Педагогический проект Природа и изобразительное искусство в художественно-эстетическом развитии детей с ОВЗ



ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово»













Педагогический проект
«Природа и изобразительное искусство
в художественно-эстетическом воспитании
детей с ограниченными возможностями здоровья»



Авторы проекта:
Архипенко М.В. – руководитель изостудии;
Солодуха Т.В. – эколог-валеолог






Черемхово 2013-2015 у. г.

«Всякое искусство есть подражание природе»
Сенека


Проблемно-ориентированный анализ. Актуальность

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки.
Живописная природа, красочно меняющаяся в разные времена года, способствует тому, что педагогика всех времён и народов использовала её, как важнейшее средство развития личности дошкольника.
Т.Н. Доронова в своих исследованиях утверждает, что благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых примеров и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию. В результате этого накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и

пластике предметов. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. А для эстетического развития детей с ограниченными возможностями здоровья крайне важно, что эстетические знания о мире существует для ребёнка в наглядной, чувственно воспринимаемой форме. И чем богаче воспринимаемый им мир по пластике, цвету, формам, тем успешнее закладываются основы для эстетического развития детей.
Ведущая роль в становлении личности ребенка с ОВЗ, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства - явления эмоционально - образного по своей сути. Специфика изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения иного воспитания развития подрастающего поколения. На занятиях изобразительным искусством мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально - образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно творческих заданий направляет коррекционно-развивающую работу педагогов на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Поэтому, целью нашего проекта стал интегрированный подход к эстетическому развитию детей с ОВЗ в процессе восприятия природы, изобразительного искусства и собственной изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи эстетического развития детей в процессе восприятия природы:
1. Побуждать детей воспринимать как первооснову красоты и величия.
2. Целенаправленно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте природы.
3. Показать детям разнообразие её форм, цветов, совершенство строения.
4. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к природной среде родного края. Коррекция умения экологически ориентированного взаимодействия с ней.
Задачи эстетического развития детей в процессе восприятия искусства:
1. Способствовать установлению у воспитанников гармонии с природой родного края посредством изобразительного искусства.
2. Развивать способность у детей опираться на свой жизненный опыт, умение чувствовать и понимать.
3. Вызвать у детей интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и живописного искусства.
4. Развивать умение воспроизводить образ родной природы средствами изобразительной деятельности.
4. Коррекция художественно-образного восприятия детей с ОВЗ.
Задачи развития детей в процессе собственной изобразительной деятельности:
1. Развивать способности детей к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции), элементы воображения и творчества.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Тип проекта – педагогический

Участники – педагоги групп № 1, 8, 2; руководитель изостудии
М.В. Архипенко, эколог-валеолог Т.В. Солодуха
Целевая группа – подгруппа детей III (IV) года обучения
Сроки реализации проекта - 2013 – 2015 у. г.
Ожидаемые результаты:

Образ конечного результата

Критерии оценки


- Интерес педагогов к вопросам экологического и художественно-эстетичного воспитания детей.

- Активность воспитателей при участии в мероприятиях и совместной деятельности.
- Анкетирование воспитателей
- выставки результатов совместной творческой деятельности с воспитанниками, участие в конкурсах внутри учреждения и городских.

- Пополнена развивающая эстетическая среда в группах, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в казённом учреждении.
- Оформлены групповые комнаты, приёмные, участки в соответствии с требованиями эстетики.
- Приобретены и изготовлены новые дидактические игры.
- Пополнены уголки природы новыми комнатными растениями.
- В интерьерах групповых комнат появились предметы декоративно-прикладного искусства, малой скульптуры, красивые и оригинальные вещи, изготовленные руками педагогов и детей.

- В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, эмоциональная отзывчивость.
 -У детей проявляется интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру.
- Мир природы - предмет пристального изучения и средство эмоционально - образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.
- Вырос уровень изобразительных умений и навыков детей.
- Наблюдение за детьми.
- Мониторинг
- Участие детей в экологических акциях. Выпуск листовок, стенгазет
- Выставки продуктов детского творчества в группах, в фойе детского дома, в изостудии, на сайте детского дома.



Распределение деятельности по проекту

Взаимодействие в работе

с детьми
с воспитателями групп
с воспитателем
изостудии
с экологом – валеологом

Цель:
прививать
любовь к
прекрасному;
обогащать
духовный мир;
развивать
воображение;
воспитывать
эстетическое
отношение к природе и изобразительному искусству.

