Внеурочное занятие по этической грамматике для 3 класса Школьный этикет


МОУ Лицей г. Истры
Учитель начальных классов Горичева Жанна Валентиновна
Разработка внеклассного занятия по этической грамматике для 3 класса на тему: «Школьный этикет»
Цели занятия: 1. Расширить представления учащихся об этикете.
2. Выработать правила поведения в школе.
3. Развивать умение работать в малой группе, выслушивать чужое мнение, обобщать, анализировать.
Организационный момент.
- Дети, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.
Актуализация знаний.
- На доске у нас висит карта. Расскажите гостям о нашей игре. (Дети рассказывают о том, как мальчик Вежа ведёт наш класс по карте в гости к дедушке Этикету, какие интересные остановки у нас уже были, предъявляют нашу проектную работу – самодельную книгу «Премудрости этикета», докладывают, чему научились на предыдущих занятиях).
- Так что же такое «этикет»? (Правила поведения в различных ситуациях).
- Зачем его надо изучать? (Чтобы не было проблем в жизни, в общении).
Выяснение темы занятия, его целей.
Приглашаю к доске ребят, заранее приготовивших частушки о школьной жизни.
- Вам задание. Внимательно слушайте, в паузе говорите «да» или «нет». «Да» - такое и у нас бывает, «нет» - такого в классе вы никогда не видели.
Школьные частушки
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем застесняться.
Вова в школу опозданья
Объясняет просто:
- А учиться, Мариванна,
Никогда не поздно!
Припев:
Просим быстро дать ответ:
Есть такие или нет?
Катя в школу так летела,
Форму в школу не надела.
Весь урок считал у Кати
Я горошки на халате.
В школе длинный коридор.
Дима мчит во весь опор.
На скаку его не тронь,
Он не Дима – резвый конь!
Ярослав пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, всем пример,
Как нельзя решать пример!
- Какие правила были нарушены?
- А у нас есть такие проблемы?
- Нашему другу – мальчику Веже – понравилось бы у нас, да ещё если бы он у нас на перемене побывал?
- Какие этикетные нормы нам надо укреплять?
- Вы уже догадались, куда мы отправимся и о чём будем говорить? (Пойдём по карте в школу и выясним, какие школьные правила существуют).
Работа над правилами поведения в школе.
- Какие разделы школьного этикета вы можете назвать?
После всех высказываний на доске появляются заголовки:
Приход и уход из школы.
Внешний вид ученика.
Деловое поведение на уроке.
Содержание учебных вещей.
Поведение на перемене.
Поведение в раздевалке.
Правила поведения в столовой.
- Пришла пора пополнить нашу книгу «Премудрости этикета». Садитесь командами по 4 человека.
Сейчас вы обговорите и запишите правила поведения по тому разделу, который вам достанется. Получив задание, дети работают в группах самостоятельно.
- Давайте послушаем, что у вас получилось. Будьте внимательны. Если, по-вашему, чего-то не хватает, готовьтесь добавить. (Высказывания детей)
- Молодцы! Правила поведения в школе вы знаете. Теперь проверим ваше умение применять их на практике.
Закрепление.
Экзамен Вежи.
- Вежа передал для вас задания. Рассудите, как надо поступить в данных ситуациях?
Ты вошёл в раздевалку. Там толпится много ребят, рядом с тобой девочка, и все её отталкивают. Как ты поступишь?
Утро. Ты входишь в свой класс. В классе уже несколько твоих товарищей. Как ты войдёшь в класс?
На перемене ты случайно налетел на своего одноклассника. Какими будут твои дальнейшие действия?
По коридору идёт твоя учительница и педагог из соседнего класса. Как ты поздороваешься?
Девочка обозвала тебя на перемене. Что ты сделаешь?
Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?
На утреннике тебя попросили выступить. Ты не хочешь. Как быть?
Игра «Да» - «Нет».
- Сейчас я буду читать вам стихи о школьной жизни. Если в стихах дети всё делают правильно, то вы показываете пальчиками «+», а если дети не знают школьного этикета, то вы показываете « - «.
Входишь в класс со словом «здравствуй»
И здоровым будешь сам,
Чтоб чувствовать себя прекрасно,
Желай здоровья по утрам!
Неприятно нам в столовой
Рядом с Людой Пироговой.
На соседку слева Люда
Опрокинула два блюда,
А соседу на живот
Сладкий вылила компот.
Володя Левин каждый раз
У нас опаздывает в класс.
Уже давно урок идёт,
А он по лестнице ползёт,
У двери 5 минут вздыхает,
Всех от занятий отрывает.
Носятся на перемене
Гриша с Федей, как олени.
Всех толкают, задевают
И кричать не забывают.
Слова «спасибо», «извините»
Не стесняйся, говори,
Аню, Славу, Валю, Витю
Ты не ссорь,а помири!
Подведение итогов.
- Какую задачу мы решали на сегодняшнем нашем занятии?
- Давайте проверим, чему вы научились. Для этого заполните листочки с пропусками слов.
Дети заполняют карточки:
- В школу надо приходить без________________.
- В общении со всеми употребляйте_______________ слова.
- У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и____________.
- Надевайте в школу__________________.
- Ученик поддерживает чистоту и порядок на________________.
- Нельзя мешать другим на уроке, громко________________.
- Когда уходите из класса, заканчивая учебный день, попрощайтесь с ________________.
Выслушиваем ответы 2-3 учеников (как позволяет время).
- Итак, нам есть, что записать в книгу «Премудрости этикета».
Помните, когда все вежливы, спокойны, доброжелательны, день начинается в хорошем настроении, с улыбки. Постараемся следить за собой, хорошо?
А чтобы быть приятными дедушке Этикету, мы просто обязаны:
- быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях;- не ставить свои интересы на первое место;
- считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого;
- помнить про свои ученические обязанности.