План работы Родительского клуба (для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
План работы «Родительского клуба»
на 2016 – 2017 учебный год

Учитель: Юлина
Ольга Петровна
г. Камышлов, 2016г
Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др., однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Цель Родительского клуба - повышение педагогической  компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение  их к  сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка. Системная работа с семьями обучающихся с ОВЗ, обеспечивающая комплексную социально-психолого-педагогическую реабилитацию и профилактику детского и семейного неблагополучия.
Задачи:
оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Виды деятельности Клуба
1. Совместные акции и дела
1.2 Первое собрание клуба. Тема: “ Увлечения, хобби, интересы семей класса с ОВЗ”:
- выставка увлечений и достижений детей (поделки, коллекции фото);- изготовление семейных фотоколлажей и рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе;- выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей (увлечение фотографией, вышивкой, шитьем, рисунками и пр.);- создание коллективного коллажа пожеланий от каждой семьи другим семьям;- чаепитие.
1.2. Второе собрание клуба Тема: “Генеалогическое древо нашего класса”
- выступление председателя клуба по итогам работы за год;- поздравления семьям, в которых появился новорожденный;- вручение благодарностей самым активным членам клуба;- создание генеалогического древа класса (семья – веточка дерева, семья представлена маленьким отдельным фото каждого члена семьи, сопровождаемым пояснением);- чаепитие.
2. Психолого-педагогическая подготовка родителей
2.1.Консультации родителей у школьного психолога по вопросам воспитания детей с ОВЗ.2.2.Выступление психолога на родительских собраниях на темы “Воспитание в семье и школе детей имеющих проблемы в здоровье”, “ Психологический комфорт в семье и школе” Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.
1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе  и семье.
2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.
3. Далее группой психолого-медико-педагогического сопровождения (ПМПс) детей с ОВЗ  на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
4. Составление плана работы специалистов  школы с родителями детей с ОВЗ.
5. Непосредственная работа с родителями.
Программа предполагает  использование различных форм работы с родителями детей с ОВЗ.
1. Беседы: коллективные и индивидуальные.
2. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
3. Родительские собрания в форме: тренинга, «Круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «Круглый стол» или «Педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ и родители  "здоровых"  детей имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
5.Проведение совместных праздников, конкурсов, игр, соревнований, развлечений.
3. Мониторинг динамики отношений детей ОВЗ и родителей
- диагностика детского коллектива на начало учебного года;- диагностика способностей и возможностей родителей для оказания помощи организационного, обучающего и воспитательного характера;- индивидуальные собеседования, беседы с родителями в классе;- диагностика детского коллектива на конец учебного года.
Привлечение специалистов:
учитель-логопед,
педагог-психолог;
музыкальный руководитель,
воспитатели, медицинские работники.
Критериями  эффективности модели консультационного пункта являются: востребованность предоставляемых услуг, оказание квалифицированной помощи детям с ОВЗ, педагогическая просвещенность родителей детей с ОВЗ.
Особенность организации работы  специалистов:
ранняя диагностика и профилактика отклонений в развитии ребенка;
индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ с учетом структуры дефекта, его возможностей и способностей;
повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ;
индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ ориентирован на структуру его дефекта, где учреждение должно подстроиться под ребенка, а не наоборот, когда ребенок должен подчиниться общей системе обучения и воспитания.
Результатом работы специалистов  является:
создание благоприятных условий для развития и воспитания детей с ОВЗ;
предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-ориентированной помощи ребенку с особыми потребностями и семье, что содействует его оптимальному развитию и адаптации в обществе.
Прогнозируемые результаты:
Дети:
позитивная адаптация к условиям ДОУ;
динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно - развивающую работу;
эффективное формирование нарушенных функций;
развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
приобретение социального опыта
Родители:
информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
адекватности установок в отношении перспектив ребенка;
информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
гармонизации детско-родительских отношений;
увеличение количества родителей, вовлеченных в коррекционный процесс, в качестве активных его участников.
Срок реализации программы – 1 учебный год
Занятия родительского клуба проводятся примерно 2 раза в месяц (18 встреч).
ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
на 2016 – 2017 учебный год
Мероприятие Сроки Ответственный Категория участников Предполагаемый результат Продукт деятельности
Анкетирование с целью выявления запросов родителей по организации работы Клуба и успешного опыта семейного воспитания сентябрь Педагоги 1-х классов Все родители Выявление запросов родителей по организации работы Родительского Клуба и успешного опыта семейного воспитания. Анкеты
Совместное мероприятие "Давайте познакомимся" сентябрь Педагог- психолог, учитель начальных классов Все родители Улучшение микроклимата в группе, знакомство с семьями, воспитывающими детей-инвалидов; привлечение родителей к сотрудничеству. Сценарий
Семинар-практикум «Я и мой ребёнок: поиск взаимопонимания " октябрь Педагог- психолог, учитель начальных классов Все родители Повышение уровня осведомленности родителей о проблемах детей с ОВЗ. Разработки по теме семинара-практикума
Психологическая гостиная
«Мир детский и мир взрослый». октябрь Педагог- психолог, учитель начальных классов Все родители Сформировать у родителей осознанное представление об особенностях восприятия мира детьми с ОВЗ.
Разработки по теме психологической гостиной
Мини-тренинг
«Путь доверия. Все мы чем-то похожи» ноябрь Учитель- логопед, педагог- психолог, соц. педагог Все родители Сформировать у родителей навыки безоценочного, толерантного отношения к детям с ОВЗ, создавая атмосферу принятия. Разработки по теме занятия
Ток-шоу «Воспитание без наказания» ноябрь Учитель начальных классов, соц. педагог Все родители Сформулировать у родителей права ребенка; повышение уровня осведомленности родителей о правильном стиле воспитания в семье детей с ОВЗ. Сценарий
Круглый стол «Формирование детско-родительских отношений» декабрь Педагоги 1-х классов, педагог- психолог Все родители Изучить истории семей, которые воспитывают детей с ОВЗ, сформировать у родителей представление об особенностях детского поведения. Разработки по теме занятия
Круглый стол
«Компьютер ребёнку друг?!» декабрь Учитель начальных классов, учитель информатики Все родители Сформировать у родителей правильное представление о безопасном пользовании интернетом детей с ОВЗ. Беседа, рекомендации
«Поиграй со мною мама!» Занятие с элементами игровой терапии январь Педагоги 1-х классов Все родители Улучшение детско-родительских отношений. Сценарий
Конференция пап
«Роль отца в воспитании детей» январь Учитель начальных классов Творческая группа родителей Помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения.
Рекомендации
Деловая игра «Невидимая связь» февраль Педагог- психолог, врач, учитель начальных классов Все родители Информирование родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
Сценарий
Брейн- ринг
«Права детей и родителей».
Беседа «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» февраль Учитель начальных классов, соц. педагог, психолог Все родители Сформировать осознанное представление об особенностях детей.
Беседа
Семинар-практикум "Расту, играю, развиваюсь» март Учитель начальных классов, соц. педагог, психолог, учитель - логопед Все родители Повышение педагогических знаний и умений Разработки по теме семинара-практикума
Тренинг «Умеем ли мы общаться» март Учитель начальных классов, психолог, учитель - логопед Все родители Родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Сценарий
Семинар-практикум «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» апрель Соц. педагог, учителя 1-х классов, психолог Все родители Повышение психолого-педагогических знаний и умений Сценарий
Вечер семейного отдыха
“Улыбка, спорт, здоровье - нам в жизни ценное подспорье” апрель Учителя начальных классов, учителя физической культуры, музыкальный руководитель Все родители Обучить навыкам сотрудничества равноправных взаимоотношений с ребенком с ОВЗ, создать атмосферу взаимопонимания, доверия между участниками клуба. Разработки по теме вечера семейного отдыха
Практическое занятие "Умелые руки не знают скуки!» май Учителя начальных классов, музыкальный руководитель, педагог-психолог Все родители Улучшение микроклимата в группе, создать эмоционально-положительный настрой, способствовать повышению настроения при помощи КТД Разработка по теме занятия
Круглый стол "Презентация опыта семейного воспитания". Итоги работы Родительского Клуба май Педагог-психолог, соц. педагог, учителя начальных классов Творческая группа родителей Распространение опыта семейного воспитания, подведение итогов Разработки по теме круглого стола
Литература:
Коломинский Я.Л. Мы  живём  среди  людей. М., 1989.
Беседы  о  нравственности: Сборник статей. М., 1996.
Дереклеева  Н.И. Родительские  собрания. Москва  «ВАКО» 2005.
 http://www.shkola-rodov.ru/blogs/blog.php?id=896
http://happy-penza.ru/topic/1718-deti-invalidi-v-obichnih-shkolah/