План-конспект урока в 7 классе Тематическая картина 
Класс   7
Четверть  3
Урок №  3
1.Тема урока:
 2. Вид занятий:
З.Тип урока:
4. Цели урока:
УУД:
5. Задачи урока: 
6 Методы и методические приемы:
7. Оборудование урока для учителя:
для учащихся:
8.Схема оформления доски:
9. Структура урока: 
10. Содержание урока: 
  1.Организационный
     Момент
 2. Проверка домашнего   
     задания
 3. Постановка целей и
  задач урока
 4. Объяснение нового
     материала
5.Закрепление нового материала 
6.Итоги урока
7.Окончание урока.
11. Литература.
«Тематическая  картина  в  русском  искусстве  19  века»
Беседа
Комбинированный 
Образовательные: 
Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, её видах. 
Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение. 
Сформировать представление о роли  тематической картины как события общественной жизни. 
Развивающие:
Развивать ассоциативно – образное мышление, творческую и познавательную активность.
Воспитательные:
Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к  искусству, интерес к его истории. 
Личностные:
формирование  у  ребенка  ценностных  ориентиров  в  области  изобразительного  искусства;
воспитание  уважительного  отношения  к  творчеству  как  своему,  так  и  других  людей.
Регулятивные:
учиться  работать  по  предложенному  учителем  плану;
учиться  совместно  с  учителем  и  другими  учениками  давать  эмоциональную  оценку  деятельности  класса  на  уроке.
Познавательные:
сравнивать  и  группировать  произведения  изобразительного  искусства (по  изобразительным  средствам ,  жанрам и т.д.);
ориентироваться в своей системе  знаний: отличать  новое  от  уже  известного  с  помощью  учителя.
Коммуникативные:
уметь  слушать  и  понимать  высказывания  собеседников.
Познакомить учащихся с произведениями  великих  русских  художников  19 века.
Развивать  навыки  публичного  индивидуального  и  коллективного  выступления.
Воспитывать  любовь к России и ее национальному  искусству.
Словесные (беседа  о  понятии  жанр, о тематической картине,  ее  видах); 
Наглядные  (репродукции  произведений  русских  художников 19 века);
Практические (выступление  учащихся  с  результатами поисковой работы).
 -  репродукции  картин:  К.Брюллов «Последний  день Помпеи»;  А.Иванов «Явление Христа  народу»;  В  Суриков  «Боярыня Морозова»  и  «Утро стрелецкой  казни»; И Крамской  «Христос в пустыне».
-  подготовленные  материалы  по  теме  урока.
Тема урока                      
Репр.
Репр.
Репр.
Репр.
Организационный   момент (1-2 мин)
 Проверка домашнего задания (2-3 мин.)
Постановка целей и задач урока (1-2 мин.) 
Объяснение нового материала (10-15 мин.)
Закрепление нового материала (15-25 мин.)
Итоги урока, задание на дом (1-2 мин)
Окончание урока (1 мин.)
Содержание урока
      У:  Здравствуйте,  дети!  Давайте  отметим  отсутствующих 
           и  проверим  все ли  готово  к  уроку.  
     У: На прошлом уроке я дала вам задание:  подобрать
          материал  о  жанрах  изобразительного  искусства.
        Как  вы  помните,  изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике.  Что же такое жанры в изобразительном искусстве?
   Д:    1  ученик:   Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры.
2 ученик:  Портрет – изображение  человека.  Разновидности  портрета:  групповой,  одиночный,  парадный  и др.
3 ученик:   Натюрморт – изображение  неживой природы.  Разновидности  натюрморта:  цветочный, бытовые предметы, со снедью, атрибуты спорта и искусства.
4 ученик:  Пейзаж – изображение  природы. Разновидности пейзажа:  сельский, городской, индустриальный и др.
5 ученик:  Анималистический  жанр – изображение  животных.
  У:  А теперь выберите из картин, представленных на доске, жанр которых вам знаком.
 Ученики группируют картины, предложенные учителем.
   У:   Что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но он может быть абсолютно разным.  Каков сюжет представленных живописных работ?
  Ученики стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта картина».
   У: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?
6  ученик:  Тематическая  (сюжетная)  картина – изображение  людей  в  разных  сюжетах,  на  различные  темы. Разновидности  тематической  картины:  исторический  жанр,  батальный  жанр,  бытовой  жанр,  религиозно-мифологический  жанр,  сказочно-былинный  жанр.
У:  Искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни,  и  сегодня  на  уроке  мы  с  вами  поговорим  о  том,  как  изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров,  и  что  же  такое  тематическая  картина. 
