Родительское собрание Телевизор,компьютер и режим дня
Республика Крым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Яснополянская школа» Джанкойского района
296120, Российская Федерация, Джанкойский район, с.Яснополянское, ул.Первомайская,2а
тел/факс 0(6564) 5-27-21, e-mail: yasnaja.school@mail.ru
Родительское собрание
Телевизор, компьютер и режим дня
(Круглый стол)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Подготовила и
провела классный
руководитель 5 класса
Джепарова Э.Р.
Родительское [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тема: Телевизор, компьютер и режим дня (Круглый стол)
Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей по вопросу режим дня учащихся.
Задачи:
1. Познакомить родителей с основными компонентами режима дня.
2. Проанализировать результаты анкеты «Мой режим дня», сопоставить их с результатами анализа медицинских карт школьников и классного журнала – страницы «Сведения о занятиях в кружках (секциях, клубах)».
3. Разработать рекомендации для школьников «Как правильно составить режим дня».
4. Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
5. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Ход собрания
Выступление классного руководителя.
Современному школьнику постоянно не хватает времени. Процесс обучения в школе очень насыщенный. Помощником может и должен быть правильно организованный режим дня школьника. Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности.
Основными компонентами режима дня школьника являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.
Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности в соответствии с гигиеническим регламентом. Нерационально организованный режим приводит к снижению работоспособности, развитию утомления и переутомления, задержке роста и нормального развития.
Основным методом исследования режима дня школьников было анкетирование. Учащимся была предложена анкета «Мой режим дня» (анкета №1). Ответы на вопросы анкеты позволяют оценить следующие компоненты режима дня школьника: сон, учеба дома, питание, свободное время. Результаты анкеты были проанализированы, сопоставлены с гигиеническими нормативами (таблица №2).
Выводы:
1. Школьники имеют представление о режиме дня.
2. Среди учащихся есть нарушения основных режимных моментов.
3. Для __5__ учащихся характерно более позднее засыпание и, следовательно, отмечается недостаток сна.
4. Школьники не уделяют достаточного внимания утренней зарядке как компоненту физического воспитания.
5. Нарушения режима питания (завтрак) отмечаются у ____1__учащегося
6. Среди учащихся отмечаются нарушения гигиены учебной деятельности дома: у __6___ учащихся гигиенические нормативы продолжительности выполнения домашних заданий занижены (на выполнение домашних заданий они уделяют меньше 1 часа), только __4__ учащихся делают перерывы.
7. ___2__ детей проводят свое свободное время насыщенно и с пользой – посещают кружки.
8. Нарушения режима дня у учащихся связаны с чрезмерным увлечением социальными сетями, компьютерными играми.
9. Нерационально организованный режим дня способствует ухудшению здоровья школьников.
Беседа с родителями «Как правильно организовать режим дня?»
Строгий режим распорядок дня является важнейшей предпосылкой для высокой трудоспособности, крепкого здоровья и хорошего самочувствия.
В режиме дня школьника должны быть предусмотрены следующие основные компоненты: 1) учебные занятия в периоды подъема работоспособности в школе и дома; 2) отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; 3) регулярное и достаточное питание; 4) гигиенически полноценный сон. Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт, самообслуживание, помощь семье). Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня создает бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.
Важным составляющим режима дня является выполнение домашнего задания Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой»
«Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»? В современной школе дети проводят по шесть часов в день, а иногда и более. К счастью, учебная программа 5 класса по - прежнему включает такие предметы, как физкультура, изобразительное искусство и музыка, а также специальные предметы, направленные на развитие самоуважения. Добавились новые, и конечно с переходом на российский фгос ребятам очень трудно.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.
Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.
Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.
Педагогическая ситуация.
Очень часто в разговоре с вами можно услышать, что ваш ребёнок сидит за уроками 3 – 4 часа.
Понаблюдайте за своим ребёнком во время выполнения домашней работы.
Ребёнок занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика
- На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Ребёнок за это время:
- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
- один раз доставал из стола карточки и пересматривал их.
Но вот работа закончена. Ребёнок еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради
Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных ребёнком, только 1 час 27 минут использовано с толком.
Пятый класс переход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.
Этому периоду развития свойственны такие психологические особенности:
1.Проявление чувства взрослости.
2.Рост самооценки, самосознания, саморегуляции.
3.Проявление самостоятельности в приобретении знаний.
4. Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
5. Стремление обзавестись верным другом;
6. Установление доверительных отношений со сверстниками
(ведущая деятельность – общение)
7. Повышенное внимание к своей внешности.
8. Ярко выраженная эмоциональность, высокая тревожность, неустойчивая психика,
9. Переоценка своих возможностей;
10.Отсутствие адаптации к неудачам;
11. Внутренний конфликт с самим собой и окружающими.
12. Страх одиночества.
Какие же трудности влияют на адаптацию пятиклассника в новой для него среде:
1.Несколько учителей с разными требованиями
2.Нехватка внимания со стороны классного руководителя.
3. Возросший темп и объем работы
4. Новые требования к оформлению работ
5. Большой поток новой информации, незнакомые слова и термины
6. Самостоятельный поиск информации. Использование словарей и справочников.
Признаки успешной
адаптации:
Признаки дезадаптации
1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения;
2. Ребенок легко справляется с программой;
3. Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
4.Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
1. Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
2. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелания выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
6. Беспокойный сон. Нарушение аппетита
7. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
8. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
9. Снижение работоспособности
10. Забывчивость
11. Неорганизованность
Виды дезадаптации
1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2) Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Если согласны с утверждением, то поставьте “+” Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
Ему мало нравятся учителя в школе.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах.
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости.
Заключительная часть. Решение собрания.
Классному руководителю подготовить и провести классный час по теме «Режим дня пятиклассника».
Родителям и классному руководителю в течение года заботиться о здоровье учащихся, следить за выполнением ими режима дня.
Родительскому комитету спланировать мероприятия по рациональной организации свободного времени учащихся в дни зимних каникул. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.
15