мазковому письму по плоскости и объемной модели.
Учитель: Почему Дымковская игрушка получила такое название?
Учитель: Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке) Учитель: Кого изображает мастер? Что делает игрушку красивой? Какие краски использует? Во что одевает героев?
Учитель: Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
Обратите внимание на точки: между кольцами; на кольцах; по краю колец.
Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
Демонстрация на доске и в презентации узоров дымковских игрушек
Дети выполняют упражнения по росписи (на бумаге); выработка навыков росписи; составление композиции из различных элементов.
Учитель: У нас на уроке есть еще одна игрушка. Чем она отличается от Дымковской? (Формой, узором, цветом) Как она называется? Инее тоже есть своя история. Давайте ее послушаем.
(демонстрация видеофрагмента из ОМС модуля «Глиняные игрушки. Филимоновская игрушка»)
Учитель: Почему Филимоновская игрушка получила такое название?
Учитель: Какая характерная отличительная особенность у Филимоновской игрушки?
(Игрушки почти всегда со свистом - свистульки. Силуэт легкий, устремленный ввысь. Любимые ее цвета – интенсивный красный и малиновый) Учитель: Кого изображает мастер? Что делает игрушку красивой? Какие краски использует? Во что одевает героев?
Учитель: Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Точки, линии, круги, полоски;
Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, красный (малиновый), зеленый, иногда темно-синий.
Видите, как в узорах расположены элементы относительно друг друга:
горизонтально;
вертикально;
с наклоном.
Обратите внимание на цветовое сочетание в узорах (3 цвета).
Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полоски.
Демонстрация на доске и в презентации узоров филимоновских игрушек
Дети выполняют упражнения по росписи (на бумаге); выработка навыков росписи; составление композиции из различных элементов.
Учитель: Чем отличаются дымковские и филимоновские игрушки?
IV. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного.
Цели и задачи:
для учителя – научить обучающихся основным приемам кистевого письма в традициях промыслов дымковской и филимоновской игрушек;
для обучающихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские и филимоновские элементы.
Упражнение на закрепление изученного материала
Игра «Найди свою игрушку», «Раскрась игрушку» (с использованием ОМС модулей П - типа).
Учитель: Перед вами три игрушки. Определите, где филимоновская игрушка, а где дымковская. Третья игрушка нам еще не известна. Это каргопольская игрушка. А теперь давайте раскрасим одну из них предложенными вариантами узоров (дети выполняют задание с использованием компьютера)
Игра «Дорисуй юбку».
Учитель: Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской и филимоновской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение на доске «Дорисуй юбку»).
Игра «Найди свой узор».
Цели и задачи:
для учителя – организация командной(групповой) игры для мотивации и закрепления образа,
для обучающихся – организованное самоуправление и развитие коллективного творчества по конкретной теме.
Учитель: А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).
Физминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).
Учитель: Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат шаблоны дымковских и филимоновских игрушек из бумаги. Вам необходимо их расписать. Всё ли нам известно для того, чтобы выполнить роспись игрушки? Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? ( Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи) Обратите внимание, как по-разному выполняются узоры в дымковской и филимоновской игрушках.Учитель: Давайте проверим себя: можете ли вы выполнить работу и все ли вам понятно. У вас на столе два смайлика желтый (веселый) и зеленый (грустный). Поднимите желтый, если вам все понятно и вы можете выполнить задание. Поднимите зеленый, если вам совсем не понятно и задание выполнить вы не сможете.
(С детьми, испытывающими трудности ведется индивидуальная работа)
V. Применение освоенного в практической деятельности.Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по готовому шаблону бумажной модели (барышня, петушок, барашек и т.п.).
Цели и задачи:
для учителя – помощь обучающимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; для обучающихся – выполнение творческих композиций по шаблону с соблюдением традиционных технологий.
VΙ. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)
Цели и задачи:
для учителя – обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, оценка и домашнее задание;
для обучающихся – самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Ступеньки творчества».
Выставка и оценивание работ. Игра «Ступеньки творчества».
Учитель: Ребята, перед вами расположены «Ступеньки творчества».
Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вам не нравится ваша игрушка, как вы ее расписали, то ставите игрушку на низкую ступень. Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на вторую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень.
Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ обучающихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Обучающиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе. Работы учителем оцениваются по следующим критериям:
правильность выбора цвета;
правильность рисования элементов;
композиция;
аккуратность выполнения.
Учитель: Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской и филимоновской игрушки!
Инструктаж о выполнении домашнего задания.
А вы знаете, что мы познакомились только с двумя промыслами с народной глиняной игрушки. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.
Учитель: Дома вы можете посмотрите остальные две истории о народных глиняных игрушках (ОМС-модуль «Глиняные игрушки») и проверить себя с помощью контрольного модуля.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.
СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.
Приложение
2726055682625-727710280035Таблицы: элементы дымковской росписи
Элементы филимоновской росписи
Шаблоны
-41910530860 249555788035
-41910264160 411480692150