Технологическая карта урока Сочинение-описание с элементами рассуждения «Какого цвета снег»
Технологическая карта урока
Учитель: Зайцева Татьяна Витальевна
Предмет: Русский язык
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Тема урока: Сочинение-описание с элементами рассуждения «Какого цвета снег»
Тип урока: Урок развития речи
Форма организации работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронный демонстрационный материал (презентация, слайды), аудиозапись, карточки со словами.
Цель: ввести в активный словарь обучающихся имена прилагательные, обозначающие цвет, выражающие оценку и подготовить обучающихся к сочинению.
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развивать эмоциональную сферу обучающихся через восприятие прекрасного;
- развитие умения работать в группе;
- прививать любовь к природе;
- создавать внутреннюю мотивацию к учению.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения работать с текстом;
- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения;
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
- создание эмоционального настроя.
- Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей; обосновывать свое мнение; обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания;
- Регулятивные: учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать ее.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- способствовать развитию устной и письменной речи;
- формировать умение строить речевые высказывания.
Структура и ход урока
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результаты: формируемые УУД
1 Организационный момент. Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
Здравствуйте ребята!
Меня зовут Татьяна Витальевна.
Слайд 1.
Я очень рада вас всех видеть!
Встаньте прямо, посмотрите, все ли необходимое для урока у вас лежит на парте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким настроением мы и начнем.
Я предлагаю вам раскрыть ладошки и сказать шепотом «Я много знаю, у меня все получиться!» Подготовка к работе.
Личностные:
- самоопределение.
Регулятивные:
- целепологание.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2 Постановка цели и задач. Слайд 2
Послушайте стихотворение И. Сурикова.
Белый снег, пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.И под утро снегомПоле забелело,Точно пеленоюВсе его одело.Темный лес что шапкойПринакрылся чуднойИ заснул под неюКрепко, непробудно...Божьи дни коротки,Солнце светит мало, -Вот пришли морозцы -И зима настала.
О чем оно?
(о снеге, о зиме)
А без чего зима в нашей стране невозможна?
(без снега)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(о снеге, о зиме).
Конечно, молодцы!
Посмотрите на экран.
Показ слайдов – картины русских художников.
Перед вами репродукции картин известных художников. Обратите внимание, каким художники изображают снег.
Слайд 3
Аполлинарий Васнецов в своей работе «Зимний сон» изобразил заснеженный лес, только что освободившийся ото сна. Какие краски вы здесь видите?
Слайд 4
Игорь Грабарь в своей картине «Зимнее утро» показал, как лучи солнца пробиваются через густые ветви деревьев. И здесь уже другие цвета. Какие?
Слайд 5
Борис Щербаков изобразил «Зимнее утро». Что мы видим на картине? Восход солнца придает снежному лесу розоватый оттенок.
Скажите, с помощью чего мы выражаем свои чувства, эмоции?
(Вспомогательные вопросы: когда мы хотим поделиться чем-то с другом, что мы используем?)
(Слова)
Также как писатели и поэты.
Попробуем сегодня быть писателями?
Ребята, скажите, слова какой части речи нам помогают описать предметы, явления природы?
(Имена прилагательные)
Молодцы!
Именно имена прилагательные делают нашу речь более выразительной и яркой.
Но если мы с вами писатели и будем что-либо описывать, что за текст у нас получиться?
Текст, в котором мы будем отвечать на вопрос КАКОЙ? снег.
(текст-описание)
Кто уже догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?
Да, ребята, мы будем писать небольшое, мини-сочинение на тему «Какого цвета снег».
Слайд 6
На листочках запишите число. Сегодня пятнадцатое февраля. Далее «Сочинение». И название - «Какого цвета снег».
Отвечают на вопросы учителя.
Целеполагание.
Отвечают.
Отвечают.
Отвечают.
Слова.
Да.
Имена прилагательные.
Текст-описание.
Отвечают.
Записывают. Познавательные:
-умение структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Логические:
- выделять существенную информацию из текста;
- проводить анализ и сравнение по заданным критериям.
Личностные:
- применять навыки культурного поведения при общении;
- формировать уважительное отношение к иному мнению;
- готовность слушать собеседника и вести диалог,
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- получать возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).
Коммуникативные:
- обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.
3 Работа по подготовке к написанию сочинения.
Беседа по содержанию увиденного.
Работа с однокоренными словами.
Работа над структурой текста.
Словарно-орфографическая работа.
Физминутка.
Написание сочинения.
Мы с вами уже увидели, как изображают снег, зимнюю природу знаменитые художники.
Но не только художники восхищаются красотой зимней природы, есть еще и фотографы, которые любят зиму и снег, и при любой возможности делаю фотографии. Посмотрите их работы.
Слайд 7
Мы видим сугробы, деревья, покрытые снегом. Какие цвета преобладают на этом фото?
