Урок по МХК в 11 классе Тема урока: «Держава Николая Рериха»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ.
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.






Урок по МХК в 11 классе
Тема урока: «Держава Николая Рериха»










Работа выполнена слушателем КПК
учителей музыки, в т.ч. преподающих ХК
Абдуллаевой Леннарой Тефиковной,
учителя Феодосийской специализированной школы I – III ступеней №1

Симферополь, 2014
Тема: «Держава Николая Рериха»

Цель: формировать умение «вглядываться» в картины; развивать монологическую речь старшеклассников; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Рериха; дать представление о философском мировосприятии художника.
Ресурсный материал:
- репродукция «Портрет Николая Рериха» работы Святослава Рериха.
- репродукция «Портрет Елены Ивановны Рерих».
- репродукция «Портрет Девики Рани».
- план урока:
Слово о Н. Рерихе.
Сведения из биографии художника.
Творчество Н. Рериха:
- «Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия» (репродукции картин «Гонец», «Путивль», «Заморские гости»).
- Поверх всяких красот есть красота, ведущая к познанию космоса» (репродукция картин «Эверест», «Жемчуг исканий»).
- «Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь» (репродукция картины «Царица Небесная»).
Ход урока
Я был призван на этот мировой пир, и жизнь
Моя была благословенна. Мои глаза видели,
И уши мои слышали. На мою долю пало иг-
рать на этом пиру, и я сделал все, что мог.
Рабиндранат Тагор
Слово о Николае Рерихе
Философ. Художник. Ученый. Литератор. Его глаза действительно видели, а уши слышали (см. эпиграф). Николай Рерих не зря пришел на эту землю – он оставил нам в наследство приблизительно семь тысяч полотен, десяток томов повестей, рассказов, сказок, стихов.
В его книге «Цветы Мории», изданной в 1921 году, собраны почти все его стихи. Автор считал, что именно в них находится ключ к сокровенному пониманию его пути. Название книги образовано от имени великого восточного Учителя мудрости Мориа. В соответствии с индийской традицией образ Учителя (Гуру) становился центральным в поэтической системе Н. Рериха.
В стихах часты обращения к путнику. К мальчику. Это не наставления читателю, а обращения к себе, к своему творческому «я».
Рерих стремится охватить жизнь в трех ее временных измерениях, потому прошлое, настоящее и будущее у него нерасторжимы. Сама композиция книги (три цикла стихов: «Священные знаки», «Благословенному», «Мальчику» и поэма «Наставление ловцу, входящему в лес») символизирует восходящее по ступеням развитие человеческого духа, призванного к творчеству, т. е. постепенное обретение творцом смысла жизни. Сначала человек только угадывает светлые знаки, затем слышит внутренний голос, делает первые самостоятельные шаги и осознает свое назначение. Вот как это звучит в поэме:
Знающий ищет. Познавший –
Находит. Нашедший изумляется
Легкости овладения. Овладевший
Поет песнь радости.
Радуйся! Радуйся! Радуйся!
Ловец, трижды позванный.

