«Лепка из соленого теста»
Технологическая карта занятия
Менгалиева Елена Николаевна,
педагога дополнительного образования, объединения «Юные мастера»
МАОУ ДОД ДДТ «Искорка»
Предмет: Декоративно-прикладное творчество (лепка).
Время и место: 17.03.2014г. с 14.15. до 15.15.
Участники: группа: №2 (воспитанники в возрасте от 7 до 8 лет, в количестве 15 чел.)
Тема занятия:» Лепка из соленого теста».
Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме «Лепка из соленого теста», согласно учебно-тематическому плану программы «Мир творчества»; занятие-исследование знакомство с соленым тестом и его свойствами.
Цель занятия:
Вызвать у детей интерес к лепке, познакомить со свойствами соленого теста.
Задачи:
образовательная: способствовать знакомству детей с лепкой из соленого теста и его свойствами;
воспитательная: создать условия для формирования исследовательской активности детей;
развивающая: организовать групповое продуктивное взаимодействие.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся
Лепка фигурки птички жаворонка;
могут содержательно и продуктивно взаимодействовать в группах;
Технология: «Технология исследовательского (проблемного) обучения».
Оснащение: тексты по теме «Знакомство с техникой лепка из соленого теста», соленое тесто, доска для лепки, красители, стеки, мультимедийная презентация.
Литература, использованная при подготовке и проведении занятия:
Силаева К.В. Соленое тесто М, Изд-во Эксмо, 2003.
Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону, ИД “Валдис”, 2008.
Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”, М., ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Технологическая карта занятия
45 минут
№
Время
Деятельность руководителя
Деятельность воспитанников
Прогнозируемый результат
Примечания
1. Организационный этап – 3 мин. (17.00 – 17.03)
1.1
15.00 – 15.01
Приветствует, выражает готовность к сотрудничеству.
Сегодня на занятии нам понадобятся ваши знания, деловой настрой и хорошее настроение.
Реагируют, выражая ответную готовность к взаимодействию
Создана позитивная дружелюбная атмосфера для взаимодействия.
1.2
15.01 – 15.03
Организует актуализацию изученного материала:
Ребята, из каких материалов можно лепить?
Кто и когда первым стал лепить из соленого теста? Материалы и приспособления для лепки, какие они? Как приготовить соленое тесто? Какими свойствами обладает соленое тесто? Вот на такие вопросы вы сможете ответить, если будите на занятии активными, внимательными, дружелюбными.
Реагируют, отвечают на
вопросы.
Задан фокус обсуждения
На доске таблички с вопросами
Приложение №1
2. Содержательный этап – 32 мин. (15.03 – 15.35)
2.1
15.03 -15.15
Формулирует и комментирует тему занятия:
Тема нашего занятия: «Лепка из соленого теста»
Работа с текстами (по выбору), раскрывающими историю лепки из соленого теста, технологию приготовления соленого теста, материалы и приспособления для лепки.
Организует первичное осмысление в группе текста по теме занятия.
Организует групповую деятельность, помогает распределить роли в группах, комментирует функции.
Вопрос в группах:
1. Нашли ли вы ответы на ранее задаваемые вопросы? (На доске таблички с вопросами).
Организует выступление от групп (вопросы, ответы).
На один вопрос ответа нет.
Какими свойствами обладает соленое тесто?
На этот вопрос вы сможете дать ответ непосредственно во время работы с этим материалом.
Правила работы с соленым тестом
(Приложение № 3).
Организует опыты с соленым тестом.
Опыты с кусочком соленого теста.
Делятся на группы, работают с текстом. Отвечают на вопрос (Нашли ли вы ответы на заданные вопросы?), реагируют, называют возможные варианты.
Обсуждаю.
С доски берут соответствующую табличку с вопросом.
Распределяют роли, выбирают докладчика.
Проводят опыты с соленым тестом в процессе изготовления птички жаворонка.
Определен и согласован контекст занятия.
Определена готовность к взаимодействию в группах.
Согласовано выступление от групп.
Свойства соленого теста (мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, крошиться, подсыхать, окрашиваться)
3 варианта текстов
Приложение № 2
Вопрос для работы в группах
Приложение № 3
2.4
15.15 – 15.35
Практическая деятельность (Приложение №4).
Показывает приёмы лепки с соленым тестом. Формулирует задание (Работа по инструкционной карте).
Координирует действия, консультирует при выполнении задания.
Работают индивидуально, отрабатывают приём «скатывание», «раскатывание».
Изготовление фигурки птички жаворонка.
