План-конспект урока по изобразительному искусству на тему:Пропорции человека.
6 класса 7 группы класс.
Вид занятий: рисунок.
Тема урока: Пропорции человека
Цель урока: Выполнение набросков фигуры в полный рост.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить приемы работы с карандашом. Обучить понятиям – пропорции, единица измерения, осевая линия. Повторить понятия-компоновка, метод визирования и научить применять ее в рисунке. Обучить умению анализировать работы.
Развивающие:
Развитие глазомера , чувства композиции. Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету. Воспитание терпимого отношения друг к другу и уважения к чужому мнению.
Форма организации: индивидуальная
Оборудование:
Для учителя: динамическая таблица, компьютер, презентация по теме, примеры работ, карандаш, бумага, ластик.Для учителя: краски, кисти, бумага, карандаш, ластик, палитра.
1.Организационная часть урока (10 мин.)
2.Сообщение новой темы (20 мин.)
3. самостоятельная работа учащихся мин (50 мин.)
4. перемена (30 мин.)
5.самостоятельная работа учащихся мин (45 мин.)
6. итог урока (15 мин.)
Домашнее задание.
Технологическая карта урока
Этапы урока
1.Организационный этап (10 мин.)
2.Сообщение новой темы (20 мин.)
Уч. В прошлый раз мы учились с вами построению предметов, давайте мы с вами теперь поговорим о построении и пропорциях человека. Впервые о пропорциях человека писал Леонардо да Винчи. Кто это такой?
Уч-ки. Варианты ответов.
Уч. Итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Он изобразил Витрувианского человека. Витрувианский человек — рисунок, созданный примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и помещённый в одном из его дневников. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями».
Что бы правильно нарисовать человека, пусть во весь рост или только наполовину, стоячим, сидячим или в движении, в первую очередь необходимо знать пропорции различных его частей. В случае, когда художник рисует человека без знаний и определений размеров, рисунок заранее обречён на неудачу. Каждый раз, когда вы садитесь за работу над вашим изображением - в первую очередь необходимо вымерить все пропорции и размеры. С помощью какого метода мы будем измерять пропорции человека?
Уч-ки. Варианты ответов.
Уч. Правильно Это мы будем делать с помощью уже известного нам метода визирования. Очень тяжело говорить о пропорциях человеческой фигуры, потому что каждый человек индивидуален и отличается пропорциями от других. Тем более, что существуют значительные возрастные различия в пропорциях человеческой фигуры. Поэтому для этого нам нужно взять определенную единицу измерения. За единицу измерения человеческого тела привыкли брать голову. Все зависит от возраста и развития ребенка (пример рисунка). Сколько «голов» откладывается в фигуре ребенка, юноши, взрослого человека?
Уч-ки. Варианты ответов.
Уч. Правильно. У подростка и невысокого взрослого человека голова укладывается в теле 7 раз. У маленьких детей голова укладывается в теле 4 или 5 раз. Прежде чем рисовать человека, нужно наметить его размеры, его каркас. Сегодня наша задача выполнить набросок фигуры человека в полный рост, в несложном движении с опорой на одну ногу. Давайте рассмотрим этапы выполнения наброска.
1.Проводим вертикаль и делим её пополам. Отмечаем одну восьмую вертикали сверху, намечая размер головы. При рисовании фигуры с опорой на одну ногу вертикаль совпадает с тремя точками: яремной ямкой, лонным сочленением, внутренней лодыжкой и пяткой. На вертикали от пятки отмечаем высоту подъёма до голеностопного сустава, что по пропорции равно почти половине высоты головы.
2.Определяем направление и степень наклона плечевого и тазового поясов; линия плечевого пояса пройдёт через яремную ямку, а линия тазового пояса пройдёт через лонное сочленение. Определяем примерно По мере усвоения знаний строения и анатомии человеческого тела, усовершенствования графической техники возможно усложнение задания – выполнение зарисовок обнажённой фигуры человека в различных ракурсах и движениях. В этих работах, рисуя обнажённую фигуру человека в движении, закрепляется понимание взаимосвязи между внешней формой и внутренним движением, необходимость прослеживания в зарисовке изменения внешней позы тела от положения скелета, от работы тех или иных мышц.
3.Определяем линию «большого движения», изображаемую дугообразной линией, идущей от яремной ямки через лонное сочленение в направлении на пятку опорной ноги. При наклоне головы в сторону опорной ноги дугообразная линия продолжается на теменную часть головы.
4.Определяем общий объём грудной клетки и таза, уточняем малые формы: ступни, ширину таза, грудную клетку в области первого ребра.
5.Намечаем движение рук модели, контур опорной ноги, охват больших объёмов голени, колена, рисуем пластический переход от противоположной стороны грудной клетки в сторону опорной ноги на её силуэт с выходом на колено и с охватом голени.
6.Намечаем свободную ногу, её ступню, уточняем положение таза, согласовываем расположение коленей ног. Определяем большие объёмы свободной ноги по её основным пластическим направлениям.
7.Намечаем контур всей фигуры: опорная нога приобретает чёткость силуэта и отдельных объёмов бедра, голени, стопы, коленного сустава. Прорисовывается грудная клетка, намечаются большие грудные мышцы, плечи и предплечья, кисти рук.
8.Уточняем пространственно-конструктивное восприятие фигуры на листе и детали, учитываем плановость рисунка.
Этапы сопровождаются иллюстрациями.
Ваша задача сделать набросок с натуры стоящего человека с опорой на одну ногу (ставим натуру). А теперь приступим к работе.
3. самостоятельная работа учащихся мин (50 мин.)
4. перемена (30 мин.)
5. самостоятельная работа учащихся мин (45 мин.)
Индивидуальная работа с отстающими.
6. итог урока (15 мин).
Выставка набросков.
Уч. Давайте посмотрим на наши наброски. Какой набросок вы считаете наиболее удачным и почему? Какой удачно закомпонован ? Где соблюдены пропорции? В чем плюсы каждой работы? В чем минусы? Справились ли в целом с поставленной задачей?
Домашнее задание: нарисовать 10 набросков человека в разных (не сложных) положениях.