Сведения из биографии художника
(индивидуальное задание)
27 сентября 1874 года в семье нотариуса родился мальчик, которого назвали Николаем – «Побеждающим». Отчетливый почерк отца, составляющего завещания или бумаги по разделу наследства, свидетельствовал о его аккуратности. Мать, Мария Васильевна Калашникова, облик имела русский, но в аккуратности не уступала мужу со скандинавской фамилией: ее рукой сделаны описи толового серебра и посуды.
Вслед за первенцем последовали Лидия, Владимир, Борис. Сначала мальчиков одевали в платьица, затем в костюмы из модной шотландской материи в крупную клетку.
Лето семья проводила в Изваре, имении, старинным хозяином которого был граф Воронцов. Граф, путешествуя по Индии, слышал, что «Ишевара» означает «милость богов», и решил так назвать свои владения в Царскосельском уезде. Романтическое название не мешало Рериху-отцу прибыльно вести хозяйство, а Николай рубил деревянным мечом головы драконам-репейникам и занимался грамотой, арифметикой, иностранными языками.
С десяти лет он учится в частной гимназии фон Майя, где преподавание ведется на немецком языке. На уроках литературы мальчик учит «Лесного царя» Гете в подлиннике. На географии тщательно чертит карты, белит ледники, раскрашивает желтым пустыни, лепит из пластилина рельефные Гималаи. Когда на рождественские праздники устраивается географическое шествие, то Рерих перевоплощается в волгу, а Бенуа – в великую китайскую реку Хуанхэ.
Николай хорошо рисует. Он делает эскизы декорации для гоголевского вечере и очень любит читать «Вия», «Страшную месть» и другие сказания о духах земли, об утопленницах, о прозрачном всаднике, вставшем над горами.
Любимая страна – Индия. С ней связаны мечты о скрытых в джунглях сокровищах, о неведомых племенах, о статуях Будды
С разрешения лесного департамента Рерих собирает коллекцию птичьих яиц с научной целью. Его хватает и на то, чтобы писать этюды об охоте и об озере с вязким дном. В литературных пейзажах господствуют извечная тишина и покой.
Стремление к гармонии, к связи сущего, бывшего и будущего приводит Николая в археологию. И всю жизнь Рерих будет искать могильники и городища: ощущение древнего мира или совсем не приходит к человеку, или приходит на всю жизнь.
Творческие задатки заставляют Рериха сдавать экзамены в Академию художеств, но отец ставит непременное условие – параллельно учиться на юридическом факультете университета и окончить его. Николай совместил палитру с лекциями по римскому праву.
Юноша работал в мастерской Куинджи, главное в работах которого – ощущение гармонии жизни, природы и человека.
В 1897 году Н. Рерих получает звание художника за картину «Гонец», которую купил Третьяков для своей галереи.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рерих, «Гонец»


«Незабываемая Россия»
(групповое задание)

«Гонец». Мы не знаем, в какое время плывет старик – в свое или в чужое. Но, видим, что он устал и теперь отдыхает. Натруженные ноги вытянуты, а руки лежат на коленях. Гонец из девятого века этот человек остался один и должен принять решение за весь род. Он завещает людям единение («И восстал род на род» - другое название картины) и в то е время каждому – умение остаться одному, решать одному, человеку – думать о людях.
Рерих был страстным патриотом своей Отчизны. Почти четверть века он прожил в Индии, но не сменил гражданства. Творческим воображением Николая Рериха владели две темы – Россия и Индия. Мечтал вернуться в Россию, это сделал старший сын художника Юрий.
В 1903 – 1904 гг. он совершает поездки по России и посещает Нарву, Выборг, Крым, Киев, Чернигов, Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Тверь, Москву, Ростов Впечатления от поездки находят отражение в творчестве художника.
Посмотрите на его полотна «Путивль», «Идолы», «Поход Владимира на Корсунь», «Дозор», «Славяне на Днепре» и другие: в них отражена вся Древняя Русь, опоэтизированная и воспетая художником. Он был связан с философией и эстетикой русского символизма, но его искусство целиком не укладывалось в рамки существовавших направлений.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рерих, «Путивль»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рерих, «Идолы»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рерих, «Поход Владимира на Корсунь»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рерих, «Дозор»


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рерих, «Славяне на Днепре»

«Заморские гости».
«Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег подымут роды славянские – увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рерих, «Заморские гости»

Сам Рерих был путешественником. Пять с половиной лет длилась его экспедиция в малодоступные области Центральной Азии. Результатом стало создание Института гималайских исследований.

