Разработка плана работы родительского клуба для детей с ОВЗ

План работы
«Родительского клуба»
на 2016 – 2017 учебный год.
Пояснительная записка
Основным направлением в деятельности психолого-педагогической службы является работа с родителями детей с ОВЗ. Такой работе неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, контакт которых с окружающим миром сужен, возрастает роль семьи. Семье является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества.
Как начинать работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Понятие «партнерство» наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и ведущих специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями и опытом, помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство – это такой стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. К такому стилю поведения с родителями детей с ОВЗ и нужно стремиться.
Как известно, процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка. Это и педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, учитель, однако, основная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.
Исходя из всего вышеперечисленного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определим общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и включению детей с ОВЗ в российское общество.
Цель работы Родительского клуба - повышение педагогической  компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья школьников с ОВЗ. Привлечение  родителей к  сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания и обучения ребенка. Системная работа с семьями, обучающихся с ОВЗ, обеспечивающая комплексную социально-психолого-педагогическую реабилитацию и профилактику детского и семейного неблагополучия.


Задачи Клуба:
оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;
формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Виды деятельности Клуба:
1. Совместные акции и дела
1. Тема: “ Увлечения, хобби, интересы семей класса с ОВЗ”:
- выставка увлечений и достижений детей (поделки, коллекции, фото, рисунки); - рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе, хобби; - выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей (увлечение фотографией, вышивкой, шитьем, рисунками, бисероплетением, макраме и др..); - создание коллективного коллажа пожеланий от каждой семьи другим семьям; - чаепитие.
2. Второе собрание клуба Тема: “Генеалогическое древо нашего класса”
- выступление председателя клуба; - вручение благодарностей самым активным членам клуба; - создание генеалогического древа класса (семья – веточка дерева, семья представлена маленьким отдельным фото каждого члена семьи, сопровождаемым пояснением); - чаепитие.
2. Психолого-педагогическая подготовка родителей
1. Консультации родителей у школьного психолога по вопросам воспитания детей с ОВЗ. 2. Выступление психолога на родительских собраниях.
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.
1.Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе  и семье.
2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.
3. Далее группой психолого-медико-педагогического сопровождения (ПМПс) детей с ОВЗ  на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
4.Составление плана работы специалистов  школы с родителями детей с ОВЗ.
5.Непосредственная работа с родителями.
Программа предполагает  использование различных форм работы с родителями детей с ОВЗ.
1.Беседы: коллективные и индивидуальные.
2. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
3. Родительские собрания в форме: тренинга, «Круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «Круглый стол» или «Педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ и родители  "здоровых"  детей имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
5.Проведение совместных праздников, конкурсов, игр, соревнований, развлечений.
3. Мониторинг динамики отношений детей ОВЗ и родителей
- диагностика детского коллектива на начало учебного года; - диагностика способностей и возможностей родителей для оказания помощи организационного, обучающего и воспитательного характера; - индивидуальные беседы с родителями в классе; - диагностика детского коллектива на конец учебного года.
Привлечение специалистов:
учитель-логопед;
педагог-психолог;
музыкальный руководитель;
учитель начальных классов;
учитель физической культуры;
медицинские работники.
 Эффективность модели консультационного пункта определяется востребованностью предоставляемых услуг, оказанием квалифицированной помощи детям с ОВЗ, педагогической просвещенностью родителей детей с ОВЗ.

Особенность организации работы  специалистов:
ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка;
индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ;
повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ;
индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ.
Результатом работы специалистов  является:
создание благоприятных условий для развития и воспитания детей с ОВЗ;
предоставление квалифицированной междисциплинарной помощи ребенку с особыми потребностями и семье, что содействует его положительной адаптации в обществе.
Прогнозируемые результаты:
Дети:
позитивная адаптация;
динамика психического, физического, интеллектуального развития;
развитие личности ребенка,
развитие навыков общения.
Родители:
информирование о коррекции в развитии детей с ОВЗ;
получение психолого-педагогической помощи детьми с ОВЗ;
информированность о результатах работы с детьми.
Срок реализации программы – 1 учебный год
Занятия родительского клуба проводятся примерно 2 раза в месяц (18 встреч).
ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
на 2016 – 2017 учебный год


Мероприятие
Сроки
Ответственный
Категория участников
Предполагаемый результат
Продукт деятельности

Анкетирование с целью выявления запросов родителей по организации работы Клуба и успешного опыта семейного воспитания
сентябрь
Педагоги 1-х классов
Все родители
Выявление запросов родителей по организации работы Родительского Клуба и успешного опыта семейного воспитания.
Анкеты

