Родительское собрание Телевизор в жизни младшего школьника
МБОУ «Селищинская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободский муниципальный район
Республика Мордовия
Доклад
на родительском собрании
ЦЕЛЬ: Обсудить с родителями проблему влияния телевидения на развитие личности младшего школьника.
ЗАДАЧИ:
- ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА С ТЕЛЕВИЗОРОМ.
- ОПРЕДЕЛИТЬ НАИМЕНОВАНИЯ И КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ПРОСМОТРА ДЕТЬМИ.
ФОРМА: информационный лекторий с элементами дискуссий.
УЧАСТНИКИ: родители, классный руководитель.
ОБОРУДОВАНИЕ: оформить собрание можно выставкой рисунков учащихся на тему “Моя любимая телепередача”.
ХОД СОБРАНИЯ.
Добрый вечер!В этот час Рада видетьЗдесь всех вас.
Сегодня наше родительское собрание посвящено проблеме телевидения.
Сегодня телевидение стало обыденным явлением повседневной жизни каждого из нас и частью жизни детей.
Нам предстоит выяснить что же такое телевидение: друг или враг?
НЕМНОГО СТАТИСТИКИ:
Возможно, вы подумайте, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты статистики в нашем классе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА.
1.Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
Постоянно- 8 чел. Редко- 2 чел.
2.Ты любишь смотреть всё подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
Подряд- 8чел.Выборочно- 1 чел.
3.Ты смотришь телевизор один или со своей семьёй?
Один- 2 чел.1 и вместе 6.чел.
4.Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телепередачи?
ДА- 3 чел.НЕТ- 4. чел.ИНОГДА- 1 чел.
5.Рекомендуют ли тебе родители смотреть какие-то телепередачи?
ДА- 4 (познавательные, спортивные, учебно-познавательные.)НЕТ - 4 чел.
6.Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?
Играть, смотреть телевизор
7.Какие телепередачи тебя больше всего интересуют?
Развлекательные, познавательные
НОВЫЙ РОБИНЗОН ИЛИ ЧТО ВОЗЬМЁТ С СОБОЙ НА НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЁНОК.
(провели психологический эксперимент.)
Методика “РОБИНЗОН” представляла собой игровую ситуацию.
Ребёнок, воображая себя на необитаемом острове с замечательными деревьями и добрыми зверями, может заказать по рации, которая работает в определённое время, что-либо себе из следующего списка:
*сладости, *книги, *компьютер, *телевизор, *друга, подругу, *игры, *маму, *папу.
НО “По рации, которая заработает через час поле твоего приезда на остров, потом через неделю , через месяц, последний раз через год.
Ты можешь заказать из списка всё, что ты хочешь, но только что-то одно.
Результаты приводим в таблице.
Посмотрите внимательно: СЛАДОСТИ через 1 час.
Но компьютер и телевизор предпочтительнее мамы с папой для многих детей.
Видим что потребность в удовольствии, потребность в общении, и наконец ценности сегодняшнего дня- это прежде всего телевизор и компьютер т.е.ЭКРАН.
*ЭКСКУРСИЯ НА ВЫСТАВКУ РИСУНКОВ “МОЯ ЛЮБИМАЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧА”
ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
*Какие телепередачи, на ваш взгляд, положительно влияют на личность ребёнка, а какие наоборот?
(ОБСУЖДЕНИЕ)
Давайте разберёмся, что же такое телевидение для наших детей-
ДРУГ или ВРАГ?
У нас сегодня присутствуют 2 команды.1-ДЕТИ.2-РОДИТЕЛИ.
Я предлагаю:1-ДЕТИ найти в телевидении (+) для детей.2-РОДИТЕЛИ найти (-) для детей.
ОБСУЖДЕНИЕ.
ЗАСЛУШИВАЕМ 1-ДЕТИ, (+),
*Возможности телевидения в развитии ребёнка очевидны. Оно помогает детям находить ответы на те вопросы, на которые не отвечают взрослые, понять, что такое “ХОРОШО” и что такое “ПЛОХО”.,узнавать о различных явлениях в разных областях знаний, развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию наконец ,занять свободное время ребёнка.
Телевидению как средству массовой коммуникации отводится ряд функций: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ, ОРГАНИЗУЮЩАЯ.
Имеется также в виду, что практически каждая телепередача не просто разнообразит досуг, но и воздействует на интеллект, эмоции и чувства человека.
Я тружусь целый день,И поверьте, мне не леньУ компьютера сидеть.Телевизор поглядеть.Все программы без разбораЯ смотрю аж “до упора”.Лёжа книжки я читаю,Свет при этом не включаю.Стало плохо с головойИ с глазами ..я- слепой!
Но что-то есть и (-) слово 2 РОДИТЕЛИ.
