Конспект урока по литературному чтению на тему М.Ю. Лермонтов Утёс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Учитель: Тюгаева Ирина Борисовна.Тема: «М.Ю. Лермонтов «Утёс» Тип урока: урок комплексного применения знанийЕдиница содержания: способ анализа стихотворения
Ход урока.
Орг.м. Сообщение темы. Целеполагание. Листок по самооцениванию. Критерии оценивания.Проверка к готовности на урок. Дежурные помогают. (Раздают раздаточный материал к уроку).Познакомьтесь с листками по самооцениванию на уроке и с критериями оценивания заданий на уроке.- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями М.Ю. Лермонтова.Основной целью урока будет познакомиться с новыми стихотворениями М.Ю. Лермонтова. Проанализировать их и подготовить паспорт для этих стихотворений.Начнём с проверки дом. задания и обобщения знаний о библиографии поэта М.Ю. Лермонтова.
Проверка дом. заданий.1) Инд. задания. Презентация. Сообщение о поэте. Работа оценивается по критериям оценивания презентаций и сообщения по теме. 2) Проверка выразительного чтения наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова. Чтение наизусть стихов оценивается учениками по критериям оценивания выразительного чтения наизусть. «Горные вершины» и «На севере диком стоит одиноко». Уч. стр. 144.
Обобщение знаний о библиографии поэта М.Ю. Лермонтова. Видео - презентация про М.Ю. Лермонтова («Инфорурок»).1. Просмотр видео-презентации про М.Ю. Лермонтова2. С/р. Тест о библиографии М.Ю. Лермонтове. Вариант проверки: 1. В печатном виде тест. 2 вар. в электронном виде тест (по ссылке на почте). Проверка теста (по критериям оценивания).
Знакомство со стихотворениями М.Ю. Лермонтова
Задание 1. «Речевая разминка» 1. Прочтите «жужжащим чтением»2. Прочтите медленно.3. Прочитайте быстро (скороговоркой)4. Прочитайте выразительно (расставляя акценты на главные слова в строчках)Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
М. Ю. Лермонтов.
1. Сегодня мы познакомимся со стих-ем «Утёс». Как вы себе представляете утёс (опишите словами). «Утёс».а) Проведём словарную работу. Что такое - « утёс»? (Толковый словарь Ожегова). Жизненный опыт. Утёс
-а, м. Высокая скала. Гранитный у. Как у. стоит кто-что-н. (твердо, непоколебимо).Утес - Этимологический словарь русского языка...Утес буквально — «стесанная (т. е. гладкая) скала». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов.
УТЕС, гора - Энциклопедии & СловариУТЕС, гора. Это одно из названий горы Крепостной, находящейся в южной части Балаклавской бухты и образующей ее восточный входной мыс.Что означает понятие УТЕС, гора.
enc-dic.com/word/u/Utes-gora-23698.html сохранённая копияСловарная работа. Что такое - « лазурь»? (Толковый словарь Ожегова). Жизненный опыт. Лазурь -и, ж. 1. Светло-синий цвет, синева (устар. и высок.). Небесная л. 2. Природная светло-синяя краска.
(На севере диком стоит одиноко… Лермонтов)
Риза -ы, ж. 1. Облачение, одежда священника при богослужении. Парчовая р. 2. Оклад на иконе. Золочёная р. 4 До положения риз (налиться, напоить) (прост.) — допьяна. II прил. рйзный, -ая, -ое.2. Сегодня вам будет предложено самостоятельно проанализировать стих-ие «Утёс» и составить для него «паспорт стихотворения». Эту работу вам надо будет выполнить в группе. Но перед выполнением этого задания, я предлагаю вам прослушать выразительное чтение этого стихотворения артистом И. Кваша. (Видеозапись из YouTube). Которое вам поможет лучше почувствовать содержание этого стихотворения и проанализировать его.Напомните правила работы в группах.Задание 2 «Анализ стихотворения».(*вопр. _Сколько героев в стих-ии? Дайте характеристику этим героям? С кем можно сравнить утёс? Кто может быть этим утёсом? Почему? Какое настроение передаётся в этом стих-ии? И т.п.)3. Проверка анализа стих-ия «Утёс» составленного в группах. *- Как вы думает темп прочтения 1 – и 2 куплета одинаковый или разный? Объясните? Почему?Задание 3 «Темп».4. Задания для групп. Подготовка выразительного чтения. Темп.1-ый вар. Читает первый куплет (быстрым темпом). Образ молодой тучки.2-ой вар. Читает второй куплет (медленным темпом). Образ старого одинокого утёса.Физмшутка (для глаз)Задание 4. «Художник».5 Задание. Практическая работа.
