Конспект урока по литературному чтению на тему М.Ю. Лермонтов Ашик — Кериб


Конспект урока по литературному чтению.
Тема «М.Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб»
Цели урока:
Образовательные:
- отработать навыки беглого, правильного, осмысленного чтения;
- обогатить словарный запас учащихся
Равивающие:
- развивать память, внимание, связную речь учащихся;
- развивать умение видеть особенности текста;
Воспитательные
- формировать волевые качества учащихся: организованность, собранность
- формировать культуру общения, чувства коллективизма;
- формировать умение слушать и слышать других.
Оснащение:
- Толковый словарь;
- портрет писателя;
- карточки.
Методы и методические приёмы: беседа, рассказ учителя, использование художественных текстов (сказка), выступления учащихся (чтение стихов), проблемная ситуация
Ход урока
Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационная часть
Целеполагание и мотовацияПроверка готовности к уроку.
На доске записана пословица: «Сказка –ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок.» Слово сказка закрыто карточкой.
На доске записана пословица, прочитайте ее.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Проверим, как вы знаете сказки.
На доске карточки с названиями сказок и именами писателей.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
П.П. Ершов «Конек-Горбунок»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»; В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница»; «Ашик-Кериб»
Одна карточка осталась лишняя.
Ребята, это название сказки, с которой мы будем сегодня знакомится.
Кому интересно узнать, кто такой Ашик-Кериб?
Ашик – в переводе означает народный певец, музукант;
Кериб – бедный человек, бедняк.
Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, турецком вариантах.
На доску вывешиваются карточки с переводом.
Эту сказку написал М.Ю. Лермонтов.
На доске висит портрет писателя.
Читаю пословицу.
Будем говорить о сказках.
Формулируют тему урока «Сказки»
Читают стихотворение: (подготовленный ученик)
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку?
Может быть, вчерашний снег?
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить
И поэтому на свете
Станет людям легче жить.
Объединяют карточки с названием сказки и автором.
Учащиеся оценивают ответы, показывая условные знаки.
Читают стихотворение. (подготовленный ученик)
Мы знаем сказки назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что-то новое, друзья,
Сейчас ещё узнаем.
Актуализация знаний
Отработка техники чтения
В сказке встречаются многосложные слова: единственная, странствование, благословение, странничий, переправившись, восьмьюдесятью, бездыханный, благодарность. Попробуем отработать их правильное чтение.
Словарная работа.
Найдем в словарике учебника непонятные слова
В тексте встретились слова: посох, зарок, паша, витязь.
Найдём значение этих слов в Толковом словаре.
Если бы не было подзаголовка к сказке, смогли бы вы догадаться, что действие в ней происходит в другой стране?
Чем занимался Ашик - Кериб?
Почему люди уважали его? Читают сначала по слогам, затем целым словом.
Первичное чтение 1 части подготовленными детьми.
Находят в словаре значение слов: Аяк-Ага, Чауш, ОгланРаботают со словарями.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Физкультминутка Как живёшь?
Вот так
Как идёшь?
Вот так.
Как бежишь?
Вот так
Как летишь?
Вот так
Как шалишь?
Вот так
Как сидишь?
Вот так. Встают, показывают большой палец
Шаги на месте
Бег на месте
Махи кистями
Прыжки с поворотами
Садятся на место
Работа по учебнику
Закрепление нового материала Повторное чтение.
Прочитайте эту часть ещё раз про себя.
Выборочное чтение.
Найдите описание Магуль Мегери.
С чем сравнивает ее автор? Найдите сравнение.
Что поёт о Магуль Мегери ее подруга?
Учащиеся читают 1 часть про себя.
Работа в парах. Находят ответы на вопросы.
Учащиеся оценивают ответы, показывая условные знаки.
Подведение итогов Ребята, сказка - одно из самых удивительных выдумок человека и одно из самых больших украшений нашей жизни.
Удалась ли эта замечательная выдумка М.Ю. Лермонтову?
Кого захватил сюжет?
А чем закончилась эта сказочная история узнаете, дочитав ее дома до конца. Учащиеся отвечают на вопросы.
Оценка деятельности учащихся Спасибо всем за работу на уроке. Выставление оценок за активную работу на уроке.