Совместное мероприятие "Давайте познакомимся"
сентябрь
Педагог- психолог, учитель начальных классов
Все родители
Улучшение микроклимата в группе, знакомство с семьями, воспитывающими детей-инвалидов; привлечение родителей к сотрудничеству.
Сценарий

Семинар-практикум «Я и мой ребёнок: поиск взаимопонимания "
октябрь
Педагог- психолог, учитель начальных классов
Все родители
Повышение уровня осведомленности родителей о проблемах детей с ОВЗ.
Разработки по теме семинара-практикума

Психологическая гостиная
«Мир детский и мир взрослый».
октябрь
Педагог- психолог, учитель начальных классов
Все родители
Сформировать у родителей осознанное представление об особенностях восприятия мира детьми с ОВЗ.

Разработки по теме психологической гостиной

Мини-тренинг
«Путь доверия. Все мы чем-то похожи»
ноябрь
Учитель- логопед, педагог- психолог, соц. педагог
Все родители
Сформировать у родителей навыки безоценочного, толерантного отношения к детям с ОВЗ, создавая атмосферу принятия.
Разработки по теме занятия

Ток-шоу «Воспитание без наказания»
ноябрь
Учитель начальных классов, соц. педагог
Все родители
Сформулировать у родителей права ребенка; повышение уровня осведомленности родителей о правильном стиле воспитания в семье детей с ОВЗ.
Сценарий

Круглый стол «Формирование детско-родительских отношений»
декабрь
Педагоги 1-х классов, педагог- психолог
Все родители
Изучить истории семей, которые воспитывают детей с ОВЗ, сформировать у родителей представление об особенностях детского поведения.
Разработки по теме занятия

Круглый стол
«Компьютер ребёнку друг?!»
декабрь
Учитель начальных классов, учитель информатики
Все родители
Сформировать у родителей правильное представление о безопасном пользовании интернетом детей с ОВЗ.
Беседа, рекомендации

«Поиграй со мною мама!» Занятие с элементами игровой терапии
январь
Педагоги 1-х классов
Все родители
Улучшение детско-родительских отношений.
Сценарий

Конференция пап
«Роль отца в воспитании детей»
январь
Учитель начальных классов
Творческая группа родителей
Помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения.

Рекомендации

Деловая игра «Невидимая связь»
февраль
Педагог- психолог, врач, учитель начальных классов
Все родители
Информирование родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.

Сценарий

Брейн- ринг
«Права детей и родителей».
Беседа «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»
февраль
Учитель начальных классов, соц. педагог, психолог
Все родители
Сформировать осознанное представление об особенностях детей.

Беседа

Семинар-практикум "Расту, играю, развиваюсь»
март
Учитель начальных классов, соц. педагог, психолог, учитель - логопед
Все родители
Повышение педагогических знаний и умений
Разработки по теме семинара-практикума

Тренинг «Умеем ли мы общаться»
март
Учитель начальных классов, психолог, учитель - логопед
Все родители
Родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.
Сценарий

Семинар-практикум «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
апрель
Соц. педагог, учителя 1-х классов, психолог
Все родители
Повышение психолого-педагогических знаний и умений
Сценарий

Вечер семейного отдыха
“Улыбка, спорт, здоровье - нам в жизни ценное подспорье”
апрель
Учителя начальных классов, учителя физической культуры, музыкальный руководитель
Все родители
Обучить навыкам сотрудничества равноправных взаимоотношений с ребенком с ОВЗ, создать атмосферу взаимопонимания, доверия между участниками клуба.
Разработки по теме вечера семейного отдыха

Практическое занятие "Умелые руки не знают скуки!»
май
Учителя начальных классов, музыкальный руководитель, педагог-психолог
Все родители
Улучшение микроклимата в группе, создать эмоционально-положительный настрой, способствовать повышению настроения при помощи КТД
Разработка по теме занятия

Круглый стол "Презентация опыта семейного воспитания". Итоги работы Родительского Клуба
май
Педагог-психолог, соц. педагог, учителя начальных классов
Творческая группа родителей
Распространение опыта семейного воспитания, подведение итогов
Разработки по теме круглого стола



Литература:
Коломинский Я.Л. Мы  живём  среди  людей. М., 1989.
Беседы  о  нравственности: Сборник статей. М., 1996.
Дереклеева  Н.И. Родительские  собрания. Москва  «ВАКО» 2005.
 http://www.shkola-rodov.ru/blogs/blog.php?id=896
http://happy-penza.ru/topic/1718-deti-invalidi-v-obichnih-shkolah/




















Заголовок 1 Заголовок 215