Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Сочинение по картинам русских художников «Какого цвета снeг?»
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме
«Сочинение по картинам русских художников «Какого цвета снeг?»
Сегодня на уроке мы постараемся увидеть, какого цвета снег на некоторых картинах русских художников. Для этого нам необходимо отправиться в путешествие в мир этих картин. Цель нашего путешествия заключается в том, чтобы 1) посмотреть, какого цвета снег на картинах, 2) выяснить, как цвет снега помогает понять замысел художника. (Целевую установку можно записать на доске.) В конце нашего путешествия вам предстоит написать сочинение на тему «Какого цвета снег», в котором вы опишете снег на рассмотренных картинах и поразмышляете над тем, почему он именно такого цвета.
Наблюдение и беседа по картинам.
Путешествие первое. А. А. Пластов «Первый снег»
- Первое наше путешествие - в мир картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
- Автор назвал свою картину «Первый снег». Что означает слово первый в данном случае? Что снег никогда раньше не выпадал? (Первый - значит выпавший впервые в этом году.)
- Какое время года отобразил на своей картине художник? (Начало зимы.)
- Посмотрите на картину, что на ней изображено? (Мы видим часть дома. На крыльцо дома выбежали девочка и ее маленький братишка. Они смотрят, как идет первый снег.) - Что происходит на картине в тот момент, который изобразил художник? (Дети замерли в неподвижности н крыльце и любуются падающим снегом.)
- Мы говорим: снег падает, снег идет, но холст неподвижен. Как же удалось А. А. Пластову убедить нас в том, что снежинки действительно крутятся, летят? Как на неподвижном холсте удалось показать движение снежинок? (Ветки берез на картине художник нарисовал так, что они наклонены в сторону, славно от ветра. Их наклон показывает нам направление ветра и направление полета снежинок. Кроме того, мы обычна чуть улыбаемся, щуримся, когда нашего лица касаются падающие снежинки. Девочку художник изобразил именно так, видно, что она ощущает прикосновение падающих снежинок.) - Какого цвета снег на этой картине? (Белый, чистый, свежий снег.) Запишите эти слова в таблицу.
- Что означает прилагательное чистый в данном случае? Объясните значение слова с помощью подбора синонимов. (Неиспачканный, незагрязненный.)
- Какова поверхность снега на этой картине? (Поверхность снега равная, снег одинакова падает на каждый кусачек земли, видимый на картине.)
- Добавим в таблицу прилагательное равный. Почему мы записали это слово, ведь оно не обозначает цвета? (Она действительна не обозначает цвет, на помогает его почувствовать, охарактеризовать, так как бывает неравный снег, у которого есть дополнительные оттенки в неровностях на снегу.)
- Какие тона выбрал для своей картины художник: яркие или неяркие? (Для сваей картины Пластав выбрШ1 неяркие, мягкие тона.) Слова неяркие, мягкие учащиеся записывают в таблицу.
- Мы сказали, что снег на картине белый. Присмотритесь к картине, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег? (Художник использует голубоватые, серые, зеленоватые краски.) Оказывается, для того чтобы показать белый снег, художник пользуется самыми разными красками, которые в совокупности и создают впечатление белого цвета.
- Какое значение вносит суффикс -оват- в прилагательное голубоватый? (Это суффикс, показывающий неполноту качества. Не голубой, а немного голубой, чуть-чуть голубой.) - Но ведь первый снег всегда яркий, бросающийся в глаза после надоевшей осенней грязи и черноты. Как подчеркивает художник белизну снега? (Яркая белизна первого снега достигается тем, что на картине художник оставил темные кусочки, не покрытые снегом. Кусочек темной земли, темная «клякса» - ворона на снегу. От соседства с этими темными пятнами снег кажется еще белей.) - С помощью какого прилагательного можно охарактеризовать тона, когда имеются темный и светлый цвета на картине, белый снег и черная ворона на нем? (Контрастные тона.)
- Что означает это слово? (Контрастный - противоположный, полярный.) добавим и это слово в таблицу.
- Посмотрите внимательно на сделанные записи.
В них есть слова, которые помогают нам понять авторский замысел, и есть слова, характеризующие цвет снега. Итак, какого цвета снег на картине А. А. Пластова? (Белый, свежий снег, с голубоватыми, серыми, зеленоватыми оттенками, ровный; неяркие, мягкие тона; контрастные/ противоположные, полярные/ краски.) - Какие слова помогают понять замысел писателя? (Нетронутый, только что выпавший, чистый /неиспачканный, незагрязненный.)
