Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова Парус
Парус
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?..
Играют волны, ветер свищет,И мачта гнется и скрипит…Увы, он счастия не ищет,И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бури есть покой!
Особую роль на уроках литературы в национальной школе приобретает лингвистический анализ, цель которого –« выявления и обьяснения использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении, причем лишь постольку,поскольку они связаны с пониманием литературного произведения как такового».
Наибольшую сложность в этом плане представляет восприятие и анализ лиричиских произведений, в которых слово живет по особым законам:в них широко используется условно поэтическая лексика, слова символы, за которыми закреплено постоянное значение.
Интересным материалом для лингвистического анализа в казахской школе я считаю стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», которое изучается в IX классе.Это яркий образец пейзажно-символической лирики.Здесь пейзаж становится одним из ведущих компонентов и помогает учащимися не только представить место и время действия, но и глубже понять, почувствовать душевное состояние героя.
Анализ стихотворения я предваряю небольшим вступлением,- рассказываю о том,когда и как оно было написано(вывешиваю на доске план урока). Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург,однако учиться в столичном университете поэту не пришлось: ему не зачли годы учебы в Москве. Во время прогулок Лермонтов часто оказывался у Финского залива.Здесь он и написал «Парус». Близость моря всегда волнует человека ,чем обычно порожает человека море?
И почему многие так любят его?(ответы учащихся)
-Да,красота моря его своенравный характер, его стихийная сила всегда поражают и покоряют. Возле моря хочется поразмышлять о чем-то серезном сокровенном.Любуясь морем и парусом, Лермонтов написал стихотворение и назвал его не «Море» или «К Морю» в отличие от других поэтов, а назвал «Парус».
«Парус»- это своеобразный итог его попыток воплатить в стихах образ «беспокойной натуры». Такая беседа помогает перейти к первому этапу анализа -лингвистическому комментированию, которое осуществляется на разных уровнях –лексическом,фонетическом,грамматическом.
Лексический анализ предпологает обьяснение прямых и переносных значений слов, выявление совпадения и несовпадения их семантического объема и сочетаемости в русском и родном языке учащихся, определение стилистической окраски и др.
Язык стихотворения достаточно прост, в нем нет архаизмов (кроме формы счастия),поэтому лексического комментирования требуют немногие слова: парус – желкен; играть (о волнах)-перен, плескать,пениться, сверкая на солнце; лазурь -светло-синий или ярко-голубой цвет моря в солнечную погоду; кинуть – оставить; струя – ағыс; ағын; золотой луг -алтын шуақ и некоторые другие.
После этого читаю стихотворение выразительно наизусть, а потом предлагаю ученикам еще раз почитать его и ответить на вопросы, которые помогают выявить их читательскую реакцию, передать впечатления, вызванные зрительным образом, возникшим в их сознании:
1. Что вы представляли,когда слушали и читали стихотворения?
2. Если бы вам нужно было нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению ,что бы вы изобразили? Какие краски использовали бы?
3. Посмотрите на рисунок в учебнике,изображающий парус среди безбрежного моря.
Близок ли он стихотворению по содержанию и построению?
Так мало слов,и так много сказано и о море,и о судьбе паруса, и чем-то еще, неуловимом пока.
Очень важно,чтобы ученики поняли особенности поэтической интонации,т.е. в процессе анализа они должны почувствовать,какое настроение, состояние души поэта передано в этом лирическом произведении.Поэтому анализ «Паруса» надо строить так,чтобы помочь им постичь поэтическое слово и образ( картина моря и паруса),через которые автор передает свои жизненные впечатления.Анализируя «Парус», можно отметить,что в нем использованы в основном простые и понятные слова, причем в большинстве случаев в прямом значений, если же они употреблены в переносном ,то оно доступно пониманию учащихся: золотой луг,волны играют,ветер свищет.Изобразительные средства стихотворения просты,но именно с их помощью поэт создает выразительный художественный образ.Особо останавливаемся на эпитете.Вспоминаем,что известно учащимися из уроков русской и родной литературы: эпитеты определяют предмет или понятие,обязательно подчеркивая в нем такое его своиство,которое в первую очередь воздействует на чувства воображение,мысль человека:они всегда окрашены чувством самого автора,показывают его отношение к тому или иному понятию,предмету.После этого находим в стихотворении «Парус» эпитеты и раскрываем их значение и смысл в контексте:одинокий – не имеющий близких,всем чужой(один,отдаленный от других);мятежный – тревожный,неспокойный.
Эпитет одинокий играет в «Парусе» важную роль.Это не только выражение одной из тем стихотворения (гордое одиночество мятежника),но и ключ к раскрытию символического образа ,- в нем совмещаются значения,соотнесенные как с предметным рядом – парус одинокий,т.е. плывущий один,без подобных себе, так и с рядом «одушевленным»(не имеющий единомышленников,близких людей).В ходе лингвистического комментирования я обращаю внимание учеников прежде всего на лексические антонимы,языковые и контекстуальные.С моей помощью они выделяют такие:ищет-кинул( оставил,бросил,(в стране)далекой- (в краю) родном,ищет –бежит (избегает),под ним –над ним,буря –покой.
Вместе мы делаем вывод о том ,как прием противопоставления позволил поэту создать яркие пейзажные зарисовки и показать раздумья,размышления.Как отмечается в «Лермонтовской энциклопедии»; «буря» и «покой», «далекая страна» и «родной край», движение к чему-то и от чего-то,обретения и потери – вот неполный перечень антиномий «Паруса».
Я обращаю внимание учащихся и на повторы, которые усиливают выразительность стихотворения(что,он,под ним,над ним,счастия,бури),и на инверсию:обратный порядок слов приводит к их смысловому выделению.(парус одинокий,в тумане моря голубом,в стране далекой,в краю родном, луг солнца золотой).
Особенно внимательно мы анализируем описание бури(насыщенность глаголами,зрительно-звуковые образы:играют волны,мачта гнется;обилие сонорных,свистящих и шипящих согласных – р,с,ч,щ).
И лишь после такого анализа я предлагаю ученикам ответить на вопрос,что перед нами –стремление к счастью или отказ от него?
Вывод учащихся: Что в стихотворении отвергаются обе эти возможности,- ведь «он счастия не ищет и не от счастия бежит».Буря в «Парусе»-это не столько поиск счастия, сколько «тревога духа»,стремление к недостижимому идеалу и отказ от всего достигнутого.
Ощутив своеобразие лермонтовского языка,ученики смогли правильно понять основную идею стихотворения «Парус»,увидели дух мятежной личности,жажду истины и деятельности,внутреннюю неуспокоенность.