В то же время исследования врачей- гигиенистов доказывают отрицательное влияние телевидения на здоровье детей. Более всего при этом страдает нервная система, слух и зрение. Не только медики , но и наиболее внимательные родители сами замечают, что под воздействием зрелищ, которые ребёнок изо дня в день смотрит по телевизору, в его поведении резче проступает раздражительность и апатия. Он всё чаще жалуется на усталость и головную боль.
Увлечение телевидением разрушает режим дня ребёнка: резко сокращает время сна и пребывания на свежем воздухе. Недосыпание и кислородное голодание снижает сопротивляемость детского организма к заболеваниям. Нередко при этом ухудшается память, ослабевает внимание. Успехи в учёбе даются всё с большим трудом.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ. “ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ.”
(РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ПОЗНАВАНИЕ МИРА, ЗАНЯТЬ ВРЕМЯ).
Увлечение телевидением таит реальную опасность нарушения семейных отношений, ослабления эмоциональных связей между близкими людьми. В то непродолжительное время, когда семья собирается дома, включенный телевизор лишает людей возможности общаться друг с другом. Нередко такие отношения способствуют своеобразному бегству ребёнка в “телеэкранные дебри”. Поглощая одну передачу за другой, он привыкает к пассивной роли “ наблюдателя со стороны”. Особенно страдают в этом случае робкие- застенчивые и неконтактные-подростки. Им Телевизор заменяет товарищей, собеседников, советчиков. Чем сильнее в семье такого ребёнка взрослые увлечены телевидением, тем более одиноким чувствует он себя в родном доме. У ребёнка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют ТЕЛЕМАНИЕЙ.
*Самоанализ родителей с помощью фишек.
А сейчас я предлагаю вам, дорогие родители, необычное задание.
Дайте самооценку. Цель этого самоанализа помочь разобраться в отношениях с ребёнком, своевременно предотвратить ошибки, чтобы не допустить, избежать нервных срывов, агрессивности у своих детей.
Я задаю вопрос, а вы отвечаете с помощью фишек.
КРАСНАЯ – ВЫ ПОСТУПАЕТЕ ТАК ( ДА).
ЖЁЛТАЯ – НЕ ВСЕГДА.
ЗЕЛЁНАЯ – НЕ ПОСТУПАЕТЕ ТАК.(НЕТ).
1.Каждый вечер вы уделяете своему ребёнку время на разговоры, игры, рассказы..2.Вместе с ребёнком смотрите детские передачи.3.Вы обсуждаете просмотренные телепередачи.4.Ребёнок не смотрит со взрослыми передачи для взрослых.5.Совершаете прогулки, экскурсии.6.Есть ли передачи, которые собирают у экрана всю вашу семью.7.Обсуждаете телепередачи с членами семьи.8. Устраивает ли вас отношение вашего ребёнка к телевидению.
Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы разговариваем с детьми. Эти разговоры часто возникают неожиданно и подчас так же неожиданно обрываются, но некоторые надолго остаются в памяти и после них возникает удивительное чувство радости, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия. Пусть такие вечера украсят детство ваших детей и будут ежедневными.
НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Существует ряд элементарных требований к гигиене просмотра телепередач: достаточное расстояние от экрана до телезрителя.
Дополнительная подсветка вечером и частичное затемнение днём, уровень громкости, не превышающий естественную потребность.
Не рекомендуется сидеть близко у телевизора, а также на полу перед ним, так – как рентгеновские лучи исходят вниз.
Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его вроде бы никто не смотрит, но никто и не выключает.(такой звуковой фон вызывает дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталости.
Сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора?
Для дошкольника оно не должно превышать 1,5 ч в неделю, для младшего школьника – 3ч включая просмотры и в выходные дни
Подбирайте “телерепертуар” для ребёнка, будьте в курсе того, что он смотрит, обсуждайте все, что происходит на экране.
Желательно, чтобы из-за телевидения не страдали другие занятия: учёба, спорт, чтение художественной литературы, помощь по дому, общение с друзьями.
ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ. “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.
1-дети.
2-родители.
*Вы поручили ребёнку прибраться и помыть посуду, а он (она) проиграл всё это время в компьютер (просмотрел телевизор), ничего не сделал. Ваша реакция?
*Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг с интересным фильмом и вы засмотрелись. Как объяснить это маме и папе?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РОДИТЕЛЯМ.
1.Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора?2.Задаёт ли ребёнок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?3.Какие передачи предпочитает?
Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то телевизор должен “ сломаться” хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Ответ: Воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой!
Давайте подведём итог : мы все хотим что бы наши дети были умными, здоровыми, коммуникабельными, успешными.
Давайте с помощью мяча закончим фразу “МОЙ РЕБЁНОК БУДЕТ УСПЕШНЫМ ЕСЛИ” и передаёте мяч другому .
Бьёт по стеклу хрусталь лучом,Ковры разбросаны по стенам,Мы твёрдо знаем, что почём,Но забываем о бесценном.
" Телевизор
в жизни младшего школьника"