Слайд 8
А на этом слайде мы видим совершенно другую картину. Свет придает снегу желтоватые и зеленоватые оттенки.
Слайд 9
На следующем слайде, какие цвета преобладают?
Да, ярко-белый, голубой.
Слайд 10
А вот на этом слайде мы видим закат солнца. Какие краски преобладают?
Розовый, фиолетовый, серый, белый и т.д.
Так какой же может быть снег зимой?
Да, молодцы, ребята, оказывается, снег-то может быть разноцветным.
А чтобы сохранить красоту природы, мы как должны к ней относиться?
(Бережно, защищать и охранять природу).
Вот послушайте стихи, которые написали ученики 6 класса. Будьте внимательны.
Слайд 11
Утром солнечно, морозно,
Мы идем гулять с тобой,
А на веточках березы
Снег небесно-голубой.
Вот синичка прилетела,
На окне, смотри – снегирь!
Снег повсюду белый-белый,
Точно сливочный пломбир.
За спиной портфель тяжелый…
Возвращаемся вдвоем…
Снег кружиться желтый-желтый
Высоко над фонарем!
Вот и ночь. На ветках иней,
В окнах гаснет желтый свет.
И сверкает синий-синий,
Словно звезды, синий снег.
Кто был внимателен? Какого цвета снег в этом стихотворении?
Вывешиваются карточки.
Вот еще одно.
Слайд 12Настало утро, снег идет.
Сейчас он белый и пушистый.
Но только солнышко взойдет,
И станет он лучистый.
Каких цветов там только нет!
И голубой и красный.
И дарит он зимой букет
Цветов разнообразных.
А в этом стихотворении, какого цвета снег?
Вывешиваются карточки.
От чего зависит цвет снега?
(от освещения, от разного времени суток)
Конечно, молодцы! В разное время суток снег выглядит по-разному.
А сейчас разделимся на группы по 4 - 5 человек.
А что получит каждая группа, вы мне сами скажете, отгадав загадку.
Слайд 13
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка).
Конечно же, это снежинка.
Вот какая она красивая. Каждая группа должна будет за одну минуту подобрать к слову снежинка однокоренные слова и записать их.
Повернулись друг к другу. Начинаем писать.
Времени остается мало.
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Как вы думаете, помогут нам эти слова в написании сочинения?
Слайд 14
А теперь вспомним, сколько частей в тексте-описании?
Какие?
Вступление.
Основная часть.
Заключение.
О чем мы можем сказать в каждой части?
Во вступлении мы должны подготовить читателя к тому, что будет в основной части.
В основной части мы будем описывать снег.
А в заключении мы должны рассказать о своих чувствах.
Не забывайте, что каждая часть записывается с красной строки. Предложения в тексте должны быть связаны между собой по смыслу.
Скажите, а какая может быть природа зимой – сказочная, спящая, восхитительная.
У вас у каждого на парте лежит листок, памятка с опорными словами. Поработаем с ней.
(Орфографическая работа)
Слайд 15
Слайд 16
Ребята, вы можете пользоваться этими памятками при написании своего сочинения.
Слайд 17
Физминутка.
Мы снежинки, мы пушинки.
Покружится мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок-
Получается снежок.
Мы деревья побелили –
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Присядьте! Спинки выпрямите, ножки правильно поставьте!
Слайд 18
Приступаем к работе.
Я желаю вам успехов! Отвечают.
Отвечают.
Отвечают.
Разноцветный.
Мы должны бережно относиться к природе, защищать и охранять природу.
Небесно-голубой, белый-белый, жёлтый-жёлтый, синий.
Белый, пушистый, лучистый, голубой, красный.
От освещения, от разного времени суток.
Делятся на группы.
Снежинка.
Работают в группе. Подбирают однокоренные слова.
Отвечают.
Отвечают.
Отвечают. Вписывают необходимые буквы.
Повторяют движения.
Пишут сочинение. Познавательные:
- анализ с целью выделения главных признаков;
- умение структурировать знания;
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию;
- умение структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Логические:
- выделять существенную информацию из текста;
- проводить анализ и сравнение по заданным критериям.
Личностные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог,
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Коммуникативные:
-взаимодействовать со сверстниками, обосновывать свое мнение;
- обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания;
- умение работать в группе.
Регулятивные:
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
4 Подведение итога. Какой же теме было посвящено наше сочинение?
О чем еще мы говорили?
Отвечают. Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
5 Рефлексия. Давайте послушаем, что же у вас получилось.
Молодцы!
Какие отрывки из сочинений одноклассников вам больше всего понравились?
Вам понравился урок?
Мне было очень приятно работать сегодня с вами! Спасибо вам! До свидания!
Слайд 19
Зачитывают сочинения.
Отвечают. Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
- самоанализ, самооценка.