Конспект урока по изобразительному искусству на тему Портрет (6 класс )
Тема «Портрет»
Класс 6 класс
Тип урока Комбинированный
Цель Познакомить учащихся с жанром портрет
Задачи
Образовательная Познакомить учащихся с жанром портрет, научить рисовать лицо человека.
Воспитательная Воспитывать аккуратность, формирование художественного вкуса.
Развивающая Память, внимание, мышление, воображение.
Оборудование для ученика Альбом, краски, кисточка, карандаш, ластик.
Оборудование для учителя Конспект, лист для методического показа, методическое пособие.
План Орг. момент – 1 мин.
Вступительная беседа – 2 мин.
Методический показ – 5 мин.
Самостоятельная работа – 15 мин.
Методический показ – 5 мин.
Самостоятельная работа – 10 мин.
Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: «Здравствуйте! Садитесь!»
«Тема нашего урока: «Портрет».
Вопрос
Учитель: «Ребят! А вы знаете, что такое портрет?»
Ответ
Ученики: Это изображение или описание какого-либо человека.
Вопрос
Учитель: «С помощью чего, какими материалами можно выполнить портрет?»
Ответ
Ученики: «Живопись, гравюра, скульптура, фотография».
Вопрос
Учитель: «А что главное в портрете?»
Ответ
Ученики: «Сходство»
История портрета
Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов. Статуи фараонов не были только портретами, они были также двойниками тех, кого изображали. Египтяне верили, что после смерти душа покидает тело и отправляется на судилище богов.
Статуе придавали внешнее сходство для того, чтобы душа могла отыскать своего владельца после суда.
Учитель: «А теперь давайте рассмотрим, какие виды портретов бывают» (репродукции картин):
Парадный портрет – изображение человека в праздничной одежде на фоне роскошного интерьера.
Семейный портрет – изображение группы людей, объединенных родственными узами.
Автопортрет – изображение самого себя – автора.
Камерный портрет – изображение человека в домашнем платье, на нейтральном фоне.
Учитель: « А теперь давайте познакомимся с основными терминами, которые используются при рисовании портрета:
Овоид – фигура яйцевидной формы.
Ракурс – неожиданный интересный поворот головы.
Канон – система типичных размеров тела
Античное искусство установило идеальные пропорции для головы человека – канон. В действительности у людей редко встречаются идеальные пропорции, но их необходимо знать, чтобы видеть отклонение от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.
Теперь я вам покажу с чего нужно начать рисовать портрет. Я буду рисовать на доске, а вы вместе со мной в альбоме.
1. Сначала намечаем, где у нас будет располагаться портрет. Чуть выше середины. Высота больше ширины.
2. Нарисуем овоид.
3. Посередине проводим ось симметрии. Проведем горизонтальную линию и поделим овоид пополам. Получаем зрачковую линию. Сверху оставляем немного места для волос. Остальную часть высоты делим на три части.
4. Линию зрачков делим на четыре части. Отмечаем глаза. Нижнюю часть лица, от кончика носа до подбородка, делим на три части – получаем линию рта и подбородка.
5. Уточняем все детали (нос, глаза, губы, брови). Рисуем волосы.
Работа в цвете.
Сначала пройдемся по теням коричневым, с добавлением красного, цветом. Для того чтобы получить цвет кожи, нужно взять охру и добавить в нее немного красного цвета. Все разбавляем водой.
Прорабатываем детали.
Руководство самостоятельной работы Этапы Ошибки Исправления
1. 2-3мин. Слишком крупно или слишком мелко намечен овоид. Индивидуальная работа.
2. 1-2 мин. Несимметрично поделено лицо. Индивидуальная работа.
3. 1-2 мин. Неправильно отложены пропорции. Объяснение всем.
4. 1-2 мин Слишком темный цвет лица. Индивидуальная работа.
Подведение итогов Что же такое портрет? Овоид? Парадный портрет? Семейный портрет? Автопортрет? Камерный портрет?