«Красота космоса»
(группа учащихся)
С 1928 года Николай Рерих с семьей (жена Елена, которую он называл Ладой, и два сына – Юрий и Святослав) живет в Индии. Образы буддийской философии и религии, восточных легенд и сказок, быта горных селений, степных стойбищ сплетаются в сотнях картин Великого индийского пути. Главное – это горы.
Он пишет их на восходе, когда долины еще погружены в тень, а вершины уже позолочены восходящим солнцем. На закате, когда долины уже погружены в тень, а вершины долго светятся во мраке, как тлеющие угли. Передает сияние ледников Нанда Дэви и Эвереста-Джомолунгмы.
Гималаи не просто географический термин, а слово-символ. Древние легенды размещали в недоступной высоте гималайских хребтов Шамбалу – страну духовных подвижников и учителей человечества. Современные экспедиции романтиков ищут на крутых горных перевалах следы снежного человека и места стоянки НЛО. Густая мгла скрывает скалы, на которых то ли природой, то ли людьми высечены мудрые лики. Кто-то высказал предположение, что все мы с Гималаев. Существует гипотеза, которая утверждает, что наши предки спустились с Гималайских гор.
И сейчас с Гималайских вершин спускаются в долину люди, которые провели в углубленной внутренней работе, в уединении, в безмолвии гор годы, а то и десятилетия. Это духовные наставники индийцев – Махатмы.

«На вершине».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рерих, «На вершине»


На ледяной площадке высокой горы сидит голый человек в состоянии «самадахи», т. е. в полной отрешенности от себя и окружающего мира. Чувствуется, что ветры и морозы не причиняют ему ни малейшего беспокойства. Это написано с натуры. Если беспределен Макрокосмос, то и Микрокосмос (человек) тоже беспределен. Н. Рерих считал: «Люди одаренные вовсе не нервно больные, а наоборот, они только тогда могут творить и становятся истинно ценными для своей современности, когда найдут в себе столько мужества и верности своему любимому искусству, что забывают о себе, о своих нервах и личном тщеславии и в полном спокойствии и самообладании несут талант окружающим людям».

Мысли духовных Учителей Индии
«Помни, что радость – непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят все, за что бы ты и взялся».
«Жизнь, вся жизнь вселенной, всегда утверждение».
«Человек должен жить так, чтобы от него лились эманации мира и отдыха каждому, кто его встречает».
«Обласкайте каждого, кто войдет к вам. Если к вам пришел одинокий, отдайте ему всю любовь сердца, чтобы, уходя, он понял, что у него есть друг. Если придет скорбный, осветите ему жизнь вашей радостью. Если придет слабый, помогите ему знанием того нового смысла жизни, который вам открылся».
«Вступая в новый день, живи так, как будто это твой последний день. Но последний не по жадности и торопливости желаний или духовных напряжений, а последний по гармоничности труда и его бескорыстия».
Рериха считали мудрецом, даже пророком, знающим многое, сокрытое от простых людей. Он умер в 1947 году, уже решив вернуться в Россию.
В саду сложили костер из душистого сандалового дерева. На костер положили умершего. Вспыхнуло легкое пламя, объединившее древнеславянское и индийское погребение. Душа художника устремилась ввысь

«Общечеловеческая любовь»
(группа учащихся)
Живопись Рериха еще и религиозна. Он расписывал церковь в Талашкине. Давайте вглядимся в его
«Царицу небесную над рекой жизни».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рерих, «Царицу небесную над рекой жизни».

Богоматерь – величавая владычица, сидящая на престоле. Она охраняет реку жизни и спасает малых людей, как в стихах Федора Сологуба:
Да с плеч своих сняла
Святое покрывало,
И все село покрла,
И всех людей спасла

«Спас Нерукотворный» Н. Рериха изображен в мозаике. Суровый лик следит огромными глазами за входящими в храм, напоминая о необходимости очиститься, обратить помыслы к возвышенному.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рерих, «Спас Нерукотворный»

Звучит молитва «Во Царствие Твоем»

Домашнее задание:

Письменная работа на одну из тем по выбору:
- Мое представление о личности Н. Рериха.
- Какие мысли вызывают картины Н. Рериха?








13PAGE 15


13PAGE 14215




15