Организована индивидуальная практическая деятельность.
Образец птички, стеки, бисер, показ слайдов.
3. Рефлексивный этап – 10 мин. (17.35 – 17.45)
3.1
15.35 – 15.42
Организует содержательную рефлексию:
- Что для вас было интересным?
- Что показалось трудным?
- Что давалось легко?
Анализируют индивидуальную работу, делают выводы.
Подведен итог занятия, согласованы его результаты
Готовая фигурка
3.2
15.42 – 15.45
Подводит итоги, подчеркивая, что сегодня ребята познакомились с лепкой из соленого теста.
Теперь у нас с вами есть собственные фигурки «жаворонков». Мы ими можем покликать весну, ведь нам тоже хочется, чтобы она наступила поскорей, принесла тепло и солнечные дни. Перед вами карточки с текстами закличек. Давайте прочтем их вслух все вместе (Приложение № 5).
Реагируют устно
по желанию
Приложение № 1
Вопросы для обсуждения:
Кто и когда первым стал лепить из соленого теста?
Материалы и приспособления для лепки, какие они?
Как приготовить соленое тесто?
Какими свойствами обладает соленое тесто?
Приложение № 2
Текст № 1
Солёное тесто для лепки появилось много веков назад, и сейчас невозможно с точностью сказать, кто именно был первооткрывателем. Ещё в Древнем Риме, Древнем Египте и Древней Греции лепили из солёного теста религиозные статуэтки. В Скандинавии и Германии уже несколько веков делают рождественские и пасхальные сувениры, используя этот материал. В Китае, начиная, приблизительно с 16-17 веков лепили марионетки (Маленькие фигурки). На Руси было принято дарить поделки из солёного теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество. Изделия из теста использовались как детские игрушки. Таким образом, лепка из соленого теста возникла с XVII века, в разных странах и служила для изготовления декоративных изделий, украшения жилища. Изделия из теста имели символический и мистический смысл, служили оберегами. Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками,
Текст № 2
Для лепки поделок из соленого теста необходимы следующие материалы, приспособления:
Мука;
Соль;
Вода;
Доска для лепки;
скалка;
нож, стеки для лепки;
кисточка;
карандаш;
различная мелочь (монеты, пробки, пуговицы, спички) для нанесения рельефа;
крупа, фольга, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Краски
Сушить готовое изделие в домашних условиях можно различными способами. Первый способ, требует много времени – держать поделку на открытом воздухе. Время от времени, детали нужно переворачивать на другую сторону. Второй способ – комбинированный. Изделие сначала сушится на солнце, а затем запекается в духовке до полного приготовления.
Текст № 3
Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Существуем много способов приготовления соленого теста. В состав солёного теста для лепки входят мука, соль и вода, а также некоторые добавки, которые улучшают качество материала.Муку лучше всего брать белую пшеничную высшего сорта.Соль берем самую мелкую - экстра. Вода должна быть чистой. Водопроводную воду лучше отфильтровать. Замешивайте тесто на ледяной воде, оно будет более эластичным. Самый простой способ приготовления соленого теста: Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите.
Для хранения соленое тесто лучше положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.
Приложение № 3
Правила работы с соленым тестом
Соленое тесто – хороший материал для лепки, но его ненужно брать в рот, нельзя им бросать в окружающих.
Стек – очень полезный инструмент в умелых руках, но может стать причиной серьезной травмы, если пользоваться им не по назначению. Ни в коем случае нельзя подносить стек близко к лицу, делать резкие движения рукой, держащей стек, размахивать стеком в сторону товарищей, бросать стек. Закончив работу со стеком следует отложить его в сторону.
Во время занятия следует сидеть ровно, положив обе руки на рабочий стол.
Руки после лепки хорошо вымыть.
Жаворонок узелком
Приложение № 4
Скатать шарик (свойство – тесто скатывается).
Раскатать жгутик, толщиной с два пальца, длиной со взрослую ладонь (свойство - тесто раскатывается).
Завязать жгутик обычным узелком, оставив короткие кончики. Верхний конец – готовка жаворонка, а нижний хвостик.
Вылепить на головке носик, гребешок, в глазки воткнуть гречневое, пшённое зерно. Захлест узелка на спинке напоминает сложенные крылышки.
Приложение № 5
Ты птица – жаворонок,
Твой голос тонок – звонок.
Неси, неси на волю
Весну, весну в подоле.
13PAGE 15
13PAGE 141015
Picture 7C:\Мои документы\мои программы 2011\документы\методические материалы\2013\IMG_0664.jpg15