Конспект урока по изобразительному искусству на тему : РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ.
План-конспект урока по изобразительному искусству
студентки 3 курса
«Начальное образование и информатика»
Андреевой Анастасии Геннадьевны
Тема урока: РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ.
Задачи урока:
1) обучающая - восприятие и передача пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев, простых по форме, расширение знаний о разнообразии художественных материалов;
2) развивающая - развитие графических умений и навыков;
3) воспитывающая - воспитание у детей любви и бережного отношения к родной природе.
Оборудование урока:
Для учителя:
репродукция И. Левитана «Золотая осень»;
таблички с фамилией автора и названием;
лист клена;
линейный рисунок для показа цвета;
мини-таблицы;
проигрыватель;
диски П.Чайковского «Осень», «Осенняя песня»;
удлинитель, указка, кнопки.
Для учащегося:
альбомный лист;
карандаш, ластик;
кисть, краски, палитра;
баночка с водой, салфетка;
раздаточный материал.
Использование классной доски:1
4
3
6
5
2
1, 2 – рисунки кленовых листьев; 3 – место для рисования листа клена;
4, 5, 6 – последовательность рисования.
План урока:
Орг.момент – 1 мин.
Вводная беседа – 5 мин.
Объяснение нового материала – 10 мин.
Закрепление изученного материала – 3 мин.
Самостоятельная работа – 23 мин.
Анализ работ – 3 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Встаньте прямо. Опустите руки. Послушайте тишину.
- Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь (пауза).
II. Вводная беседа.
- Послушайте музыку и стихи и подумайте, какое время года описывается?
(Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского, потом звук тише, читаю стихи под музыку):
«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса»…
(Музыка выключается.)
- Какое время года описано? (Осень.)
- Как называется осень, когда листья становятся разноцветными? (Золотая осень.)
- Как называется эта картина? (Открываем репродукцию «Золотая осень».)
- Скажем хором название (открываем табличку).
- Кто написал эту картину? (Левитан.)
- Скажем хором фамилию автора картины (открываем табличку).
- Какие приметы золотой осени вы увидели на картине? (Цвет неба, воды, травы, листьев.)
- Что вы видите на переднем плане? (Реку.)
- Опишите красивыми словами правый берег.
- Какие деревья растут на левом берегу? Отвечайте красивыми словами.
- Что вы видите вдали?
- Каков цвет речки вблизи?
- Какова речка вдали?
- Почему? (Отражается небо: вблизи - отражение над головой темно-синее; вдали-светло-голубое.)
- Опишите красивыми словами краски на картине.
- Какие у вас возникают чувства, когда вы смотрите на картину?
- Как вы думаете, Левитан любил свою Родину?
- Почему вы так считаете?
- Да, наша Родина удивительно прекрасна. У нас много замечательных художников. Мы ими гордимся. И мы должны любить и беречь нашу Отчизну, нашу природу.
III. Объяснение нового материала
- Посмотрите на свои столы. Догадайтесь, что мы будем сегодня рисовать.
- Чем мы будем рисовать?
- Да, на сегодняшнем уроке мы с вами нарисуем лист осеннего клена с натуры. Работать будем 1 урок: сначала нарисуем лист клена карандашом, а потом раскрасим акварельными красками.
- Я сказала, что лист клена мы будем рисовать с натуры. А что, значит, рисовать с натуры? (Предмет должен быть перед глазами.)
- Как назовем тогда лист клена? (Натура.)
- Покажите все натуру (смотрю, чтобы все показали мне лист клена).
- Листва – дети дерева, и у них все, как у деревьев. Назовите части листа.
-Что это? (Показываем листовую пластинку, если не ответят, говорю сама.)
- Что это? (Черешок; он, как ствол.)
- Что видно на листовой пластинке? (Прожилки; они как ветки.)
- Итак, назовите части листа.
- Посмотрите, что больше – высота или ширина листа?
- Значит, как надо положить бумагу? Покажите.
Посмотрите на лист, из каких он частей состоит?
Что это? (листовая пластинка)
А что это? (Черешок)
Что видно на листовой пластинке? (Прожилки)
Итак, лист состоит из листовой пластинки, черешка и прожилок.
Посмотрите внимательно, сколько основных жилок у листа клена?
Верно, количество основных жилок у листа клена обычно пять.
Как эти жилки соединены между собой?
Хорошо, вы правильно определили соединение прожилок между собой – это середина нижней части многоугольника.
А как располагаются основные жилки кленового листа?
Верно, все жилки как бы выходят из точки их соединения.
Какой цвет преобладает в листьях клена?
Верно, в листьях клена присутствует желтый цвет и в желтом цвете присутствует оранжевый.
А теперь посмотрите, что больше – высота или ширина листа?
Значит, как надо положить бумагу? (вертикально)
– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок листа клена. Строя рисунок на бумаге, мы должны помнить то, о чем сейчас говорили.
- Расположим лист вертикально и определим общие размеры листа. Наметим основные пропорции. После определения обобщенной формы прорисую ось симметрии – главную прожилку. Она пройдет через середину нижней горизонтальной линии.
- Теперь намечаю остальные главные жилки. Помните, что все жилки как бы похожи на салют – выходят из одной точки. Передайте красивый изгиб этих жилок и их взаимное расположение. Эти жилки в дальнейшей работе над рисунком надо понимать как естественные оси построения.
- Представьте, будто на вершину каждой из основных жилок вы одеваете корону. Плавно соедините эти «короны» между собой.
- Прорисуйте индивидуальные отличия вашего листика. Отметьте другие, более мелкие жилки. Отдельные кончики сделайте более «колючими» – это придаст вашему рисунку дополнительную выразительность
- Наш рисунок готов, осталось только раскрасить.
- Сначала смачиваю бумагу (показываю на альбомном листе).
- Потом на кончик кисти набираю желтой краски и раскрашиваю лист сверху вниз.
- Вымыла кисть. Набираю зеленой краски и впускаю ее там, где она есть на натуре. Если течет не туда, собираю сухой кистью.
- Теперь впускаю коричневую краску.
- Рисуем краем кисти черешок. (Сушу работу)
- Краем кисти рисую тоненькие коричневые прожилочки.
- Посмотрите, какие могут получиться работы .VI. Закрепление изученного материала.
Что мы делаем в самом начале?
Определяем общие размеры листа;
Что делаем после того, как определили размеры листа?
Рисуем главные жилки, плавно соединяем их между собой;
А что делаем на третьем этапе?
Рисуем ямки, прорисовываем мелкие зубцы последовательно и вытираем лишние линии.
И на последнем этапе мы…
Раскрашиваем рисунок.
Как мы будем раскрашивать? (зальем лист светло-желтым цветом, добавим цветовые оттенки, раскрасим черешок, нарисуем жилки)
V. Самостоятельная работа учащихся.- Покажите, как вы положите листы.
- В желтую, зеленую и коричневую краску вот так добавьте по 3 капельки воды. Пусть краски размокают, а вы рисуйте.
VI. Анализ работ учащихся.
Все ли требования соблюдены:
композиционное расположение;
размер листа;
форма и пропорции;
цветовое решение;
аккуратность работы.
Выставка лучших работ.
- Урок окончен. Всем спасибо.
Литература:
Программы начальных классов. Изобразительное искусство (1-2 ч) М; «Просвещение», 1985.
Крутецкий В. Н. Психология. Изд.2-е. М; «Просвещение», 1986.
http://festival.1september.ru/articles/553535.