Цель:
повышение
педагогической
компетентности в
данном
направлении,
поиск путей
реализации задач
педагогическое
просвещение и
приобщение к
совместной
творческой
деятельности с
детьми
Цель:
создание условий для
получения детьми
целостного
представления об изобразительном искусстве,
возможностей для
максимального
творческого
самовыражения в
собственной изобразительной деятельности
Цель:
взаимосвязано
поставить работу
по созданию
условий для
получения детьми
целостного
представления о
мире природы, её красоте и разнообразии. Прививать детям основы экологической культуры


Этапы работы по проекту:
Этапы работы
Виды деятельности
Сроки проведения


I этап
Организационный
- Подбор методической литературы, разработка документации проекта
- Доклад на метод. часе о целях и задачах внедренного проекта;
- Дидактическое и методическое обеспечение.
Октябрь
2013
Ноябрь 2013

Ноябрь 2013


II этап
Практический
- Мероприятия по реализации проекта с детьми;
- Мероприятия с воспитателями групп
В течение
2013 – 2015 у. г.



III этап
Заключительный
- Мониторинг
- Презентация по результатам проведенной работы;
- Рефлексия создателей проекта


Апрель 2015



Перспективный план интегрированной проектной деятельности
«Природа и изобразительное искусство в
художественно-эстетическом воспитании детей с ОВЗ»
2013-2014 у. г.

Месяц

Экологический блок

Блок изобразительного искусства
Взаимодействие педагогов

Сентябрь

Осень в природе.
Золотая осень.
Серии занятий.
Осень в изобразительном искусстве.
И.И. Левитан «Золотая осень»
Эколог- валеолог, воспитатель изостудии, дефектолог

Октябрь

Щедрая осень.
Середина осени.
Серии занятий «Растения и животные»; «Семена-дети растений»
Комплексное занятие рисование на тему: «Осеннее дерево».
«Палитра золотой осени» «Осенняя береза» «Пришла волшебница прекрасная листву без красок перекрасила» «Путешествие по картинной галерее»
Эколог-валеолог,
воспитатель изостудии, воспитатели групп.


Ноябрь

Выставка детского творчества: «Осень в гости к нам пришла»
«Праздник Урожая».
Экскурсия в лес.
Ознакомление с жанром натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы, плоды»
воспитатель изостудии,
эколог
воспитатели групп

Декабрь
Серия занятий «Зима в природе»
Развлечение:
«Прощание с птицами» эколог.

Выставка детского творчества: «Пичуги у нашего окна»
Занятие интегрированное «Зимние напевы».
Воспитатель изостудии,
воспитатель - эколог, воспитатели групп

Январь
Экскурсия в зимний лес
Комплексное занятие «Чудеса зимнего леса» Занятие по изодеятельности: «Зимний лес в разное время суток»
воспитатели группы,
эколог-валеолог, воспитатель изостудии.

Февраль
Создание в группах центров: «Зелёный мир на окне».
Экскурсия в эколого-биологический центр: теплица с детьми 3 г.о.
Экскурсия в художественную школу на выставку картин «Творчество художников г. Черемхово»
воспитатель,
эколог-валеолог,
воспитатель изостудии

Март
Серия занятий «Весна в природе».
Экологический КВН
«Весна в городе»
Выставка р.к. о весне русских художников в изостудии и рисунков детей.
воспитатель,
эколог-валеолог,
воспитатель изостудии

Апрель
Экологический
праздник «С днем
рождения, Земля!»;
Презентация «Как природа помогает нам здоровыми быть»
Ознакомление с пейзажной
живописью рассматривание
картины И.И. Левитана
«Весна большая вода»
воспитатель,
эколог-валеолог,
воспитатель изостудии

Май
Экскурсия в весенний парк.
Экологическая музыкальная сказка
«Как морковку назвали
морковкой»
Выставка рисунков детского творчества по проекту.


воспитатель,
эколог-валеолог,
воспитатель изостудии






Перспективный план интегрированной проектной деятельности
«Природа и изобразительное искусство в
художественно-эстетическом воспитании детей с ОВЗ»
2014-2015 у. г.
Месяц

Экологический блок

Блок изобразительного искусства
Взаимодействие педагогов

Сентябрь

Осень в природе.
Экскурсия в природу.
Золотая осень.
Серии занятий.
Осень в изобразительном искусстве. Рисование по мотивам р.к.
И.И. Левитана «Золотая осень»
Эколог- валеолог, воспитатель изостудии, дефектолог

Октябрь

Щедрая осень.
Серии занятий «Дары осени»,
Экологический праздник Осени.
Творчество художника И.Т. Хруцкого.
Серия занятий по ознакомлению с жанром натюрморта.
Эколог-валеолог,
воспитатель изостудии, воспитатели групп.