В душе каждый человек поэт и художник.
Сейчас я вам предлагаю создать свои горы .т. е. со своим характером и настроение.
5. Задание «Рисунок горы» . 1-ый ряд. «Весёлые горы». 2-ой ряд. «Грустные горы». 3-ий ряд. «Грозные горы».- Сравнение образов горы. – Какой из образов больше подходит к стихотворению «Утёс»? (комментарии учеников). V. Итог на рефлексивной основе. Оцените свою работу на уроке. Критерии оценивания. Листок по самооцениванию.Итог. •Я прошу продолжить фразу « Читая стихи Лермонтова, я чувствую...»
Что поэты передают в своих стихах? ( карточка - чувство ) Кто помогает нам испытать эти чувства? (карточка- поэт)
С помощью чего поэту удалось пробудить в нас эти чувства?! Карточка - слово).Мы исследовали, какое богатство художественного слова спрятано в стихотворении «Утёс». Любите, охраняйте окружающий мир, трепетно относитесь друг к другу, и тогда чувство одиночества, которое испытывал М. Ю. Лермонтов, никогда не коснётся вас. Мир будет прекраснее!
Читайте произведения М. Ю. Лермонтова. Познавайте мир поэзии!
12 .Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть «Утёс» стр. 146. Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Осень» стр.147.
Приложение к уроку:
*** Дополнительный анализ стихотворения Беседа по содержанию.
-Найдите слова, которые показывают внешний вид. характер тучки. - Какие цвета использует поэт в 1 строфе? - Какое настроение передаёт поэт в 1 части стихотворения? Каким вы увидели утёс?
* Какое настроение передал поэт?
Рождает ли образ старого утёса чувство сопереживания у слушателя? Обратите внимание, сначала появляется слово, потом настроение. У нас получились разные художественные образы тучки и утёса,
Работа по тексту (сравнение)
Обратимся к тексту и найдём контрасты характерные для тучки и утёса.
0ком можно сказать эти слова?
А разве могут неживые предметы так действовать?
Это один из художественных приёмов. Олицетворение.
Как вы считаете, почему Лермонтов назвал стихотворение « Утёс », а не « Тучка», « Утёс и тучка »?
Как вы думаете, какое чувство побудило Лермонтова написать это стихотворение? Лермонтова называют грустным поэтом. У Михаила рано умерла мать, когда ему было 2,5 года. Его взяла на воспитание к себе бабушка, которая любила его и старалась дать хорошее образование. В жизни ему было одиноко. Поэтому своё одиночество он отображал в стихах.
Выразительное чтение стихотворения.
Прочитайте так стихотворение, чтобы мы поняли настроение и чувства поэта. Вспомните стихотворение « На севере диком стоит одиноко...» Что у них общего? А чем отличается?
-99060118745
2710815273050
-251460211455
250126569850
-175260104140
Листок по самооцениваниюФ.И. ___________________________ класс: ____ Дата: _________
Критерии оценивания заданий(подчеркните набранные вами баллы в задании)
Задание «Речевая разминка» - 1 б. (участвовал), 0 б. (не участвовал)
Задание №1 Д.з. «Презентация. Сообщение о Лермонтове» - 5 б. (верно), 4 б., 3б., 2б., 1 б. Оценка по критериям: ____ . Наличие работы – 1б. Отсутствие работы – 0б.№2. Д.з. «Выразительное чт. стих-ия наизусть» - 5б. (верно), 4 б., 3б., 2б., 1 б. Оценка по критериям: ____ .Задание «Тест» – Проверка после урока. _ б. (верно), _ б. (неверно)
Задание «Анализ стихотворения» в группе - 1 б. (есть инф.), 0 б. (нет инф.)
Задание «Темп» - 1 б. (участвовал), 0 б. (не участвовал)
Задание «Художник» - 1 б. (участвовал), 0 б. (не участвовал)
Дополнительный балл за активность на уроке – 1б (есть акт.), 0б. (нет акт.)
Итог урока
5 б. – 4 б. – «5» 3 б. – 2 б. – «4» 1 б. – «3» 0 баллов – «2»
Мои баллы за урок: ____ Моя оценка за урок: ____ Д.з. ____