- Как удалось художнику убедить нас в том, что на его картине именно первый снег? (Автор действительно показал снег, только что выпавший и продолжающий падать, потому что есть на картине такие кусочки земли, которые еще не засыпаны первым снегом. Снег нетронутый, чистый, так как по нему еще никто не ходил, нет ничьих следов.) - Итак, мы выполнили задачу нашего первого путешествия по картине А. А. Пластова: мы рассмотрели, какого цвета снег на картине и выяснили, почему художник изобразил его именно таким. Автору важно было, чтобы зрители картины пережили радость при виде первого снега вместе с героями его полотна, почувствовали его свежесть и увидели белизну, особенно ярко бросающуюся в глаза после надоевшей осенней слякоти и грязи. Наблюдая снег на картине, мы убедились, что белый с голубоватым оттенком снег кажется еще белей благодаря тому, что художник использовал контрастные краски: темные пятна земли, ворона-клякса на снегу.
А сейчас мы отправляемся в наше последнее путешествие - в яркий март известного художника Игоря Эммануиловича Грабаря.
Путешествие второе. И. Э. Грабарь «Мартовский снег»
- В одной старинной русской песне поется, как парень догонял девушку, которая шла за водой. Она ему приглянулась, понравилась. Да и как может не понравиться такая красавица! Девушки, несущие на плечах коромысло с ведрами, полными воды, поневоле шли неторопливо, неспешно, держа спину прямо, ровно. Походка, чтобы вода не расплескалась, должна была быть плавной, скользящей. Плечи - расправленные. Посадка головы -гордая. Именно такую статную стройную русскую красавицу с коромыслом на плечах мы видим на картине И. Э. Грабаря.
Девушка - единственная героиня картины. Так и хочется назвать картину, как в песне: «Шла девица за водой». Однако картина называется по-другому - «Мартовский снег».
- Почему автор именно так назвал свою картину? (Главное в картине - не девушка, а мартовский снег, снег уходящей зимы, снег приближающейся весны.)
- Итак, название картины подтверждает, что снег главное в картине. А построение картины нам помогает это понять? (Девушка - на втором плане, а на первом плане картины - снег. Снег занимает все пространство картины, он начинается прямо перед нами, и вдали мы тоже видим только снег.) - Какого цвета снег на этой картине? Можно ли на этот вопрос ответить одним словом? (Нет, ответить одним словом нельзя. Цвет снега отличается на различных участках картины.) - Каким вы видите снег на переднем плане картины? (На переднем плане снег голубоватый и ярко-голубой в тени деревьев. Снег многоцветный, переливающийся, искрящихся.) - Чем отличается цвет снега на заднем плане? (На заднем плане снег более светлый, однотонный.)
- Какова поверхность снега на картине у И. Э. Грабаря? (Поверхность снега неровная.)
- Отвечая на предыдущий вопрос, вы использовали антоним к слову ровный, рассмотренному ранее. Каким синонимом можно заменить слово неровный? (Бугристый, изрытый.)
- Как вы думаете, какой день изобразил на картине автор? (День солнечный, яркий, весенний.)
- Но солнца на картине нет, нет и неба. Объясните, как же дал нам художник почувствовать, что день действительно солнечный? (Мы ощущаем это через цвет снега. Голубоватый с золотистым оттенком цвет снег приобретает именно весной под лучами нежаркого мартовского солнца. Цвет снега как бы отражает тепло солнечных лучей.) - Подумайте, почему возникает голубизна на снегу? (Голубой цвет дают тени от деревьев, которых мы не видим на картине и которые частично художник разместил в правой стороне картины.)
- Действительно, голубые прожилки теней от веток деревьев буквально исполосовали мартовский снег. Сливаясь в наших глазах в единое целое, они создают ощущение колебания. Тени словно дрожат на снегу. Какими словами можно охарактеризовать тени на снегу? (Тени колеблющиеся, дрожащие.) Все слова по ходу работы записываются учащимися в таблицу-заготовку.
- Каким показал нам мартовский снег И. Э. Грабарь? (На переднем плане снег розовато-золотистый, голубой в тени деревьев; многоцветный, переливающийся, искрящийся; на дальнем плане - более светлый, однотонный, поверхность неровная, бугристая, изрытая; тени на снегу колеблющиеся, дрожащие.) - Каков был замысел этого художника? (Грабарь хотел показать нам снег в марте, снег уходящей зимы, приближающейся весны, снег, буквально пропитанный солнцем.)
- Итак, завершилось наше последнее путешествие.
И на картине И. Э. Грабаря снег тоже особенный, сверкающий, переливающийся. Такой цвет снега художник показал нам не случайно. Сверкающие краски этой картины создают радостное весеннее настроение. И пусть снег еще лежит повсюду, но это последний снег, скоро зима закончится и наступит весна.
Составление плана сочинения
Вот и закончилось наше путешествие в мир картин русских художников, в ходе которого мы многое узнали, увидели, поняли. Мы с вами рассматривали картины, обращал особое внимание лишь на одну деталь - цвет снега, и пытались разобраться, как цвет снега помогает нам понять замысел художника. Можно ли теперь писать сочинение? (Нет, необходимо составить план.) Учитель записывает план на доске.