Ноябрь

Серия занятий «Поздняя осень в природе»
Экскурсия в лес.
Вернисаж «О чём расскажет натюрморт?»
Оформление итоговой выставки рисунков в изостудии.
Конкурс поделок из природного материала «Щедрая осень» среди детей и педагогов
воспитатель изостудии,
эколог
воспитатели групп


Декабрь
Серия занятий «Зима в природе»
Развлечение:
«Однажды зимой»

Выставка р.к. художников о зиме.
Просмотры презентаций «Зима в природе и искусстве»
Воспитатель изостудии, воспитатель - эколог, педагог группы

Январь
Экскурсия в берёзовую рощу.
Экспериментирование со свойствами снега.
Рисование «Белая берёза под моим окном».
Экспериментирование со смешиванием красок на палитре.
воспитатели группы,
эколог-валеолог, воспитатель изостудии.

Февраль
Экскурсия в эколого-биологический центр: теплица с детьми 4 г.о.
Интегрированное открытое занятие «Какого цвета снег?»
воспитатель,
эколог-валеолог,
воспитатель изостудии

Март
Серия занятий «Весна в природе».

Выставка рисунков детей «Весенние мотивы»

воспитатель,
эколог-валеолог,
воспитатель изостудии

Апрель
Экологический
праздник «Скворцы прилетели!»

Рисование «Я здесь пою приход весны»
воспитатель,
эколог-валеолог,
воспитатель изостудии

Май
Экскурсия в весенний парк.

Итоговая выставка рисунков по проекту.
Подведение итогов работы по проекту.
воспитатель,
эколог-валеолог,
воспитатель изостудии


Сводная таблица результатов мониторинга
образовательной деятельности
с детьми III - IV года обучения в рамках педагогического проекта
«Природа и изобразительное искусство
в художественно-эстетическом воспитании детей
с ограниченными возможностями здоровья»
2013-2014; 2014-2015 у. г.

Отрезок времени
Показатели развития
Динамика



начало года %
конец года %



2013
2014
у. г.
Познавательный интерес к объектам и явлениям природы
70
90


Эмоционально-личностное отношение к природе
60
94


Эмоционально-личностное отношение к народному, декоративно-прикладному, живописному искусству
50
90


Самостоятельная изобразительная деятельность
70
90

Общий средний показатель
62
91


2014
2015
у. г.
Познавательный интерес к объектам и явлениям природы
72
100


Эмоционально-личностное отношение к природе
64
97


Эмоционально-личностное отношение к народному, декоративно-прикладному, живописному искусству
60
96


Самостоятельная изобразительная деятельность
72
97

Общий средний показатель
67
97


Анализ результатов мониторинга
образовательной деятельности
с детьми III – IV года обучения в рамках педагогического
проекта «Природа и изобразительное искусство
в художественно-эстетическом воспитании детей
с ограниченными возможностями здоровья»
2013-2014; 2014-2015 гг.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятия, беседы с детьми.
Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых примеров и явлений дети открывали для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах, получали разного рода информацию. У детей появился интерес, накопились впечатления – цветовые, звуковые, осязательные.
На занятиях изобразительным искусством мир природы выступал как предмет пристального изучения и как средство эмоционально - образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.
Интегрированный подход к эстетическому развитию детей с ОВЗ в процессе восприятия природы, изобразительного искусства и собственную изобразительную деятельность направляет коррекционно-развивающую работу воспитателя изостудии и эколога-валеолога на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Сравнительный анализ показателей диагностики, проводимой в начале и конце каждого учебного года, показывает стабильную динамику роста по всем разделам диагностики:
2013 – 2014 у. г. - с 62 % до 91%
2014 – 2015 у. г. - с 67 % до 97 %
Вывод: в течение двух лет работы педагогов по проекту, прослеживается положительная динамика результатов мониторинга.
Это говорит о том, что в группе велась подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа с детьми и педагоги целенаправленно и планомерно работали над единой задачей создания основ развивающего и корригирующего взаимодействия взрослого и ребенка с целью развития механизма компенсации у каждого воспитанника и подготовкой детей к школе.
Свой вклад в результат этой работы, несомненно, внесли педагоги группы, которые ежедневно осуществляли работу по экологическому и художественно-эстетическому воспитанию детей в разных видах детской деятельности, а также дефектологи, другие специалисты.
В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности: лепкой, аппликацией, рисованием. Но самое главное, приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире природы и искусства.
В ходе работы дети приобрели знания, умения, экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.
Все это способствует не только познанию красивого в природе и искусстве, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Трудности в работе над проектом:
Слабая заинтересованность детей к природным объектам, явлениям природы, к произведениям живописи.
Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и педагогами во всех видах деятельности. Привлечение и заинтересованность педагогов группы в проект должно быть обязательным условием.

.