Развитие мелкой моторики. Упражнения и игры для развития мелкой моторики.


Развитие мелкой моторики
Цель: развитие центральной нервной системы, всех психических процессов и в частности речи.
Выполняя пальцами различные задания и упражнения, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает навыки письма.
Если упражнения вызывают у ребенка некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальцы от непроизвольных движений.
Задания для развития мелкой моторики
Совершенствование хватания щепотью (указательным и большим пальцами) в играх на сортировку, переноску.
Открывание и закрывание различных крышек (коробочки, баночки, бутылочки, пузырьки), шпингалетов.
Расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, клепок, липы, молний, (начиная с больших размеров по мере усвоения уменьшая его).
Шнуровка – различные ее виды (игры «Волшебные шнурочки»), развязывание и завязывание узлов, бантов.
Работа с мозаикой (сначала с крупной, постепенно уменьшая произвольное втыкание кнопочек, выкладывание дорожки, составление узоров по схеме и произвольно).
Собирание вкладышей, пазлов.
Нанизывание бусинок (разного диаметра).
Собирание цепочек (из скрепок, фабричного изготовления).
Собирание построек из различных по виду и размеру конструкторов (деревянный, лего – крупный, мелкий, мягкий конструктор, с пластмассовым инструментом – откручивание и закручивание различных гаек, шурупов, болтов и т.д.).
Игры с песком (пересыпание, поиск игрушки, спрятанной в песке – различные по размеру, выполнение построек из сырого песка).
Криотерапия (игры с водой разной температуры, со льдом).
Работа с пластилином, глиной, бумагой.
Игры с орехами, семечками, крупой, счетными палочками, спичками (с очищенными головками).
Работа карандашом, ручкой, кисточкой, ножницами.
Плетение косичек из различного материала (полоски ткани, шпагат, различные тесемочки, ленточки и пр.).
Выкладывание узоров, цифр, букв на бархатной бумаге, используя пряжу, нитки различной толщины.
Работа с трафаретами, закрашивание, штриховка, обведение по контуру, рисунки по точкам, дорисовывание недостающих деталей, печатание.
В настоящее время широко используются различные пальчиковые упражнения.
Сначала рекомендуем выполнять статические упражнения - удержание позы, фигуры, сделанной из пальчиков «Крыша», «Флажок», «Зайчик», «Птица клюет», «Орел», «Стул», «Очки». Затем динамические, то есть включающие движения пальчиками: «тук-тук», постучали кулачком о кулачок; «Зайчик серенький сидит и ушами шевелит – движения ушками (указательным и средним пальчиками); «Собака лает» - большой палец смотрит вверх, указательный загнут, опускаем безымянный пальчик и мизинец вниз, либо только мизинец; «Человечек» - ходьба указательным и средним пальчиками по столу; «Пчелка летает» - круговые вращения указательным пальчиком, остальные в кулачке. «Стол» «Всадник»

Особенно детям нравятся динамические упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
«Еж»
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков всех остальных пальцев (начиная с указательных)
«Пальчики»
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять.
1, 2, 3, 4, 5 – в домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого, затем сгибать в обратном порядке.
«Пароход»
Пароход плывет по речке.
И пыхтит он словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы подняты вверх, движения руками.
«Стул»
Ножка, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх к ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.
«Тук-тук» «Пчелка»

Наиболее сложными по выполнению являются пальчиковые кинезиологические упражнения. Они развивают межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий головного мозга.
«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем сначала одной рукой, затем другой, двумя одновременно (глядя на руки, в потолок, закрыв глаза).
«Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (ладонь, сжатая в кулак, ладонь, стоящая на ребре, ладонь, лежащая на столе).
«Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за левое ухо, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Отработав это задание, добавить хлопок в ладоши при смене положения рук.
«Рожки да ножки»

«Рожки» - указательный палец и мизинец вытянуть, остальные пальцы в кулаке, придерживать большим пальцем, рука поднята вверх. «Ножки» - указательный и средний пальцы вытянуть, остальные сжать в кулак, придерживать большим пальцем, рука опущена вниз.Более сложный вариант. Одна рука показывает «рожки», вторая – «ножки». Затем руки одновременно меняются ролями.
«Пальцевые прятки»
Обе руки сжать в кулак. Поднять большой палец правой руки вверх, а мизинец левой руки вытянуть вниз. Поменять положение пальцев с точностью до наоборот.

«Вилка и розетка»
Одна рука представляет собой электрическую розетку (указательный палец и мизинец вытянуть, средний и безымянный прижать к ладони, придерживать большим). Другая рука - вилка (вытянуть средний и безымянный пальцы, остальные поджать к ладони). Руки сблизить - «вилка втыкается в розетку». Затем одновременно поменять руки.
lefttop
«Симметричные рисунки»
Нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглых предметов: яблоко, арбуз, затем другие геометрические фигуры, затем прописывать слова).
Необходимо помнить, что развитие мозга напрямую связано с развитием руки, все упражнения, направленные на совершенствование мелкой моторики рук, автоматически влияют на развитие мозга. Упражнения необходимо подбирать с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка.