Народные промыслы родного края в детском саду


Открытое занятие в детском саду «Ромашка» на тему:
«Народные промыслы родного края в детском саду»Ход.
(под русскую народную мелодию, дети с воспитателем входят в зал,
украшенный предметами народно-прикладного искусства).
Воспитатель:
-Дети! Сегодня мы с вами пришли на выставку, где представлены изделия народных мастеров.
-Это глиняные и деревянные игрушки, посуда.
-многие предметы и игрушки рам знакомы (воспитатель берет в руки доску, расписанную Городецкой росписью)
-Ребята, какой росписью расписаны доски? (Городецкой)
-Правильно. Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями. Все это создает светлое настроение. Узоры светятся разными оттенками, голубого и розового, фиолетово - красного и оранжевого цветов.
Важная часть Городецкой росписи - умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.
Городец смущается
Красота всем нравится.
Краски лета, осени
И весенней просини.
Воспитатель:
-А вот, ребята посмотрите и расписные ложки.
-А они какой росписью расписаны?
-Хохломской.
Воспитатель:
-Правильно. Хохломской росписью расписывают не только ложки, но и деревянные миски, вазы, солонки.
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное.
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Мальчики играют под русскую народную мелодию.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите здесь и матрешки. Все они разные, но похожие друг на друга, все в пестрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощекие, с лукавинкой в глазах.
Открываем матрешку, а там внутри такая красавица, только поменьше, открываем еще, а там и того меньше, и так далее.
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Их матрешками зовут.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Все правильно назвали. А теперь обратите внимание на эти игрушки. Они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны?
-Дымковской

Воспитатель:
-Ласково и нежно называют эту игрушку - дымка. Если посмотреть на узор: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки...Зато краски яркие - малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Каждый цвет соперничает с другим. И поэтому, пестро, весело от такого хоровода красок!
-Посмотрите, здесь и «водоноска», и «козлик», послушайте стихотворение
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Воспитатель:
-А сейчас, ребята, я вам хочу рассказать не сказку, а быль, послушайте.
Воспитатель:
-В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, веселые, да красивые мастера.
Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им свое мастерство показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить они из нее посуду разную. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице дворника, который метелкой улицы метет, да вылепил его. И расписал его мастер разными узорами. Третий мастер подивился красоте такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Воспитатель:
-Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством все радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были.
Воспитатель:
-Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее, вот и решили они перенести сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска...а какая нарядная и праздничная полечилась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали они ее называть «нежно-глубое чудо».
Синее, на белом,
Тонкий контур цветов
Видим мы на узорах
Наших веселых лугов.
Темно-синее чудо,
Соловьиная трель.
Всем ты в душу запала
Наша русская гжель.
Мыла гжельскую посуду
Разлетелись брызги всюду,
брызги вытру - не беда
Ох, посуда хороша!
Мы пропели вам частушки
Xорошо ли? Плохо ли?
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали!

В зал входит бабушка-сказатель
Бабушка: Здравствуйте, ребятушки! я очень спешила к вам на выставку. Пришла я к вам издалека. А зовут меня бабушкой сказательницей, да ключей хранительницей.
Воспитатель: - каких ключей?
Бабушка: ключей непростых, от волшебного сундука. В нем сказки, да небылицы живут.
Воспитатель: бабушка, расскажи нам сказку из своего сундука.
Бабушка. Ладно, усаживайтесь поудобнее. Только расскажу вам не сказку, а легенду, ну слушайте.
Рассказывание легенды о чувашской девушке вышивальщице.
Воспитатель: не зря, краем ста тысяч песен и вышивок называют Чувашию. Чувашский народ с давних времен славится своими вышивальщицами, мастерами шитья серебром и бисером, узорного ткачества, резчиками по дереву, искусными лозоплетельщиками, мастерами музыкальных инструментов, гончарами. От волшебной красоты этих вещей, а особенной вышитых, трудно глаз отвести. Сказочные на них узоры, загадочные рисунки.
1.что вы чувствуете, когда смотрите на эти красивые вещи?
2.какое настроение вызывают они у вас?
3.что вам хочется делать, когда смотрите на эти чудесные по красоте
вещи?
Да так и хочется смотреть на них. Эти вещи радуют своей красотой, Ощущение праздничности оставляют вышивки и тканные изделия.