1. Путешествие в мир картин русских художников.
2. Снег на полотнах известных мастеров: а) первый снег А. А. Пластова;
б) теплый снег А. К. Саврасова;
б) радужный снег И. Э. Грабаря.
3. Разгадка секрета художников.
- Скажите, план, по которому нам предстоит работать, простой или сложный? (План сложный, так как есть не только основные пункты, но и подпункты плана.)
- О чем мы будем писать во вступлении сочинения? (Во вступлении сочинения следует написать о том, в какое необычное путешествие мы отправились и какова его цель.)
- На какие два вопроса мы обязательно должны ответить по каждому из подпунктов основной части сочинения? (Необходимо сказать о том, какого цвета снег на картине и почему он именно такой.)
- Для того чтобы ответить на первый вопрос (какого цвета снег на картине) каким типом речи вы воспользуетесь? (Тип речи - описание.)
- А если вы будете размышлять о том, почему он именно такого цвета, какой тип речи вы выберете? (Тип речи - рассуждение). Следовательно, при работе над основной частью нашего сочинения вы будете пользоваться такими типами речи, как описание и рассуждение. (Учитель дописывает к каждому подпункту основной части плана структурную схему текста: а) первый снег А. А. Пластова (описание + рассуждение);
б) радужный снег Н. Э. Грабаря (описание + рассуждение).
- В заключение мы должны подвести итог нашему сочинению. В какое необычное путешествие мы с вами сегодня отправились? (Мы путешествовали в мир картин русских художников.)
- Где мы побывали благодаря художникам и что увидели? (Мы побывали на пороге деревенского дома, полюбовались первым падающим снегом; посетили маленький уютный дворик, прошли вместе с девушкой-красавицей по заснеженной солнечной дороге.)
- Какой снег мы увидели на картинах? (Увидели, что снег далеко не всегда белый, он может быть передан художниками самыми разными цветами.)
- Какой секрет художников мы разгадали? (Мы разгадали один из главных секретов художников - секрет цвета снега.)
- Как вы думаете, от чего зависит цвет снега на картинах? (Цвет снега зависит не только от состояния природы, но и от замысла художника, который с помощью цвета передает свое отношение к изображаемому.) Вот об этом вы и скажете в заключении сочинения.
Написание сочинения
Учитель предлагает учащимся написать сочинение-описание с элементами рассуждения на тему «Какого цвета снег?», используя составленные рабочие материалы, опираясь на план сочинения и его структурную схему.
Приводим примерный вариант сочинения:
Сегодня на уроке мы отправились в необычное путешествие - путешествие в мир картин русских художников А. А. Пластова, И. Э. Грабаря. Мы рассмотрели несколько удивительных картин и раскрыли один из секретов творчества живописцев - секрет цветa снега. На каждой картине художники изобразили одно и то же время года - зиму, главной приметой которой является снег.
Мы привыкли думать, что снег всегда бывает * * * .Но это не * * * . Цвет зависит от * * * , замысла * * *, его * * * , которое он передает через * * * , * * *. В этом проявляется * * * художника.Слова для справок :Белый, природы, всегда так, автора, настроение, деталь, мастерство, краски, художник.
Но на каждом полотне цвет снега совершенно разный.
На картине А. А. Пластова мы увидели снег белый, чистый, свежий, с голубоватым оттенком. Чтобы показать первый белый снег, автор использовал нежные голубые, серые, чуть зеленоватые краски. Но это сочетание мягких спокойных цветов создает впечатление именно белого цвета. Секрет А. А. Пластова заключается в том, что он показывает нам кусочки земли, которые еще не засыпаны снегом. Темные ветки берез, серые ступеньки крыльца, даже большая ворона-клякса на свежевыпавшем снегу делают его еще более белым и чистым.
Наше второе путешествие мы совершили в яркий солнечный день. Картина И. Э. Грабаря «Мартовский снег помогла нам в этом. На этом полотне самое главное - снег, который занимает почти все пространство картины. Каких только тонов и оттенков снега здесь нет! На переднем плане картины снег розовато-золотистый, В тени деревьев голубой, а на заднем плане снег более светлый, однотонный. Снег искрится, переливается на ярком солнце. Такой сверкающий снег на картине потому, что автор хотел показать нам снег уходящей зимы, приближающейся весны, снег, который пропитан солнцем. Яркие краски создают радостное настроение, потому что цвет снега говорит о том, что скоро придет настоящая весна.
Наше путешествие закончилось. Благодаря художникам, мы полюбовались первым снегом, почувствовали близость скорой весны. А еще мы открыли один из секретов художников. Оказывается, снег не всегда белый, он может быть самым разным. Его цвет зависит от состояния природы и от замысла художника, который передает свое настроение и отношение к изображаемому с помощью цвета.