Исторический  жанр  – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.  Какие картины в историческом жанре вам знакомы?  Попробуйте вспомнить автора.
В.И. Суриков
 Д:   В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»,  К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др. 
  К.Брюллов
 У:  Однако, не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему, это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.   
·  Батальный жанр  (от франц. bataille –битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В. Верещагин
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
М. Греков
  (Произведения  В. Верещагина, М. Грекова).
Понятие бытового жанра  формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине  XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника.    К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Религиозно-мифологический жанр посвящен изображению героев и событий, о которых рассказывают мифы разных народов или священная история. Можно сказать, что религиозно-мифологический жанр является частью исторического жанра, однако повествует не о современных художнику событиях, а о сюжетах преданий и легенд.
Рафаэль  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Ремрандт               
А.Иванов
У: Дети, попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному  жанру.
Д:  Жанр  изобразительного  искусства, посвященный  событиям  и  героям, о  которых  рассказывают  предания,  сказания  и  былины.
У:   Сюжетно-тематическая картина - крупномасштабное произведение на социально значимые темы, запечатленное как правило, в многофигурной композиции. Сюжетно-тематическая картина без действующих персонажей, без человеческих фигур немыслима. Сегодня мы обратимся к творчеству В.И.Сурикова, который вошел в историю русской художественной культуры как непревзойденный мастер исторического жанра  и попытаемся раскрыть сложный процесс рождения его монументального  полотна: «Утро стрелецкой казни». 
      Художник обращается к сложным переломным эпохам в истории России. Он переносит зрителя в прошлое нашей страны, и мы оказываемся свидетелями далеких событий. Суриков раскрывает в своих картинах трагические противоречия истории, рассказывает об испытаниях, выпавших на долю русского народа, закаливших его характер в борьбе исторических сил во времена Петра I, в эпоху раскола, в годы народных движений (восстания под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачёва). Художник ничего не писал бесстрастно, во всё вкладывал душу, всё сам пережил, зритель не может не ощутить искреннюю любовь автора к тому, что он изображает.
      Это было непростое время первых лет царствования Петра I. Его крутых государственных преобразований, которые вызвали недовольство народных масс, потому что с превращением России в более сильное в политическом и экономическом отношении государство преимущественными правами стали пользоваться дворяне-помещики, усиливая крепостной гнет и притеснения трудового народа.       Бунт московских стрельцов в 1698 г., которым попыталась воспользоваться в личных целях, стремясь к единовластию, сводная сестра Петра царевна Софья, оценивался как бунт против прогрессивных преобразований Петра. С сентября 1699г. были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601. Царевна Софья была отрешена и заключена в Новодевичий монастырь.
      Красная площадь перед храмом Василия Блаженного заполнена народом, людское море шумит, волнуется. Тревожно мерцающие огоньки зажженных свечей в руках тех, кто обречен на смерть, яркие пятна их белых рубахах сразу приковывают наше внимание, ведут нас от одного стрельца к другому. К ним обращены взоры всех: и близких, и врагов, и просто глазеющих, как люди за круглой каменной оградой Лобного места, и изучающих, как Австрийский посол возле кареты, пытающийся разгадать событие чужой жизни, происходящее перед ним.
       Я думаю, что мастерство Сурикова выразилось не только в том, что он сумел глубоко раскрыть психологическое состояние каждого присутствующего. Каждый по-своему чувствует и ведет себя в последние трагические минуты перед казнью: и те, кто готовится к смерти, и те, кто прощается с ними.
       Картина – взгляд  художника  на  мир,  она  отражает  связь  человека  с  миром,  отношение  автора  к  действительности.  Еще  раз  посмотрите  на  репродукции  картин  великих  художников.  Выберите  одну  из  наиболее  понравившихся,  напишите  сочинение – эссе  на  тему  «О  чем  мне  рассказал  художник».  
Ребята,  сдайте  свои  сочинения.  Лучшие  работы  мы  зачитаем  на  следующем  уроке. Всем спасибо. До  свидания.
1)   Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. – М. : Просвещение, 1989. – 207 с. – ISBN 5-09-000956-2. 
2)  Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. - М.: Просвещение, 1981. 336 с: ил. 
3)   Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства /   В. Г. Власов. – СПб. : Лита, 2000. – 848 с. : ил.
4)  Изобразительное искусство 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Сост. О.В. Свиридова – Волгоград: Учитель АСТ, 2010. – 223с.
5)   Перепелкина Г. П. Искусство смотреть и видеть. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с.
6)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE   \* MERGEFORMAT14815