Урок по изобразительному искусству ВЫразительные возможности шрифта

Тема урока: Выразительные возможности шрифта.
Класс: 3 класс.
Цель: учить детей выражать свои чувства и эмоции посредством графических приемов и цвета; развивать творческие способности; воспитывать нравственную оценку и самооценку.
Оборудование и материалы: листы А-3 для каждого ученика, образцы шрифтов, фломастеры, карандаши.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
У.
-Подумайте и скажите, как вы понимаете смысл этой фразы.
Сила художника в том, что он может увидеть необычное в обычном.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать способности к сравнению;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
У. Вычеркните все «лишние буквы».
-Объясните, как вы понимаете полученное слово.
RURSШVVРNИQФRТD
-Какое слово получилось? Объясните, как вы его понимаете?
-Поднимите руку, кто уверен, что он правильно понял это слово?
-Кто пока не понимает, что означает слово «шрифт»?
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить место и причину затруднения.
У. Какое было задание? В чем ваше затруднение?
-Я пока не знаю, что такое шрифт.
-Я не уверен, что я правильно понимаю значение слова «шрифт». У меня нет эталона.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
-Сформулируйте цель урока.
-Узнать, что такое шрифт.
-Давайте попробуем составить план нашего урока.
Работа в группе.
-Для этого составьте из предложенных пунктов план.
(Наборы шрифтов. Наборы букв. Слова написанные, разными шрифтами.)
(Сравнить шрифты. Найти сходства и различия)
(Создать свой шрифт)
1. Ключи к новому знанию.
2. Применить ключи.
3. Сделать выводы. Использовать полученное знание для своих действий.

5. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать построенный проект в соответствии с планом;
Работа в парах. (Задание на карточках)
Чем похожи шрифты? (Они все состоят из букв)
Чем различаются? (Буквы могут быть разными по форме линий, и пятен)
Сделайте вывод:
Шрифт это определенный стиль, форма букв. 3) Посмотрите на линии. Вы помните, что также повсеместно, как и цвет, в жизни нас окружают линии самого разнообразного характера – линии дорог, рек, морских волн, мостов и зданий. Каждый предмет имеет свои очертания, характеризуется определенной линией. Любую работу вы начинаете с того, что берете в руки карандаш и проводите линию – так начинается любой рисунок. И от того, как вы чувствуете линию, как вы ею владеете, зависит выразительность ваших рисунков. О чем могут рассказать линии?
-Линия может двигаться и дышать, приближаться и уходить. А вот линия прямая, равнодушная, у нее нет развития, нет ни начала, ни конца. И когда вы берете линейку и начинаете вычерчивать домик с абсолютно ровными стенами, то рисунок не получается, а выходит сухой мертвый чертеж.
Пятно также как и линия может передавать различные эмоциональные состояния: нервозности, покоя, тревоги, борьбы, отчаяния, веселья.
- О чем рассказали вам эти пятна?
- А сегодня на занятии мы будем строителями и фокусниками, иностранцами и переводчиками, а помогут нам в этом линии и пятна.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи отличия различных шрифтов
Работа в группе..
1) Представьте себе, что каждое из написанных слов обозначает характер человека, например: злодея, задиру, очень легкого человека, лентяя, доброго человека. Слова, неизвестные для вас, но попробуйте определить по характеру букв, линий и пятен, какое слово какой характер обозначает?
Брюля, мрока, здок, коржуб, дригза, дрол.
- Каким же образом вы так безошибочно угадали?
- Конечно, вы знаете, что линии и пятна (а буквы образуются при помощи линий и пятен) могут нам многое рассказать.
2) А сейчас конкурс: кто нарисует больше вариантов одной буквы?
- Определите характер каждой буквы. Подсчитываем общее их количество и определяем победителей.
7. Самостоятельная работа.
Цель. Учить использовать шрифт для передачи смысла слова.
А теперь попробуем быть переводчиками.
- Перед вами перечень слов:
зло, добро, красота, справедливость, честность, хвастовство, ложь, лень.
- Напишите, нарисуйте слова так, чтобы человек, не знающий этих слов понял если не то, что они означают в точности, то хотя бы их направленность.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Выставка работ учащихся.
-Что такое шрифт?
-Шрифт – это определенный стиль и форма букв.
-Из чего состоит буква?
-Можно ли при помощи шрифта передать содержание слова?
-Закончи предложение.
Сегодня на уроке я узнал.
-Как вы понимаете эти слова.
Шрифт – это интонация написанного слова.
Произнося слово, мы своим голосом придаем ему определенную окраску – интонируем слово. Можно громко сказать в классе ТИХО, а можно выйти утром в сад, удивиться и умиротворенно произнести слово тихо. А чтобы оно в написанном виде прозвучало по-разному, художники творчески обращаются со словом. Вот и вы сегодня постарались передать свои чувства посредством шрифта.

9. Домашнее задание по желанию.
Напишите свое имя, используя такой шрифт, который расскажет о вашем характере.


15